Три гектара экзотики

Такое можно увидеть нечасто: плодовые деревья, яблони и груши, плотным кольцом окружены экзотическими растениями.
Такое можно увидеть нечасто: плодовые деревья, яблони и груши, плотным кольцом окружены экзотическими растениями.

Это место расположено под Краснопольем. Впрочем, специалисты, да и почтальоны хорошо знают об удивительном саде. По крайней мере, письма с адресом: "Беларусь, Могилевская область. Иванов хутор" сюда доходят.

В уникальном саду-лесопарке можно встретить сибирский и корейский кедр, голубую ель, лиственницы и туи многих видов и форм, можжевельники, пихты, красный дуб, всевозможные кустарники. Некоторые из этих растений растут только здесь, больше во всей стране такой красотищи не сыскать.

Коллекция экзотических растений в Ивановом хуторе была собрана одним человеком. Сам Иван Изотович Зотов о себе говорит, что он юрист по образованию, экономист по специальности и ботаник по призванию. Родился он здесь же, в деревне Брылевка, интерес к ботанике начал проявлять еще в раннем детстве, первые дубки посадил в 1939 - 1940 годах, а когда началась война, стало не до ботаники.

После войны Иван Изотович поехал учиться в Москву, закончил юрфак МГУ, но быстро разочаровался в профессии юриста. Получил еще и специальность экономиста в Московском экономическом институте. А когда в 1965 году побывал в знаменитом лесопитомнике Гослесхоза в Подмосковье и увидел, какие эвкалипты там выращивают, интерес к необычным растениям вдруг вспыхнул с новой силой. Иван Изотович познакомился с начальством питомника, хотел приобрести саженцы, но, к сожалению, официально частным лицам тогда их не продавали. Пришлось пойти на хитрость - завести знакомства среди рабочих питомника. Через ограду перебрасывалась бутылка водки, назад летели долгожданные саженцы...

Первый сибирский кедр Иван Изотович посадил в 1968 году. Работал он тогда в Москве, а саженцы-"экзоты" привозил на родину во время отпуска. С тех пор вновь "заболел" ботаникой: как увидит что-то новое - начинается хандра. Пока себе не добудет, не успокаивается. Коллекционер работал над диссертацией по экономике и одновременно изучал книги по ботанике.

"Выбить" в то время землю было очень непросто. Но областное и районное начальство заинтересовалось идеей, пошло навстречу. Поначалу земли было немного, но после аварии на ЧАЭС ее вдруг стало "бери - не хочу". Это отразилось на структуре сада: первые деревья посажены густо, "жадно", последующие - свободно. Экзотический парк приводил в восторг приезжих, здесь начали время от времени проводить областные и республиканские семинары, руководители всех рангов стали вдруг приводить в пример руководство Краснополья другим руководителям. Кто-то даже высказал пожелание, чтобы подобные заповедники были открыты во всех районах области.

Сейчас Иванов хутор - огороженная территория в 3 гектара, возраст деревьев - от 40 лет до года. Сад не "архитектурный", в нем по старокитайскому обычаю сохранен естественный порядок насаждения. Самое южное растение в саду - туя. Но именно оно, как ни странно, не боится ни заморозков, ни засухи, ни ветра. Всего на хуторе растет более 50 видов экзотических деревьев и кустарников. В основном здесь собраны деревья крупные, долгоживущие и впечатляющие. Если сад будет развиваться и разрастаться естественным способом, лет через 50 тут появится заповедник из "экзотов". Но пока этому мешают лесные костры, прочие издержки вмешательства человека в жизнь сада. Ведь все, что происходит за огороженной территорией, никем не контролируется.

Самому Ивану Изотовичу под 70 лет, матери, с которой он живет, - за 90. Коллекционер очень волнуется, что будет с садом, когда его не станет. Вот уже 5 лет Зотов пытается передать свой сад государству. Пока безрезультатно: все восхищаются, но вопрос не решается. Конечно, взять сад на баланс - дополнительная забота, и пока ни у кого не доходят руки. Иван Изотович видит несколько способов сделать сад юридическим лицом и объявить охраняемым заповедником. Можно передать его Академии наук в качестве лаборатории по сохранению редких экзотических деревьев. Можно сделать его муниципальной собственностью - "губернским" ботаническим садом. Есть вариант передачи сада лесничеству, но это не нравится хозяину. Лесники, по его мнению, считают деревья товаром. Действительно, в коллекции есть экземпляры, древесина которых очень ценится в мире - из нее построена вся подводная часть Венеции, она не боится влаги, а под воздействием воды становится надежнее камня. Но хозяин заповедника мечтает передать растения людям, которые бы видели в них творения природы. Ведь, как считает Иван Изотович, настоящую ценность на территории бывшего СНГ представляют сейчас сады и парки, создававшиеся когда-то помещиками, дворянами. Людьми обеспеченными, для которых разведение растений было не хобби, а своего рода болезнью, людьми, которые могли заложить имение и пойти по миру, лишь бы приобрести всего одну луковицу экзотического тюльпана.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter