Если потерпевший не может защитить себя сам, в дело вступает прокуратура

Не ушли от ответа

Ничто так не развращает преступника, как безнаказанность. Стоит ему раз-другой уйти от ответственности, и вот уже злоумышленнику начинает казаться, будто он неподвластен закону. Мол, сам черт ему не брат, может творить что угодно, и ничем ему это не аукнется. Поэтому смело решается на новые преступления. В итоге безнаказанность порождает беззаконие. К сожалению, ощущение вседозволенности нередко возникает у негодяя по вине его жертв, которые из страха или ложно понимаемой родственной близости не решаются привлечь обидчика к ответу. Все мы знаем вопиющие истории, когда женщины, изводимые домашними тиранами, всеми силами покрывают истязателей. Или пожилые родители, избитые пьяным отпрыском, не спешат жаловаться в милицию на «родную кровиночку». А мерзавцы и рады. Думают, будто у правоохранителей нет методов против преступлений, о которых не заявляют потерпевшие.

Напрасно радуются. Видимо, не знают, что прокуратура способна встать на защиту гражданина даже в том случае, если нет заявления о возбуждении уголовного дела. Заявления нет, а статья 26 Уголовно-процессуального кодекса имеется. И часть 5 этой статьи предусматривает право прокурора на возбуждение уголовного дела частно-публичного обвинения даже без заявления лица, пострадавшего от преступления, в случае если это преступление, цитирую, «затрагивает существенные интересы государства и общества или совершено в отношении лица, находящегося в служебной или иной зависимости от обвиняемого либо по иным причинам не способного самостоятельно защищать свои права и законные интересы». Еще один неприятный сюрприз для преступника заключается в том, что «производство по такому делу за примирением лица, пострадавшего от преступления, с обвиняемым в ходе предварительного следствия прекращению не подлежит».

Подобное уголовное дело, например, было недавно возбуждено в отношении ранее судимого минчанина Г., который наверняка уже думал, что сумел избежать очередной судимости. Однако прокурор Октябрьского района Минска, изучив материалы местного РУВД, выяснил: в ноябре прошлого года, изрядно выпив, Г. устроил в квартире натуральный террор в отношении брата и отца. Сначала душил одного родственника, приставлял к его горлу нож, затем порезал пальцы и ударил кулаком в нос другого. Несмотря на это, оба пострадавших не желали привлекать домашнего хулигана к уголовной ответственности. За них это сделал прокурор, обративший внимание, что Г. нигде не работал, периодически заглядывал в бутылку и проживал в одной квартире с потерпевшими, которые не могли защитить свои права и законные интересы ввиду опасения мести с его стороны.

Похожий случай произошел в феврале в Гродненском районе. Там 55‑летний неработающий местный житель избил деревянной скамейкой свою сожительницу, которая также пожалела дебошира и отказалась подавать на него заявление в милицию. Впрочем, оно и не понадобилось: уголовное дело было возбуждено прокуратурой Гродненского района, которая с учетом травм, нанесенных потерпевшей, а также в целях предупреждения возможных тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с насилием в семье, инкриминировала истязателю умышленное причинение менее тяжких телесных повреждений.

Без заявления потерпевшей было возбуждено и уголовное дело в отношении 43‑летнего П., который в ходе семейного скандала угрожал убить свою сожительницу. Бил кулаком по лицу, размахивал кухонным ножом, основательно запугав женщину. Прокуратура Первомайского района выяснила, что та находилась в зависимом от скандалиста положении, переживала за свою жизнь и опасалась мести с его стороны, — этими мотивами объяснялся ее отказ писать заявление. Но вмешалась прокуратура, и теперь П. ждет ответственность по уголовной статье об угрозе убийством и причинением тяжких телесных повреждений.

Аналогичная статья инкриминирована и 52‑летнему минчанину В., который не раз замахивался ножом на свою бывшую супругу, но благополучно избегал уголовного дела из-за отходчивости и запуганности своей жертвы. Внимание на ситуацию обратила прокуратура Ленинского района.

Какой вывод могли бы сделать из этих историй потенциальные любители нагнать страху на окружающих? Пожалуй, он очевиден: безнаказанность злодеев и беспомощность потерпевших — это лишь иллюзии преступников. На самом деле беззащитных у нас в стране нет.

rud@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter