Весь Европейский союз испытывает настоящий дефицит политического лидерства. Один из ярких примеров — Германия

До чего довел страну этот фигляр Шольц!

«До чего довел планету этот фигляр ПЖ!» Эта цитата из «Кин‑дза‑дза», знаменитой советской кинокомедии перестроечной поры, как нельзя лучше подходит для описания того, что сейчас творится в Германии. Неполные два года его нахождения на посту канцлера фактически превратились в перманентный политический кризис. Выход из него, похоже, возможен только с отставкой самого Шольца. И это вовсе не радикальное предположение. О закате карьеры нынешнего руководителя немецкого правительства все увереннее говорят многие эксперты после сокрушительного поражения его партии на местных выборах, состоявшихся в минувшее воскресенье.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Вы помните Олафа Шольца, который недавно приехал в Соединенные Штаты Америки? Как обычно, встреча с Джо Байденом, проснувшимся, у камина. И такой вот Шольц (испуганно сидит. — Прим. ред.).  Это так было! Я сижу, опытный человек, встречался в разных креслах, с разными людьми, и думаю: да господь с тобой! Считай, вторая‑третья‑четвертая экономика мира, мощнейшее государство! Возможно, в чем‑то обиженные в истории… Но ты сегодня канцлер этого государства! Как ты себя ведешь?! И там ему Джо этот, проснувшись, накрутил так, что он ни с чем поехал, фактически опозорил нацию. Вот так они себя ведут по отношению к более мощным государствам, к своим друзьям.

Отвечая на вопросы после Послания белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, 31 марта 2023 года.

Унизительный провал

Социал‑демократическая партия Германии получила в федеральной земле Гессен 15,2 процента голосов, а в Баварии всего 8 процентов. И это не просто плохо — установлен абсолютный антирекорд! Здесь стоит напомнить, что в мае этого года СДПГ отметила свой 160‑летний юбилей.

Обидным, унизительным и одновременно показательным является то, что социал‑демократы проиграли не только своим давнишним оппонентам христианским демократам. На второе место в обеих землях впервые в своей истории вырвалась «Альтернатива для Германии». Именно против этой политической силы правящие круги развязали настоящую кампанию травли. Представителей «АДГ» обвиняют в неонацизме только за то, что они критикуют миграционную политику, санкции против России и в принципе выступают за более суверенный курс.
Немецкие избиратели своим голосованием показали, что правительственная пропаганда не приносит желаемых результатов. Выборы, состоявшиеся в Баварии и Гессене, стали не чем‑то из ряда вон выходящим, а следствием политики, проводимой нынешним канцлером и его окружением. Политики, мягко говоря, не совсем успешной.
Одна из проблемных сфер — экономика. Правительство отбивается от критиков: мол, чего пристали, не все так плохо. За прошлый год ВВП дал рост в 1,9 процента, безработица составляет 5,6 процента, что ниже общеевропейского показателя в 6 процентов. А годовая инфляция замедлилась до 4,6 процента в сентябре. Но у самих немцев вовсе не благостные настроения. И для этого есть все основания. Реально безработица растет. В августе число безработных увеличилось на 18 тысяч человек, а по сравнению с прошлогодним показателем — на 142 тысячи. При этом число открытых вакансий, наоборот, уменьшилось на 116 тысяч.

Газовая (не)зависимость

В немецкой экономике проявляются и другие негативные тенденции. В частности, наметившаяся деиндустриализация. В этом напрямую упрекают правительство. Лидер Христианско‑демократического союза Фридрих Мерц не сдерживает себя в оценках:

— Германия теряет конкурентоспособность. Это не внезапный процесс, который вызывает экономический кризис в одночасье. Мы наблюдаем постепенный процесс деиндустриализации в нашей стране. В настоящий момент происходит нечто, возможно, уже необратимое. Федеральное правительство должно отреагировать на это немедленно.
И цифры подтверждают его опасения. В первом полугодии число банкротств увеличилось на 16 процентов, индекс производственной активности упал до самых низких показателей за минувшие три года, то есть вернулся к катастрофическим ковидным временам. Промышленность при этом не растворяется в воздухе, заводы переезжают. И не куда‑нибудь, а в США.
По последним данным, более 60 производств переносят свое мощности за океан. Среди них такие известные компании, как Mersedez‑Benz, Volkswagen, Bayer. Одна из причин подобной тенденции — доступ к энергоресурсам. Оказалось, что относительно дешевый российский газ являлся важным источником немецких экономических успехов. В прошлом.


Еще в начале 2022 года поставки газа из России составляли 55 процентов потребностей ФРГ. Затем было введено эмбарго со стороны ЕС. И уже в марте 2023 года Олаф Шольц и его министр экономики Роберт Хабек радостно отчитались о «завершении энергетической зависимости от России». Предполагается, что газ из России в энергобалансе Германии составит в 2024 году не более 10 процентов.
Шольц публично высказал убежденность, что это не приведет к экономическому кризису. Сейчас можно констатировать: он жестоко ошибся. Антироссийские санкции больно ударили по самой Германии.
Энергетическая инфляция достигала рекордных 9,4 процента, рост цен на продукты питания составил 18 процентов. Ожидается, что ВВП по итогам этого года сократится, а предполагаемый рост в 2024‑м не превысит 1,3 процента. Правительство пытается решить проблемы многомиллиардными субсидиями в реальный сектор экономики, но это мало помогает, зато в перспективе может привести к сокращению социальных программ. Никакой внятной программы у Шольца и его команды попросту нет.
Они попробовали повторить опыт Ангелы Меркель. Та в условиях мирового экономического кризиса отказалась от всех своих предвыборных обещаний о преобразованиях и поддерживала стабильность, проедая «жировые отложения» предыдущих поколений. Теперь ее канцлерство немцы вспоминают чуть ли не как золотой век. А вот Шольцу не повезло — запас прочности закончился.

Опять на те же грабли

Неудачи в экономике происходят на фоне явных провалов во внешней политике. Для той же Ангелы Меркель серьезным испытанием стал миграционный кризис в 2015 — 2016 годах.
Но все это цветочки по сравнению с тем, какие проблемы необходимо решать Шольцу. Его стратегия по украинскому кризису (если разброд и шатания можно назвать стратегией) станет хрестоматийным примером того, как не стоит вести себя политику на международной арене.
Еще накануне СВО Германия, которая раньше по праву считалась европейским лидером, плелась в хвосте у американцев. Твердая и последовательная посредническая позиция Берлина, без всякого преувеличения, могла бы предотвратить боевые действия. Вряд ли бы Вашингтон решился на эскалацию в отношениях с Россией без явной поддержки Германии. Но Шольц и его абсолютно бесполезный по количеству озвученных и совершенных глупостей министр иностранных дел Анналена Бербок предпочли соревноваться в воинственности с заокеанскими ястребами.

Кстати, сама министр принадлежит к партии зеленых, некогда самой пацифистской силы в Германии. Сейчас от ее миролюбия не осталось и следа. Собственно, как и от зеленой повестки. Ради отказа от российского газа коалиционное правительство социал‑демократов и зеленых готово пойти на что угодно: вернуться к атомной энергетике, топить углем, хоть торфом!
Но и крайних русофобов удовлетворить также не получилось. Поначалу из Берлина раздавались громкие антироссийские посылы, угрозы санкциями. А вот на деле немцы ограничивались обещаниями поставок режиму Зеленского 5 тысяч касок.
Украинские дипломаты и политики отличились откровенно хамскими выпадами в адрес руководства Германии. Шольц так и войдет в историю с прозвищем «обиженная ливерная колбаса», которое дал ему бывший посол Украины Андрей Мельник. На радостях поляки заявили, что готовы занять место главного американского контрагента в Евросоюзе. И, в свою очередь, принялись издеваться над немцами. Вспомнить хотя бы требования новых репараций за ущерб, нанесенный в годы Второй мировой войны.
Пришлось бедолаге Шольцу расчехлить оружие и залезть на военные склады. Теперь на фронт идут и гаубицы, и «Леопарды», и «Ягуары». Сейчас обсуждается поставка дальнобойных ракет Taurus. Но и здесь корабль немецкого правительства напоролся на рифы. Оказалось, что военная мощь бундесвера осталась в далеком прошлом. У Германии не так уж много оружия и боеприпасов, чтобы ими делиться.

Серьезный дефицит лидерства

И, конечно же, взрыв на трубопроводе «Северный поток — 2». Куда без него! Все знают, кто это сделал. Дискутируют лишь по поводу степени участия американцев и британцев. На Западе и сами называют произошедшее террористическим актом. Германия взялась за расследование. Еще бы, ведь взрыв был направлен против ее собственной энергетической безопасности. Но дело как‑то затухло. Не обвинять же своего главного союзника! Ну и о каком тогда суверенитете может идти речь?

Проблем схожего порядка хватало и у Ангелы Меркель. Но та умела спокойно и рассудительно рассказывать немцам, почему что‑то не получается, и обрисовывать перспективы. Порой казалось, что она буквально гипнотизирует собственных сограждан. Шольц не обладает подобным талантом. Скорее наоборот. Едва ли не каждое второе его выступление заканчивается скандалом.
Случай Шольца не уникальный. Весь Европейский союз испытывает настоящий дефицит политического лидерства. Схема практически везде одинакова. Во власть приходят явные посредственности, которые барахтаются, лезут из себя, а потом оказывается, что ими умело манипулируют из Вашингтона.
И по всей Европе раздаются печальные вздохи: где же Черчилль, где же де Голль, где Коль?! Непонятно, правда, кому граждане адресуют эти вопросы. Ведь это сами немцы, французы, итальянцы и все их собратья по Евросоюзу избирают тех, кого потом же и попрекают в мелкотравчатости. Справедливости ради нужно сказать, что на Западе выстроена целая система, чтобы не допускать наверх действительно харизматичных политиков. А тех, кто прорывается, подвергают обструкции. Вспомним историю недавно ушедшего Сильвио Берлускони или же травлю вполне живых и борющихся за свои идеи Виктора Орбана и Роберта Фицо.
Может показаться, что нам, находящимся в конфронтации с Западом странам, против которых ЕС ввел санкции, впору потирать руки. Ничуть не бывало. И Россия, и Беларусь заинтересованы в сильной Германии и сильной Европе.
А добиться этого можно лишь при условии нахождения во власти сильных лидеров. Тех людей, кто готов проводить независимую политику, отстаивать национальные интересы и суверенитет. Пока таких немного. Возможно, это задача для следующего поколения европейцев. Кто знает, ведь в наши дни так быстро все меняется.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter