Почему в Витебске пенсионерка вынуждена скитаться по улицам, имея собственную квартиру

Чужие среди своих

Бывший медработник Софья Данилевич обратилась в редакцию уже после того, как устала самостоятельно бороться за право проживания в своей квартире. Рассказывая свою историю, она не смогла удержаться от слез: «военное положение» в родных стенах не ее прихоть. Помочь кто-либо отказывается, сама в правовом плане беспомощна. В итоге пожилая женщина осталась один на один со своей бедой. 

Вроде бы частная история, но в ней смешалось столько жизненных и моральных коллизий, что впору использовать ее в качестве яркого наглядного пособия — для профилактики аморальных поступков отдельных людей и защиты традиционных семейных ценностей.


Разлука с внучкой

…Тогда, шесть лет назад, Софья Павловна на коленях стояла перед сыном: давай, мол, заберем Анечку к себе. Вместе и воспитаем. Дело в том, что бывшую гражданскую жену Виктора лишили родительских прав. Встал вопрос о дальнейшей судьбе ребенка. Виктор мать не послушал и написал отказную от дочки. Ведь уже тогда он привел в материнскую двухкомнатную квартиру новую сожительницу, которая заявила: у нее есть собственная дочь и видеть здесь чужого ребенка она не желает. 

Бабушке запретили выступать в роли опекуна, и та была вынуждена смириться с мыслью, что маленькая Анюта будет жить в приемной семье. Обнадеживало лишь то, что малышке повезло попасть к хорошей, жалостливой женщине, с которой бабушка предусмотрительно наладила контакт. Все шесть истекших с того времени лет Софья Данилевич исправно навещает внучку, следит за ее успехами в школе, держит постоянную связь с приемной мамой. 

И когда последняя обмолвилась о том, что ей стала надоедать по телефону какая-то дама с требованием предоставить ребенка для проведения теста ДНК, сразу же поняла: Наташкиных рук дело. Сверили номера телефонов — точно. Новая невестка, работающая на промышленном предприятии, решила таким образом оспорить отцовство мужа в предыдущем гражданском браке, чтобы сэкономить семейный бюджет и не выплачивать алименты. 

А самое главное, судя по всему, повлиять на завещание, которое к тому времени уже успела оформить пенсионерка, распорядившаяся после смерти разделить квартиру между сыном и внучкой. Делить долгожданную жилплощадь еще с кем-то невестка, даже не зарегистрированная, кстати, в квартире свекрови, никак не хотела. 

Виктор не смел ей противоречить. Не получив желаемое (то есть девочку для проведения теста ДНК) в добровольном порядке, супруги обратились в суд, и экспертиза была-таки проведена, правда, ее результаты пока неизвестны. 

Бабушка сильно переживала по этому поводу, но заявила: независимо от результатов теста на отцовство она считала и будет считать Аню своей внучкой, а потому менять завещание не станет.

Кто в доме хозяин

Упрямство пенсионерки, а скорее нервируют невестку. Ведь она с самого начала дала понять владелице жилья, что власть сменилась. Согласия Софьи Павловны на заселение новых жильцов (Натальи и ее дочери) никто, конечно же, не спрашивал. Бабушкины вещи просто переместили из большой комнаты в маленькую и сказали: жить будешь здесь. Сын уверен,  раз он тут зарегистрирован, то, несмотря на отсутствие его личной доли в квартире, он волен делать все, что захочет. «Мои метры тут тоже есть!» — заявляет он уверенно.

Пользоваться стиральной машиной пенсионерке запрещено. Так же, как и раздеваться-разуваться в прихожей. Выходя из дома, бабушка обязательно кладет в сумочку тапочки. Чтобы по приходу надеть их еще на площадке и с сапогами в руках прошмыгнуть в свою комнату. 

Когда в кухне невестка — туда лучше не заходить. Устраиваемые ею по любому поводу скандалы слышат даже соседи по подъезду, которые письменно попросили власти защитить пенсионерку, вынужденную во избежание провокаций днями гулять по улице от страха зайти домой. 

Бабушка уже не единожды замечена с синяками и ушибами. Так неужели нельзя было уже давно найти управу на распоясавшуюся Наталью? Нельзя. Для пожилой женщины, которая плохо ориентируется в правовом поле, просто нереально. Тем более что бабушка не единожды пыталась навести порядок в собственном жилище, но безуспешно. 

Обращалась к участковому, вот только тот почему-то решил, что невестка — это член бабушкиной семьи и может проживать в квартире на законных основаниях. Вопреки воле хозяйки и несмотря на регистрацию по месту жительства своей собственной матери. Пенсионерку ввели в заблуждение, и она долгое время терпеливо пыталась приспособиться к таким условиям жизни. Но у каждой конфликтной ситуации есть последняя грань…

Шестнадцать ножевых

В ту ночь Софья Данилевич вернулась от родственников — около двух недель гостила в другом городе. Войдя в квартиру, была немало удивлена: дверь ее комнаты взломана, стекло разбито, вещи перерыты. Сын объяснил: нечаянно задел дверное стекло локтем, а потом открыл замок, чтобы убрать осколки с другой стороны. Софья Павловна не поверила: 

— Я увидела, что кто-то копался в документах. Исчез техпаспорт на квартиру. Судя по всему, искали завещание. Хотя глупо было бы надеяться, что его уничтожение как-то повлияет на мое решение… 

По совету знакомых хозяйка квартиры вызвала милицию — неизвестно, какие сюрпризы ее еще могут поджидать. Милиционеры все зафиксировали и взяли обещание у сына отремонтировать дверь. Тот ушел на работу, а буквально через час в дежурной части УВД вновь звонок с уже известного адреса: невестка сообщила, что свекровь набросилась на нее с ножом…

— После дороги я проголодалась, — будет потом рассказывать в суде Софья Данилевич. — Улучила момент, пока невестка в своей комнате, и пошла чистить картошку. Тут она выходит и бьет меня то ли по голове, то ли по плечу. Нож падает у меня из рук... Я продолжаю держать пакетик с очистками (ведром мусорным мне тоже запрещено пользоваться) и защищаюсь. Сцепились. Она меня тянет за волосы. Кричу: «Спасите, помогите!» Прибежали соседи, звонят в дверь…

Версия Натальи, конечно же, другая — первой на 40-летнюю даму напала 73-летняя старушка. Стала размахивать ножом и нанесла ей 16 (!) ножевых ранений (царапинок примерно от 1 до 5 см. — Авт.) в одном и том же месте предплечья. Тут даже судья удивилась: пока бабка 16 раз взмахивала ножом, невестка, получается, терпеливо держала руку в одном и том же положении...

Отвечая на вопрос адвоката, судмедэксперт пояснил: да, такие ссадинки человек мог себе нанести и сам... Зато у бабушки длинный список телесных повреждений. Честно говоря, на суде во время рассмотрения административного протокола, где присутствовала и автор этих строк, трудно было сдержать спокойствие. Невестка оперировала фотографиями кровавых якобы пятен на полу и мебели, которые «забыла» показать милиции. Упрекала участкового, что тот не напомнил ей при написании заявления про удары ножом, а записал, что били руками. Жаловалась, что живет со свекровью, как в «подселенке». 

Но при этом никак не реагировала на предложения съехать вместе с любимым мужем с чужой квартиры и предоставить хозяйке возможность распоряжаться своим имуществом... Виктор тоже объявил: раз такое дело, он будет судиться с матерью за метры. И даже попробовал было рассказать, как плохо она в свое время исполняла свои родительские обязанности по отношению к нему. К счастью, добить морально и без того рыдающую в зале пенсионерку ему не позволили. Тем более что не ему, официально отказавшемуся от дочери, судить свою мать.

Продолжение следует?

Не наше право расставлять акценты и определять степень вины каждого участника этой печальной истории. Сейчас к разрешению конфликтной ситуации в семье Софьи Данилевич подключилась Витебская городская прокуратура.

КОММЕНТАРИЙ

Ирина Шестопалова, старший помощник прокурора города Витебска:

— На защиту нарушенных прав пожилых людей прокурорским работникам приходится вставать довольно часто. Только с начала года в городе возбуждено 11 уголовных дел по фактам насилия в отношении пожилых граждан со стороны их близких родственников. Для защиты законных прав и интересов пенсионеров применяются и другие меры. Недавно мы были вынуждены инициировать оформление 78-летней витебчанки в дом-интернат, так как при наличии двух дееспособных детей и внука больная бабушка проживала в опасных для жизни и здоровья условиях.

begunova@sb.by

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter