Первая в стране вантовая арка натянута на мосту через Днепр

«Подвески» для Днепра

Строители уверяют, что это будет самый красивый мост в стране

Два берега Днепра в Рогачеве соединил мост с уникальной для Беларуси вантовой аркой. Ее установили в апреле. Сейчас идет укладка многослойных дорожных перекрытий. Сдача объекта запланирована на следующий год, но мостовики могут сработать с серьезным опережением плана. Возможно, уже 2021-м в Рогачеве появятся свои «Золотые Ворота».


«Старичок» свое отработал

Бетонщик гомельского филиала «Мостостроительное управление № 4» ОАО «Мостострой» Алексей Карецкий наносит на пролетное полотно выравнивающий слой. Это третий мост в его карьере. Но, считай, родной — Алексей живет в поселке Лукский, в 17 километрах от реки:

— Старая конструкция отжила свои 60 лет эксплуатации. Они не прошли бесследно: массивные бетонные опоры разрушались внутри, арматуру изъела коррозия, в пролетах нашли критические прогибы. В итоге старый мост полностью демонтировали, усилили фундаменты и вывели новые опоры. У нас, бетонщиков, работы было много. До апреля трудились посменно круглые сутки. На ветру над рекой хорошо пробирало. И теперь все никак не теплеет — весна выдалась холодная.

Во время большого ремонта на помощь специалистам ОАО «Мостострой» пришли военно­служащие 36-й дорожно-мостовой бригады. Выше по течению Днепра они установили большой автодорожный разборный мост (на месте древней переправы). Рядом находится рогачевская историческая достопримечательность — Замковая гора.

Длина нового путепровода составит почти полкилометра, ширина — около 20 метров. Он свяжет между собой трассы М-5 и М-8 и соединит две части Рогачевского района, разделенные полноводным Днепром.

Третий за четыре года

В список модернизации по всей стране сейчас входят 32 путепровода. Проведенное обследование показало, что многие построенные в прошлом веке мосты нуждаются в реконструкции, а порой и замене. Гомельщина здесь на особом месте из-за большого количества крупных рек: Днепр, Припять, Березина, Сож, Птичь, Ипуть. На юго-востоке многие из них набирают мощь — становятся шире, ускоряется их течение. Тем не менее за последние четыре года проделана огромная работа.

Первым «на больничном» оказался мост между Туровом и Житковичами, став отправной точкой для большого ремонта подобных сооружений по всей стране. В декабре 2017-го он просел и треснул. В итоге часть пролетов пришлось взорвать и заменить стальными элементами. Для реализации этого масштабного проекта даже Припять временно пустили по новому руслу. Перестроенную полесскую транспортную артерию торжественно открыл Глава государства.

Следующим объектом масштабной реконструкции стал мост через реку Сож под Гомелем — участок республиканской трассы М-8. Здесь мостостроители надвигали по рельсам над водной гладью стальные пролеты, собирали, как громадный конструктор. 540 сварных метров обещают выдержать нагрузку более чем 100 тонн и простоять минимум до следующего века.

— Каждый объект уникален, — отмечает электрогазосварщик гомельского филиала «Мостостроительное управление № 4» ОАО «Мостострой» Сергей Тарасенко. — Живем в эпоху строительства путепроводов. (Смеется.) Два предыдущих «соединителя берегов» — просто громадная работа сварщиков. В месяц клали примерно километр сварных швов! Все делали на просвет. Потом приезжали контролеры и проверяли их ультразвуковым прибором. Иначе нельзя. Большая ответственность — это же мост! Здесь у нас работа проще, в основном сварка арматуры. Зато работаем на уникальной вантовой конструкции — исторический объект!

Кстати, менять русло реки, как это было в Житковичском районе, в этот раз не пришлось. Для монтажа пролетов использовали баржи, на которых были установлены краны.


Зачем нужны ванты?

Цель использования вантовых мостов либо арок — уйти от несущих опор в сложных местах. Например, над пропастью, глубоким заливом или быстрой рекой. В данном случае над Днепром. Конструкции позволяют перераспределить нагрузку с мостовой балки и центра пролета на боковые опоры. Фактически это разновидность висячего моста, рассказывает прораб гомельского филиала «Мостостроительное управление № 4» ОАО «Мостострой» Виталий Якушев:

— Арка установлена на бетонные опоры, а пролетная часть с дорожным полотном крепится к ней стальными вертикальными тросами — вантами. Длина пролета — 90 метров, он висит над рекой. Эту часть конструкции разрабатывали и собирали российские субподрядчики. Работы практически на финише, сейчас больше внимания уделяется проезжей части. Мостовые пролеты, которые лежат на многотонных опорах, залиты бетоном. Это примерно 330 «кубов». Смотрим, как ведет себя мост под нагрузкой. Потом еще два слоя гидроизоляции — и можно укладывать асфальт.

Впереди у мостостроителей огромный пласт работы по всей стране и в особенности на Гомельщине. Наиболее крупных вложений требуют еще три конструкции через Сож, Днепр и Припять. В этом списке ветковский мост, законсервированный днепровский под Речицей и самый длинный в стране, 924-метровый, — между Калинковичами и Мозырем.

НАША СПРАВКА

Вантовые мосты популярны по всей планете, особенно в горных и островных регионах. Начало строительству этих необычных сооружений положено американцем Джоном Фидлеем в начале XIX века. К 1815 году в США уже было открыто около 40 вантовых мостов. Сегодня их тысячи! Какие из них самые длинные? Мост «Нормандия» пересекает реку Сену между Нормандией и Гавром. Центральный пролет — 935 м. Японский «Татара» соединяет острова Икучидзиму и Охимисиму. Длина пролета достигает 970 м, он способен выдерживать землетрясения силой 8,5 балла! Мост камнерезов в Гонконге — 1018 м. Путепровод через Восточный Босфор — один из самых крупных вантовых в этом регионе. Это магистраль между полуостровом Назимова и мысом Новосильского на острове Русском в 1104 метра. Самый длинный в мире пролет (1991 м) между двумя опорами удерживает висячий мост «Акаси-Кайке», связывающий японские острова Хонсю и Авадзи. Классикой вантового мостостроения является всемирно известный символ Сан-Франциско — мост «Золотые Ворота».

galkovsky@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter