Народный календарь и традиции. 31 июля – 6 августа

Борис и Глеб — поспел хлеб

Последний июльский день, который приходится на понедельник следующей недели, ничем не примечателен, а вот далее следует уже последний месяц лета — август. Наше название месяца верно соответствует его главной и великой работе этого времени — «жнiву». Очень верно сказано: «У жнiўнi — панамi сярпы, маруды тады не цярпi», а это значит, что любому промедлению здесь нет места, нужно успеть «ухапiць час». Каждому «гаспадару» известно, что «хто ў жнiўнi гуляе, той зiмой галадае». Август — это еще время очень ярких, но, к сожалению, уже холодных зорь. Практически весь этот месяц находится в подчинении древнего божества Перуна и его преемника — Ильи‑пророка.


Начинает новый месяц день Макрины, имя которой не может не вызывать ассоциаций с «макрэчай» и дождями, а они, в свою очередь, давали вот какие прогнозы: если в этот день будет идти дождь, то все оставшееся лето и осень тоже будут такими же «мокрыми», а в том случае если день выдастся солнечным и сухим, вся осень обещает быть просто золотой.

Следом за Макриной идет Илья, и у всех восточнославянских народов этот день считают своеобразным рубежом между двумя сезонами: «Ад Iллi да абеду — лета, а па абедзе — восень». Само имя этого пророка тоже созвучно изобилующей влаге: «Iлля — лье, лье, лье…» Каков Илья, таким будет и весь август, даже более того, вроде бы все последующие шесть недель.  
Считалось, что после Ильина дня уже нельзя купаться. А еще Ильин день считают праздником первого «зажынкавага хлеба». 
Илья был знаковым днем и для пчеловодов. По всем наблюдениям, самыми надежными считаются те рои, которые уже вышли. А все последующие будут «нiкуды не вартымi».

И вот наконец приходят Борис и Глеб, они выступают как настоящие опекуны хлебороба, ведь в это время все «падпарадкавана жнiву». Не зря говорят: «Барыс i Глеб — паспеў хлеб». Эти святые в народном представлении во всех ситуациях «дарадчыкi i дапаможцы».

День считался каким‑то особенным, все работы выполнялись с осторожностью и оглядкой. Остерегались сгребать сено, свозить стога в гумно и прочее… Верили, что могут налететь сильные ветра и разбросать стог, а солома от сжатого в этот день хлеба тоже вроде бы сама по себе может накликать «маланкi‑перуны» и пожары на свою же хату и хозяйственные постройки, так что «…працуй, ды азiрайся».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter