«Формула-1» может стать жертвой собственной маркетинговой стратегии

Оранжевое построение

Недавний этап «Формулы-1» в австрийском Шпильберге запомнился не только событиями на трассе. На этот раз виновниками скандала стали голландские болельщики. По поводу их выходок сокрушались не только фанаты в социальных сетях, но и гонщики «Формулы-1», а также их команды и руководство «королевской серии».

Оранжевое безумие в Шпильберге.

Суть в том, что в воскресенье еще до гонки в социальных сетях начали появляться сообщения женщин о массовых домогательствах на трибунах. Там шокированные местные жители услышали сексистские, расистские и гомофобные кричалки, о чем поспешили сообщить всему миру. «Формула-1», которая не первый год реализует программу борьбы с такими явлениями, была вынуждена сделать заявление. «Нам сообщили, что некоторые фанаты во время Гран-при Австрии подвергались совершенно неприемлемым комментариям. Этот вопрос будет обсуждаться с промоутером гонки. Мы поговорим и с теми, кто сообщил об инцидентах, и обязательно выявим виновных. Мы относимся к этому очень серьезно. Такое поведение недопустимо, ко всем болельщикам следует относиться с уважением».

Оранжевая масса фанатов Макса Ферстаппена на трибунах «Ред Булл Ринга» в прошедшее воскресенье была не просто подготовлена заранее, но и собрана в конкретных местах. Подогреваемая специальными диджеями, расположившимися перед трибунами, с написанной по этому поводу музыкой и песнями, кричалками — это уже не просто группа болельщиков. На оранжевых майках этого сезона прямо написано: «Оранжевая армия». Точнее сказать, толпа с присущей ей психологической моделью поведения. А организованная толпа — это действительно почти что армия, тем более если вооружить ее дымовыми шашками с едким оранжевым дымом.

Феномен «оранжевых» возник не вчера. Он начался с удачных маркетинговых ходов, которые сопровождали юного голландского пилота с самого начала его необычной карьеры в «Формуле-1». Порядком подуставшая от бесконечных побед одной команды «Мерседес» и титулов Льюиса Хэмилтона формульная общественность искала альтернативу. И появившийся на горизонте 17-летний успешный картингист удачно стал продуктом большой маркетинговой кампании, которую при участии и связях его отца, бывшего автогонщика Йоса Ферстаппена, стали проводить голландские пивовары «Хейнекен» и австрийские производители энергетических напитков «Ред Булл».

Макс ФЕРСТАППЕН — икона современной «Формулы-1».

В некотором роде даже FIA и организаторы чемпионата «Формулы-1» пошли на поводу у этого маркетинга. Под будущего чемпиона менялись отдельные писаные и неписаные правила в гонках. И апогеем этой, прямо скажем, не очень здоровой тенденции стала финальная гонка прошлого сезона в Абу-Даби, когда руководство Гран-при даже пошло на явные нарушения регламента ради победы Ферстаппена в чемпионате.

 В общем, было слишком много заинтересованных лиц, чтобы новый продукт под именем «супер-Макс» оживил начавшийся было увядать интерес к «Большим призам» и стал приносить больше доходов. Деньги, деньги, деньги...

Начало этого сезона совпало с тем, что уже в роли действующего чемпиона Макс Ферстаппен, заматеревший, как опытный гонщик, получил в свое распоряжение самую быструю и надежную машину в пелотоне. Повторюсь, за чемпионов, побеждающих в гонках, болеть престижнее. Пока они не надоедят. Но, похоже, голландцам их быстрый «супер-Макс» еще не надоел. Они только вошли во вкус ощущения сопричастности к его победам.

В своем самоутверждении не так уж сложно перейти грань радостного сиюминутного возбуждения от успехов твоего кумира до вседозволенности действий. Благо автодром «Ред Булл Ринг» с выделенными для этого отдельными трибунами для «оранжевых», с разрешением использования дымовых шашек, с невероятным количеством потребляемого пива к этому располагает. К тому же среди 55 тысяч голландцев, приехавших в австрийский Шпильберг на гонку, наверняка были и те, кто имел опыт агрессивных действий во время футбольных матчей. Так сказать, привнесли горяченького в мирную до сей поры жизнь болельщиков «Формулы-1».

На разогреве.
фото автора.

ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ

Меня лично всегда восхищало поведение формульных болельщиков на трибунах автодромов. И за те 25 лет, которые меня профессионально связывают с «Формулой-1», в моей практике не было еще случаев, чтобы приходилось об этом говорить или писать с негативной точки зрения. Всякий раз я пытался найти ответ на поставленный себе вопрос: почему формульные фанаты не столь агрессивны, как их «собратья» на футбольных матчах? Почему на трибунах автогонок спокойно уживаются болельщики разных команд, а на футбольных аренах и вокруг стадионов фаны, получившие уже даже название «ультрас», — это потенциальная опасность, угроза здоровью, порой даже жизни других болельщиков и игроков, а посему и вечная головная боль стражей порядка?

Поведению футбольных фанатов посвящены многие исследования специалистов. Вот, например, мнение Анны Елисеевой, спортивного психолога.

«Спортивный фанат в силу практически полной идентификации со своей командой воспринимает поражение команды как свое личное, что подрывает чувство собственного самоуважения, гордости за себя, желанной радости, после чего практически неизбежно вспыхивают агрессия, злость и желание их выместить различными способами. Прибавьте сюда снижение критического мышления из-за нахождения в толпе таких же разъяренных болельщиков, ощущение внутренней силы и мощи за счет многочисленности. И как результат — массовые беспорядки после матчей».

Так чем же отличаются футбольные фанаты от формульных?

♦ Во-первых, в футболе более четко распределены роли между победителем и проигравшим. То есть там ясно определена грань: если ты не за нас, значит, против. А вот в автогонках «Формулы-1», где гоняются два десятка лучших в мире пилотов, вопрос победы одного еще не обязательно означает поражение другого. Можно наслаждаться красивым пилотированием и борьбой гонщиков даже без привязки к конкретной команде, а то и восхищаться мастерством соперника.

♦ Во-вторых, автоспорт — это всегда повышенный риск для жизни гонщиков, персонала автодрома и команд, фотографов и даже болельщиков, если случаются крупные аварии. И это объединяет людей. Сопереживание горю и несчастью стирает грани противостояния.

И как же плохо, когда подогретые пивом фанаты начинают атаковать слабых…

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter