Преодоление санкционного давления, промкооперация и новые проекты: итоги заседания Евразийского межправсовета

Союзный ответ на вызовы

Преодоление санкционного давления, промкооперация и новые проекты: подводим итоги прошедшего в Ереване заседания Евразийского межправсовета

В пятницу в Ереване прошло заседание Евразийского межправительственного совета в расширенном составе. Главы правительств стран «пятерки» обсудили источники и механизмы финансирования промышленных кооперационных проектов, вопросы устранения препятствий на внутреннем рынке союза, развитие интегрированной информационной системы союза. ЕЭК проинформировала членов межправсовета о ходе подготовки международных договоров по формированию общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов, реализации в ЕАЭС основных направлений промышленного сотрудничества. О чем договорились руководители правительств и с какими инициативами выступила белорусская сторона — узнали подробности.


Задачи на завтра

Солнечный Ереван всегда славится своим радушием. Тут гостям всегда рады. Это ощутил каждый участник Евразийского межправительственного совета, который прошел в столице Армении. Гостеприимно встретил руководителей делегаций и президент страны Ваагн Хачатурян. Во время общения Премьер-министр Беларуси Роман Головченко отметил, что деловая атмосфера, царящая в эти дни в Ереване, позволяет руководителям правительств «пятерки» в открытом и конструктивном ключе обсуждать все вопросы, которые стоят перед государствами — членами ЕАЭС.

— Мы добились существенного прогресса в создании равных условий хозяйствования в ЕАЭС, — подчеркнул Роман Головченко и уточнил, что в первую очередь это касается устранения существующих барьеров во взаимной торговле.

По его мнению, в этом направлении пройден большой путь.

— Мы обменялись мнениями о прогрессе по оставшимся вопросам, сдерживающим свободное движение товаров, капиталов, рабочей силы и услуг. Считаю, что сделано много и остающиеся вопросы будут обязательно решены, в ближайшем будущем мы забудем о том, что такое барьеры и изъятия во взаимной торговле, — подчеркнул глава белорусской правительственной делегации.

Роман Головченко отметил, что важнейший вопрос для стран «пятерки» — формирование общих рынков энергоресурсов на справедливых условиях: 

— Несмотря на то что вопросы еще остаются, хочу констатировать, что пройден большой путь и стороны существенно сблизили позиции по сравнению с начальной фазой переговоров по этому вопросу.

Также руководитель Правительства напомнил, что белорусской стороной в последнее время акцентируется внимание на том, что многое сделано в таможенно-тарифном регулировании, устранении изъятий и так далее.

— Надо идти дальше, глубже погружаться в идеологическую суть нашей кооперации — в развитие компетенций государств и их синергию в создании новых современных товаров и технологий, — убежден Роман Головченко. — Мы должны отходить от концепции отверточных сборок чужой продукции и, безусловно, развивать наши собственные компетенции, которых немало.


Широкие возможности

Подробно позицию Беларуси по ключевым вопросам развития евразийской интеграции Роман Головченко изложил уже во время выступления в расширенном составе Евразийского межправсовета. Руководитель Правительства также выступил с рядом инициатив. В частности, он предложил увеличить число проектов для реализации под евразийским брендом: 

— Беларусь удовлетворена ходом рассмотрения вопросов углубления сотрудничества в промышленной сфере и развития кооперационных связей. Но подчеркиваем, что время нас заставляет двигаться быстрее. Нельзя допустить, чтобы реальные проекты завязли в бесконечных экспертных консультациях. Активно обсуждаются контуры работы по созданию пилотного совместного инновационного продукта под евразийским брендом. Мы убеждены, что предложенный нами пилотный проект «Евразийский электробус» позволит провести инвентаризацию имеющихся компетенций, сконцентрировать усилия сторон на обеспечении технологического суверенитета государств ЕАЭС. Но таких проектов должно быть несколько. Мы не должны концентрироваться только на одном. Пусть этим займется ЕЭК либо любая из стран — участниц союза, предлагая свои варианты. Конечно, и Беларусь уже сейчас может предложить такие проекты, если коллег это устраивает.

Роман Головченко отметил, что евразийская интеграция должна в первую очередь обеспечивать интересы промышленных предприятий, отечественного бизнеса реального сектора экономики, ведь именно эта сфера формирует высокую добавленную стоимость:

— Исходим из того, что деятельность созданных нами институтов развития будет и в дальнейшем направлена на повышение устойчивости экономик государств — членов ЕАЭС и развитие интеграционных процессов. Их без преувеличения большой потенциал — интеллектуальный, финансовый, технический — должен быть задействован в этой работе по максимуму.

По мнению Премьер-министра, повысить конкурентоспособность государств «пятерки» позволит реализация климатической повестки ЕАЭС. 

— Убежден, что совместными усилиями мы достигнем качественно нового уровня развития Евразийского экономического союза в интересах каждого предприятия и каждого гражданина наших стран, — отметил Роман Головченко.

Премьер-министр также высказал позицию белорусской стороны по поводу устранения препятствий и барьеров: 

— Да, препятствия еще остаются. Но проделана очень большая работа. Мы расчищаем те завалы, которые во многом образовались не потому, что страны вводят какие-то новые барьеры, а из-за того, что национальное законодательство не совпадало с законодательством союза. Это большой путь, нужно было пройти сложные процедуры. Беларусь со своей стороны предпримет все необходимые меры для решения этих вопросов. Мы уже приняли большинство необходимых решений по устранению тех моментов в национальном законодательстве, которые были квалифицированы как барьеры. Надеемся, что завершение работы над снятием барьеров и ограничений в торговле не займет много времени.


Пакет важных решений

Традиционно на межправсоветах принимается ряд значимых решений. Этот раз не исключение. Среди наиболее значимых отметим подписанное соглашение о правилах выпуска, обращения и погашения в рамках Евразийского экономического союза складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию. Эксперты отмечают: устойчивое обращение таких ценных бумаг послужит дополнительным импульсом для развития всей инфраструктуры электронной торговли и сопутствующих сервисов в Евразийском экономическом союзе, откроет возможность привлечения заемных средств под залог складских свидетельств.

Главы правительств впервые за десять лет существования ЕЭК выработали согласованные подходы по источникам и механизму льготного финансирования промышленной кооперации за счет дополнительно сформированных бюджетных средств союза. Наиболее перспективные многосторонние проекты в ЕАЭС благодаря этому инструменту получат финансовую поддержку через субсидирование ставки по кредитам, выданным международными и национальными финансовыми организациями союза. 

— Главы правительств стран Евразийского экономического союза поддержали необходимость наделения комиссии новыми полномочиями для организации деятельности на наднациональном уровне по работе с проектами и оказания финансовой поддержки, — подчеркнул министр по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Артак Камалян. — При этом ключевыми приоритетами для нас являются: участие в проекте трех и более сторон, формирование добавленной стоимости в кооперационной цепочке, финансовая эффективность и устойчивость, рост объемов взаимной торговли и инвестиций. 

В соответствии с планами дальнейшей работы в этом направлении в течение 2023 года будут рассмотрены вопросы о новых полномочиях ЕЭК, а также о разработке и принятии порядка финансирования, утверждении единых критериев и отраслей для реализации кооперационных проектов, детальном механизме финансирования и ряд других.

Премьер-министры стран ЕАЭС также поручили правительствам стран «пятерки» рассмотреть возможность участия органов по аккредитации в Региональной организации по аккредитации и оказать содействие уполномоченным органам сторон в решении организационных, финансовых вопросов по ее созданию и функционированию.

— Создание региональной организации по аккредитации будет способствовать сближению процедур аккредитации в союзе для повышения доверия к результатам оценки соответствия продукции и защиты общего рынка ЕАЭС, — отметил министр по техническому регулированию ЕЭК Виктор Назаренко. — Кроме этого, бесспорно, она может стать одним из действенных инструментов по предупреждению установления технических барьеров в торговле с третьими странами, а также позволит создать условия для наращивания экспорта союзных товаров на рынки стран СНГ и стран дальнего зарубежья.

Весомым результатом работы такой регио­нальной организации станет продвижение общих интересов и повышение авторитета систем аккредитации стран ЕАЭС на международной арене. Она также способствует созданию эффективного механизма для обеспечения свободной торговли в СНГ и ЕАЭС.

Межправительственный совет к тому же поручил Евразийской экономической комиссии совместно с правительствами стран ЕАЭС обеспечить исполнение дорожной карты в рамках климатической повестки.

— Реализация пакета мероприятий придаст интеграционному объединению новый импульс в части совместных усилий по развитию технологий и промышленной кооперации, а также позволит нарастить конкурентоспособность товаров ЕАЭС на глобальном рынке, — отметил министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев. — Кроме того, удастся не допустить возникновения торговых барьеров на рынке союза из-за различий в национальном регулировании. В общей сложности дорожная карта включает в себя семь направлений.

В следующий раз главы правительств ЕАЭС встретятся в феврале следующего года в Алматы.


Расстановка акцентов

Перед вылетом в Минск Премьер-министр Беларуси Роман Головченко ответил на вопросы журналистов. В частности, он рассказал о решении ЕМПС по финансированию интеграционных процессов в ЕАЭС:

— Очень важно наполнить конкретным смыслом задачи, которые ставились на момент подписания договора (о ЕАЭС — Прим. авт.), — это интеграция экономического рода. 

Он напомнил, что первое предложение, которое выдвинула Беларусь, касалось проекта по «евразийскому электробусу»:

— В рамках заседания мы определились, как решить вопрос финансирования таких проектов.

По его словам, в этом вопросе есть две стороны: первая — непосредственно само финансирование (фондирование) проектов и вторая — удешевление привлекаемых на реализацию совместных проектов ресурсов:

— Было принято решение, что 10 процентов от перечисляемых защитных антидемпинговых пошлин будут направляться на цели льготирования процентных ставок.

Роман Головченко убежден, что проектов, аналогичных «евразийскому электробусу», должно быть больше:

— Сегодня одного проекта недостаточно, пусть их будет пять — семь, их надо делать параллельно. В этом будущее союза. Это очень важный этап, который необходим для перехода от общего рынка к серьезным проектам, которые свяжут экономики стран. Мы должны быстрее двигаться по этому пути и реализовать первый проект такой промышленной интеграции.

Что же касается реализации проектов в Беларуси, Премьер-министр рассказал журналистам, что наша страна рассчитывает в этом году подписать кредитное соглашение с Евразийским банком развития на несколько сотен миллионов долларов:

— Мы договорились об активизации работы с ЕАБР по финансированию проектов в Республике Беларусь. И сейчас идет очень активная работа на площадке Банка развития Беларуси с экспертами ЕАБР по структурированию тех проектов, которые являются приоритетными.

Он пояснил, что речь идет о финансировании проектов по производству крафтовой бумаги на Светлогорском целлюлозно-картонном комбинате, выпуску определенной номенклатуры медицинских изделий, медпрепаратов, отдельных промышленных проектов.



— На 2023 и 2024 годы сформирован перечень проектов, которые мы презентовали банку и который предварительно акцептован, — пояснил Премьер-министр.

Не осталась за кадром и тема противодействия санкционному давлению Запада и, как следствие, наращивания экспорта белорусской продукции на рынки ЕАЭС.

— По статистике, за восемь месяцев (текущего года. — Прим. авт.) мы нарастили объем экспорта на рынки стран ЕАЭС на 30 процентов. Это очень серьезная цифра — мы прибавили более 3 миллиардов долларов, — сообщил Роман Головченко.

По его словам, основная часть этих поставок приходится на Российскую Федерацию, но есть рост и по всем другим странам «пятерки»:

— Практически в два раза за этот период мы увеличили объем товарооборота с Арменией, причем как по белорусскому экспорту, так и армянскому импорту.

Речь идет о тех позициях, которые выпали за счет введения санкций со стороны недружественных нам стран.

— Тенденция (роста товарооборота. — Прим. авт.), я уверен, будет нарастать, и, конечно же, рынок ЕАЭС в этой ситуации для нас является приоритетным, — резюмировал Роман Головченко.



ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАСТНИКОВ 

Премьер-министр Армении Никол ПАШИНЯН:

— Что касается формирования общих отраслевых рынков ЕАЭС в энергетической сфере, то это становится не просто задачей по выполнению положений Договора о ЕАЭС, а необходимым условием для реализации потенциала экономической интеграции ресурсной платформы для полноценного развития промышленного сектора. Мы в этом контексте готовы к конструктивному диалогу на основе взаимопонимания и учета интересов всех государств — членов ЕАЭС по урегулированию отдельных положений проекта Международного договора о формировании общего рынка газа, имплементация которого позволит государствам-членам пользоваться преимуществами общего рынка газа в полном объеме. В противном случае государства — члены ЕАЭС до окончания действия двусторонних договоров не смогут использовать потенциал общего рынка газа. Конечно же, это очень чувствительная тема, и нам всем нужно понимание в вопросе ценового горизонта как минимум на среднесрочную перспективу. 

Премьер-министр Казахстана Алихан СМАИЛОВ: 

— Технические и технологические требования, местное содержание, даже географические ограничения — это далеко не полный перечень барьеров, с которыми сталкиваются предприятия при попытках участвовать в госзакупках стран-партнеров.  Думаю, что надо в целом скорректировать принципы функционирования национального режима в государственных закупках.  Призываю страны ЕАЭС также ускорить работу по введению единых форм паспорта транспортного средства и организации систем электронных паспортов, а также актуализировать техрегламенты, которые непосредственно влияют на эффективность общего рынка союза.

Председатель Кабинета Министров Кыргызской Республики Акылбек ЖАПАРОВ:

— В условиях нарастающих вызовов и ограничений на внешних рынках и санкционного давления со стороны отдельных стран по отношению к членам ЕАЭС необходимо создавать максимально комфортные условия для бизнеса на внутренних рынках, с тем чтобы сложности на внешних рынках компенсировались. Если не принимать мер смягчающего характера, можем столкнуться с более серьезными вызовами для наших экономик. Принимаемые нами решения в сфере кооперационного сотрудничества в промышленности требуют от нас оперативности и в то же время взвешенности с учетом долгосрочного характера и устойчивого ресурсного и финансового обеспечения промышленной кооперации в Евразийском экономическом союзе. Хочу отметить, что перспектива формирования импортозамещающих высокотехнологичных производств — это работа на годы, а ресурсы, которые мы получим от специальных и антидемпинговых пошлин, будут малы для устойчивой реализации этой инициативы.

 Председатель правительства Российской Федерации Михаил МИШУСТИН: 

— Внешнее давление на Россию и Беларусь, безусловно, отражается на всех участниках «пятерки». И в первую очередь на функционировании единого рынка. Недружественные действия ряда западных стран, выбранный ими путь санкций, давления, политического шантажа неприемлем для современных международных отношений. Но мы отдаем себе отчет, что такая политика не поменяется в одночасье, и должны готовить решения на стратегическую перспективу. Наша совместная деятельность строится в плановом порядке и на системной основе. Именно этот подход и эффективная реализация срочных антикризисных мер позволили нам добиться адаптации наших экономик к внешним шокам. Бизнес наших стран умеет эффективно сотрудничать — на основе новых соглашений формируются кооперационные цепочки. Вводятся в эксплуатацию новые предприятия. И таких примеров должно становиться как можно больше. Для этого надо стимулировать создание совместных компаний.  

Премьер-министр Кубы Мануэль Марреро КРУС:

— Куба заинтересована в участии стран ЕАЭС в социально-экономическом развитии страны в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, особенно в сферах, имеющих большой потенциал и представляющих обоюдный интерес. Это разведка и добыча углеводородов, энергетика, туризм, транспорт и черная металлургия. Большие перспективы сотрудничества есть в сфере здравоохранения. Нас радует, что недавно в Беларуси зарегистрированы кубинские вакцины против COVID-19. Этот шаг открывает широкие возможности для расширения торгово-экономических отношений.

Премьер-министр Узбекистана Абдулла АРИПОВ:

— Узбекистан выступает за создание благоприятных условий для развития и укрепления взаимовыгодного партнерства с ЕАЭС. Отрадно, что страны ЕАЭС последовательно решают непростые задачи для обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Нужно активнее наращивать сотрудничество в инвестиционной сфере, промышленной кооперации, транспорте и логистике. Благодаря совместным усилиям и поддержке нам удается наращивать объемы взаимной торговли. Предлагаю объединить усилия для решения вопросов продовольственной безопасности.

anufrieva@sb.by

sichevich@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter