Правила устного счета

Такое впечатление, что наше Министерство торговли сговорилось с нашим же Министерством образования
Такое впечатление, что наше Министерство торговли сговорилось с нашим же Министерством образования и заставляет всех граждан страны быть в постоянном тонусе для шлифовки школьных арифметических умений. В магазинах люди стоят у полок, шевелят губами, морщат лбы, пытаясь сосчитать: 45-граммовый сырок за 3800 руб. – дороже или дешевле, чем 40-граммовый за 3500 или 50-граммовый за 4600? 10900 руб. за литр  молока – это больше или меньше, чем 8100 за 900? Посчитал? – а теперь учти, что там еще и жирность разная!.. Даже тушенку в одинаковых с виду банках выпускают по 325, 338 и 340 грамм - не расслабляйтесь, мол, любители макарон по-флотски. 

Зачем это делается? Понятно, что это кому-то выгодно, и даже рискну предположить, кому. Но почему это вдруг стало можно - молоко разливать по 900 и 950 грамм, а сметану фасовать по 400, 430 и 450? Метрополитен же не продает по полжетона, и восемь десятых рубашки тебе никто не продаст. Не хочу верить в тайный сговор двух министерств. Скорее допущу, что кто-то там прошел стажировку на Комаровском рынке: «Так, с вас тридцать шесть двести, вы дали пятьдесят шесть пятьсот (типа считает на калькуляторе), вот ваши пятнадцать триста. Спасибо за покупку, следующий!»  И только в соседнем ряду начинаешь томительно соображать, что твое высшее образование было лишним. Лучше бы учился устному счету.   

ЖЭС мой, трижды любимый, с каждым месяцем шлет мне все больше цифр в «жировке». На лист бумаги уже не помещается, скоро, чувствую, пойдут брошюры в стиле годовых банковских отчетов. Постепенно от чтения некогда понятных всем квитанций отпадают бабушки и молодежь, все меньше жильцов способны все эти колонки обнять взглядом, сложить и понять, где там что.  А количество тарифов полных, тарифов со скидкой, сумм по позициям и статьям затрат, расшифровок того и этого - множится. За всей этой цифирью успешно прячутся три числа, которые человека действительно интересуют: сколько из того, что я плачу, забирает себе ЖЭС и сколько – неизвестно кто на будущий ремонт? 

Не отстает и «Белавиа»: «Акция! Билеты всего по 55 долларов в одну сторону!» - это еще до последних распродаж было… Ух ты, поскребли накопления, собрались семьей на уикенд слетать «по-взрослому», прикинули даты, чуть вещи не сложили. Бронируем билеты: туда-обратно на четырех человек… тыща без малого! «Как так? Сто десять на четыре – это четыреста сорок. -  А тарифы и сборы? - Какие такие, вы сказали, что билет… - Билет так и стоит, как мы сказали. Но есть еще тарифы и сборы, они получаются столько же, как и билет, даже чуть больше…» Как-то даже глупо спрашивать, а чего сразу не сказали? И ведь если б не внимательность жены, уже бы даже оплатил доверчиво, с карты, чтоб уж точно не вернуть. 

О долевом строительстве можно и не говорить. А можно песни петь, былины складывать, сказывать часами. «Цена за квадрат зафиксирована? – Конечно. – Никак не изменится? – Железобетон, не двинется! – И сдадут дом когда? – Через полгода. – Точно? – Да даже раньше, что вы, вот же в договоре! – Без недоделок? – Муха в щель не залетит! Подписывайте!» И ведь обе стороны понимают, что вранье все это. Но у одной выхода нет, поэтому хочется верить. А вот другая сторона – она почему врет? 

Эта милая привычка надуть ближнего, сидя на своем рабочем месте, когда она у нас появилась? Или это непременное условие свободного рынка, который, как нам обещали, является высшей формой организации человеческого социума? (То есть Комаровка – это предел, дальше мы уже развиваться не будем). А ведь тот продавец, на рынке или в магазине – он после работы идет авиабилеты заказывать. Менеджеры-авиаторы ежемесячно платят коммуналку. Работники ЖЭСов нет-нет, да и построят жилье себе, не все ж им только нас обслуживать. Ну, и строители ежедневно (а то и не по разу в день) ходят в магазины – круг замкнулся. Как думаете, если б мы все друг друга не пытались постоянно обжулить, где бы мы жили: в социализме, при коммунизме или в раю?

Врачи утешают: непрерывный устный счет очень помогает от болезни Альцгеймера. Согласен.  Но как отомстить, я все равно придумал. Нужно потихоньку договориться с Минфином, и в один день всем сразу начать рассчитываться витебскими шейными гривнами, каждая из которых будет равна могилевскому торговому рублю с двумя медными копейками. А могилевский торговый рубль (не путать с серебряным!) – это полтора гомельских карбованца без полтины. И пусть кассиры сойдут с ума, как и мы перед этим у полок с сырочками, давая сдачу с трех брестских талеров, одного гродненского крейцера и половины гольдгульдена Минской области! 

mukovoz@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter