52 года назад, 26 августа 1971 года «СБ» сообщила о новом мотоцикле «М-106», ставшем впоследствии легендарным

В СССР модели мотоциклов можно было пересчитать по пальцам. Особым спросом пользовались двухколесные кони из столицы Белоруссии. В начале 1970-х мотоцикл Минского мотовелозавода «М-106» был мегапопулярным.


Выпуск данного агрегата был начат в 1971 году. На мотоцикл был установлен одноцилиндровый двигатель объёмом 123 кубических сантиметра, а мощность его составляла целых 9 лошадиных сил. Минск «М-106» развивал скорость в 85 км/ч, но в действительности мотоцикл по разогнаться гораздо быстрее. реалии она была выше. Вес мотоцикла составлял 100 килограмм. Расход топлива, а заправлялся «М-106» бензином марки «А-76» составлял 4 литра 100 километров.

Можно не сомневаться, что читатели «Советской Белоруссии» образца 1971 года с огромным воодушевлением прочли 26 августа материал «УВЕРЕННЫЙ СТАРТ «М-106», опубликованный в номере. Предлагаем погрузиться в прошлое.

«Цех сборки мотоциклов Минского мотовелозавода. Медленно движется конвейер. Будущая машина начинается с рамы. Затем на нее крепятся двигатель, колеса, бензобак. Минута и мотоцикл «обрастает» новыми узлами и деталями...

Сам конвейер небольшой. Работает на нем около сорока человек. Машины, собранные их руками, можно встретить на многих дорогах нашей необъятной страны. В эти дни в коллективе чувствуется особая приподнятость. Недавно, как мы уже сообщали, с конвейера сошел новый мотоцикл «М-106», сменивший старую модель «М-105». Это вклад мотовелозаводцев в выполнение решений ХХIV съезда КПСС и ХХVII съезда КПБ.


- Когда началась сборка новых машин, — говорит заместитель начальника цеха Григорий Антонович Стриженок, - люди пережили несколько волнующих часов. К этому моменту долго готовились, — старались все учесть, предвидеть. И вот несколько минут ожидания и первый «М-106» стартовал... Потом второй, третий...

У конвейера два слесаря-сборщика. Они устанавливают на раму двигатель. Ничего лишнего в движениях, точность и быстрота позволяет им добиваться высоких показателей в работе. Валерий Антонович Губицкий, Владимир Жаров, Александр Бадун задают тон всему цеху. Бригада В. А. Губицкого первой начала собирать новый мотоцикл.

На вопрос, какие трудности встретились при освоении новой модели, Валерий Антонович ответил:

- Главная трудность заключалась в том, что освоение шло без остановки конвейера. Еще вчера, к примеру, мы делали «М-105», а сегодня сразу же перешли на «М-106». А это, согласитесь, непросто: новая технология, новая оснастка, новые узлы, приспособления. Первые два дня прошли в большом напряжении. Сейчас напряжение, спало, работаем ритмично.

Чем отличается «М-106» от «М-105»? Заместитель главного конструктора завода Николай Кириллович Шаконин рассказывает:

- Новый мотоцикл имеет лучшие технические данные, снабжен девятисильным двигателем. Усилены его рама и ходовая часть. Это позволило установить на нем ветровое стекло и грязезащитный щиток.

В апреле нынешнего года цех мелких серий выпустил 300 мотоциклов «М-106». Они были быстро проданы. Отзывы покупателей помогли выявить недостатки, которые учтены в серийном выпуске. Разрабатывали новую модель все конструкторы завода. Например, бюро, которое возглавляет Юрий Викторович Урусов, занималось двигателем. Благодаря усовершенствованию цилиндра, мощность его увеличилась на две лошадиные силы.

Существенные изменения произошли в коробке передач. Конструкторы бюро, которым руководит Леонид Максимович Бурский, разработали экипажную часть — раму, бензобак, багажник.

Казалось бы, только что окончена большая работа, можно и отдохнуть. Но нет, не, до отдыха конструкторам. На листах ватмана уже появляются новые эскизы будущих машин. Творческая мысль не стоит на месте.

— Перед нашим отделом, - говорит Николай Кириллович, - поставлены конкретные задачи по улучшению эксплуатационных показателей мотоциклов, повышению их надежности и долговечности»

Мотоцикл «М-106» перестал выпускаться в 1973 году, уступив дорогу более новым моделям. 52 года назал мотоцикл стоил около 300 рублей, то есть при средней советской заплате в 150 рублей, покупка была вполне доступной для граждан. Сегодня ветерана и легенду «М-106» можно купить за 150-300 долларов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter