Уголовное дело о нападении на белорусских дипломатов рассматривается Мингорсудом в порядке специального производства

Белорусские следователи утерли нос Скотланд-Ярду

19 декабря 2021 года в Лондоне было совершено наглое нападение на белорусских дипломатов. Новость вызвала сильный общественный резонанс и возмущение: белорусы вышли к зданию английского посольства в Минске с плакатами и требованием расследовать инцидент и наказать виновных. Белорусская акция носила исключительно цивилизованный и мирный характер, английские дипломаты, как и здание посольства, не пострадали.

Однако виновных в нападении на сотрудников Белорусского посольства в Лондоне накажет только белорусская Фемида: английская быстренько и ожидаемо слилась под неблаговидным предлогом. И только белорусские следователи, проведя кропотливую работу, смогли и без помощи английских «коллег» установить всех участников, роль каждого в нападении, причины и подоплеку совершения преступления.

21 августа в Минском городском суде началось судебное рассмотрение уголовного дела о нападении на белорусских дипломатов 19 декабря 2021 года в Лондоне.

Жаль только, что усадить нападавших на скамью подсудимых пока не получилось: судят их в порядке специального производства (в их отсутствие). Потому что все фигуранты затаились тихонько за границей и носа в Беларусь не кажут. Знают «герои», что здесь их ждет обвинение по части 3 статьи 130 (умышленные действия, направленные на возбуждение иной социальной вражды и розни по признаку иной социальной принадлежности, соединенные с насилием, совершенные группой лиц, повлекшие иные тяжкие последствия) и по части 3 статьи 218 УК РБ (умышленное повреждение чужого имущества, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере). Двоих особо отличившихся – еще и по части 1 статьи 366 УК (насилие и угроза насилием в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности).

А скоро будут ждать уже и реальные сроки наказания. Исходя из санкций статей – до 12 лет лишения свободы. И исполнение приговора тоже подождет каждого из обвиняемых: сроки наказания начнут свой обратный отсчет только после ареста фигурантов. И что-то подсказывает, что рано или поздно за подлое нападение на белорусских дипломатов ответить все-таки придется. По белорусским законам.

Змагарская «Надзея»

В нападении на дипломатов обвиняются белорусы: Вадим Боговков (1971 г. р.), Максим Зуев (1980 г. р.), Александр Напреенко (1983 г. р.), Сергей Рябушко (1976 г. р.). В «активе» у Боговокова и Зуева по три статьи УК, у Напреенко и Рябушко – по две. На месте преступления присутствовала еще и Вера Дудич, которая держала в руках личные вещи нападавших и наблюдала за происходящим с противоположной стороны улицы. Непосредственно в нападении Дудич не участвовала, поэтому претензий к ней нет.

Боговков В.С. Зуев М.В. Напреенко А.В. Рябушко С.П.

Вся пятерка – активные члены эмигрантской группировки белорусов под названием «Надзея». Группировка появилась в Англии в 2020-м и объединила белорусских эмигрантов разных волн и поколений. Участников не так уж много – человек 60–70. Это те, которые периодически участвуют в пикетах в реале и более или менее активно общаются в интернете. Еще пара сотен человек болтаются в Telegram-каналах и на страницах «Надзеі» в соцсетях. «Надеевцы» идейно поддерживают самоправозглашенное недоразумение, называющее себя «президенткой», и до сих пор продолжают бредить скорой победой в Беларуси. Из Лондона.
Основная деятельность «Надзеi» – рассылка петиций британскому правительству и парламенту. За два года (2020–2022) больше 70 штук отправили. Требуют еще санкций в отношении Беларуси и белорусов. И денег просят на помощь «жертвам репрессий», и себе на жизнь, конечно. Иногда, правда, и сами деньгами скидываются: то «банде Калиновского» помогают, то какому-нибудь типа политзэку. Стандартный змагарский набор «активностей» за границей.

И отчеты о «помощи», оказанной «жертвам режима», публикуют в Telegram-канале «Надзеі». Это всегда скрины переписок с неизвестными абонентами, якобы из Беларуси (имена и номера телефонов замазаны), которым обещают помощь. Неизвестные абоненты очень радуются, а потом очень благодарят за полученное. Вот и весь отчет.

Ни тебе собранной суммы, ни суммы переданной, ни кому помогли, никаких подтверждений, что вообще помогали. В принципе, как всегда у змагаров: деньгами скидываются все, а кто-то, самый умный, «помогает и отчитывается» …

А еще у «Надзеі», как и у всей бчб-тусовки за границей, любимое занятие устраивать пикеты. Они это солидарностью называют. И выглядит их солидарность жалко: редкие цепочки странных людей с бчб-символикой и картонками в руках, которые чего-то хотят, но особо никому не мешают. Да и интереса особого не вызывают. Потому что за границей своих фриков, на которых никто внимания не обращает (демократия же!), пруд пруди и наши вполне органично вписываются в общую унылую картину.

Особо сильное раздражение у «надеевцев» вызывает, конечно, Белорусское посольство в Лондоне. Но достается и другим организациям. Например, посольство Норвегии пикетировали за сотрудничество компании «Яра» с «Беларуськалием», магазины «Икеа» - за работу с Беларусью. А лондонский офис фармкомпании GSK - чтобы прекратить рекламу лекарств компании в белорусских СМИ.

Но чаще всего «солидарные» появляются, естественно, возле здания Белорусского посольства. С августа 2020-го до декабря 2021-го раз 20 приходили. Покричат, споют, бчб-тряпками помашут и разойдутся.    

И в воскресенье, 19 декабря 2021 года, все шло по привычной схеме. «Протестуны» собрались напротив Посольства около 13:00, некоторые прихватили с собой детей. Покричали свои лозунги, помахали портретами «политзаключенных» и своими тряпками. Одна из участниц обратилась к присутствующим с «пламенной» речью: поблагодарила собравшихся, посетовала, что ряды редеют, призвала бороться дальше, пообещала, что санкции обязательно помогут победить… Ничего интересного, как обычно. Потом пели хором и фотографировались на фоне здания белорусской дипломатической миссии.

Кто-то из собравшихся решил украсить бчб-ленточками забор и транспорт Посольства. По ошибке навязали ленточек на микроавтобус, принадлежащий расположенному рядом посольству Монголии. Когда приехала полиция, ленточки сняли тоже сами. Потому как спорить с местной полицией себе дороже, и змагарье, какое бы примитивное оно ни было, это прекрасно понимает.

А «активист» Зуев, решивший, вероятно, блеснуть искрометным юмором, написал по-английски на туалетном ершике «зубная щетка», а на бутылке чистящего средства - «зубная паста» и поставил все это перед входом в Посольство. Что хотел сказать – непонятно. А может, просто делился особенностями гигиены собственной полости рта? Так и этим никого не удивил. То, что вся бчб-тусовка принимает внутрь вещества, для этого не предназначенные, давно не секрет.

Белорусские дипломаты в пикет не вмешивались, просто внимательно наблюдали за происходящим возле здания Посольства. Полицию вызвали, как только «активисты» прикоснулись к забору и транспорту дипмиссий. Правила такие у дипломатов. Приехавшая полиция заставила «митингующих» снять ленточки и понаблюдала за акцией до ее окончания около 15:00 по местному времени.

Пьяные «герои»

И никто 19 декабря не ожидал повторного появления «протестунов» возле здания Посольства. А они появились. Изрядно нагрузившиеся спиртным и с лотками куриных яиц в руках. Около 19:00 четверо участников предыдущего «мероприятия» начали забрасывать здание дипмиссии куриными яйцами.

Надо отметить, что это была уже третья «яичная атака» на здание Белорусского посольства в Лондоне с августа 2020 года. Особым креативом адепты бчб и тут не отличаются и действуют, как правило, однотипно – побросали, покричали, разбежались. Но 19 декабря нападавшие были пьяны, некоторые до состояния «стоять могу, ходить уже нет», поэтому взрослые мужчины (старшему на момент нападения почти 50 лет, младшему – 38) ощутили себя «мстителями».

Побросав яйца в здание дипмиссии (заодно опять досталось и многострадальному микроавтобусу посольства Монголии), «активисты» болтались неподалеку, поджидая приезда дипломатов, живущих вне дипмиссии.

Вернувшийся Советник Посольства Андрей М. прошел на территорию Посольства без проблем. Осмотрел заляпанные яичными пятнами стены и вызвал дипломатическую полицию для фиксации акта вандализма. А вот на приехавшего около 19:30 Первого секретаря Посольства Максима Г. пьяная четверка накинулась с оскорблениями и побоями. Досталось и выбежавшим на помощь коллегам дипломата.

Нападение на Максима Г. началось с метания в него остатков яиц. Потом «активисты», прикрыв лица масками, ринулись в драку. Причем трое белорусских дипломатов максимально старались не обострять ситуацию и не отвечать на агрессию. Но пьяных «бойцов» было не остановить. В течение 15-20 минут они, пытаясь прорваться на территорию Посольства, наносили дипломатам удары руками и ногами. Все сопровождалось матом, угрозами и оскорблениями. Самым активным и агрессивным был Боговков, пытались не отстать от него и Зуев с Рябушко.

Напреенко снимал происходящее на мобильный телефон. А Рябушко сделал «политическое заявление» по поводу легитимности Президента Беларуси. Причем обращался Рябушко непосредственно к самому Президенту... Действительно, где же еще делать такие «заявления», как не на фоне попыток жестоко избить дипломатов под мат и вопли пьяных подельников.

А вызванная почти час назад дипломатическая полиция почему-то никак не могла добраться до Посольства. Да и на экстренный вызов вооруженного наряда полиции, время прибытия которого не должно превышать 3 минут, никто особо не торопился. 19 декабря 2021 года благодаря «оперативности» английской полиции белорусские дипломаты оказались один на один с пьяными отморозками.  

Когда полиция все же соизволила приехать, нападавшие решили убежать. Максим Г. бросился догонять Боговкова, но тот неожиданно развернулся и ударил дипломата в лицо, от чего тот упал и, ударившись головой о мостовую, потерял сознание.

Андрей М., ухватив за капюшон, задержал Напреенко. Зуев был настолько пьян, что не смог самостоятельно даже уйти с места нападения. А Рябушко убегать и не пытался, он сделал вид, что в нападении вообще не участвовал, просто мимо проходил.

В результате нападения Первый секретарь Белорусского посольства получил сотрясение мозга, перелом носовой перегородки, травматические повреждения зубов, ссадины, кровоподтеки и ушибы. Два дипломата, пришедшие ему на помощь, к счастью, отделались гематомами и за медицинской помощью не обращались.

Забегая вперед, скажу, что и бросание яиц в здание белорусской дипмиссии оказалось совсем небезобидным делом. Потому что здание, построенное в 1885 году, является историко-культурным наследием Великобритании и приводить в порядок его фасад совсем непросто. И недешево. Согласно расчету стоимости реставрация фасада здания после нападения обошлась Республике Беларусь в 42 120 фунтов стерлингов.

- Слишком дорого, - верещат обвиняемые в интервью «независимым СМИ». А что вы хотели? Расценки-то лондонские, да и наследие как-никак. Думать надо, куда яйца бросаете. Хотя, чем думать, когда в организме алкоголь, а в голове бчб-мусор.

Ершик преткновения

Прибывшая на место нападения лондонская полиция задержала только Зуева. А потом отпустила под обязательство о явке. Сотрудник дипломатической полиции сообщил белорусским дипломатам, что на срок более 36 часов у них задерживают только по решению суда и это вообще для них крайняя мера. Нападение на сотрудников Белорусского посольства, в котором признался Зуев, применения крайних мер, видимо, не требовало.

Свою вину Зуев признал, судя по всему, спьяну. Потому что уже 22 декабря, немного протрезвев, он взялся раздавать интервью «независимым СМИ». И в них Зуев, конечно, уже герой. Только зовут его почему-то Артем, а не Максим (наверное, протрезвел все-таки не до конца) и лицо свое он тогда показать так и не решился. Говорил, что спрятался, чтобы обезопасить родственников. Неужели рассчитывал, что его не опознают? Так родственники, за безопасность которых он «волновался», его и опознавали. Как и всех остальных «активистов».

А «независимым» Зуев рассказал, что вечером, 19 декабря, он с друзьями всего лишь немного побросал яйца в здание Белорусского посольства. Потом ушел вместе с друзьями. Потом все вместе вернулись, потому что решили… проведать ершик. Впятером. Спрятав лица под масками. И оставив личные вещи Дудич. Видимо, чтобы не мешали близкому общению с ершиком. Правда, вот незадача, ершик Зуев с товарищами уже не застали…

Вместо ершика «активистов», по словам Зуева, возле Посольства поджидали четверо неизвестных, которые агрессивными и нецензурными высказываниями спровоцировали его «дать одному из них по уху». И только потом, когда приехала полиция, из Посольства вышел человек с разбитым лицом, которого Зуев раньше не видел…

Потрясающая история. Ни слова о том, что были пьяны, ни слова о том, что нападали вчетвером на одного и не рассчитывали, что из Посольства кто-то выбежит на подмогу, ни слова о том, что сами били, матерились и оскорбляли, тогда как белорусские дипломаты всеми силами старались успокоить, защищались и не наносить ударов в ответ. Ни слова правды. Как в любой истории, которую рассказывают «оппозиционные активисты».

Потому что в конце декабря 2021 года протрезвевшим «активистам» было очень страшно, что у них в Англии начнутся проблемы из-за их алкогольного «выступления». Да и другие члены группировки «Надзея» перепугались, что их внесут в списки радикалов и экстремистов. Попадание в такие списки в Британии может очень сильно осложнить жизнь. Поэтому «Надзея» первое время тоже открещивалась от участия своих членов в нападении на белорусских дипломатом. И только когда стало ясно, что англичане никого привлекать к ответственности не собираются, «Надзея» признала, что Боговков, Рабушко, Напреенко и Зуев из их «активистов».

Английские законы не для всех

Полиция и следственные органы Великобритании действительно приложили максимум усилий, чтобы найти предлог никого не наказывать за нападение на белорусских дипломатов.

Сразу после инцидента они еще изображали бурную деятельность – уведомили, что проводится проверка, запросили данные о повреждениях, полученных Максимом Г., допросили Зуева и Боговкова, получили официальные показания белорусских дипломатов, сняли видеозаписи инцидента с носителей камер наружного наблюдения, установленных на здании нашего Посольства. В начале марта 2022 года даже обещали предъявить Зуеву и Боговкову обвинения. А потом все, активность закончилась.

Лишь 23 марта 2023 года наши дипломаты по электронной почте получили официальный ответ от дознавателя - констебля полиции района Хаммерсмит, которому было поручено проведение проверки по факту нападения.

В официальном ответе дознаватель извиняется за долгое молчание, потому что он отсутствовал на службе (больше года?), а еще у них там информационные платформы переводились с одной на другую (причины – уважительнее некуда!). Но, сообщает констебль, все это не важно, потому что королевская прокуратура решила оставить обвинение в отношении подозреваемых «без дальнейших действий». А знаете почему? Потому что в момент нападения Боговкова на Первого секретаря Посольства Максима Г. они находились за пределами радиуса действия видеокамер наружного наблюдения, установленных на Белорусском посольстве, и у прокуратуры нет видеозаписи конкретно этой части нападения…

То есть британские следственные органы не стали даже заморачиваться с поиском записей с других камер видеонаблюдения, которые в том районе расположены на каждом столбе. Раз камеры на Белорусском посольстве не зафиксировали момент нападения, значит, его… не было. И вообще, как оказалось, нет никаких данных, что это действительно Боговков махал ногами и руками возле нашей дипмиссии…

И Зуев, который спьяну признался в нападении на дипломатов, не получил даже предупреждения. Почему? Потому что сроки вынесения предупреждения истекли, пока дознавателя на работе не было и платформы не работали …

А 12 июня 2023 года английское МВД прислало издевательскую отписку и на требование Беларуси о выдаче обвиняемых.

«Министр (С. Браверман. – Прим. ред.) после тщательного изучения информации об этих случаях в соответствии с законодательством Великобритании приняла решение отклонить запросы об экстрадиции. Принимая решение, министр учла тот факт, что между Великобританией и Беларусью нет экстрадиционных отношений. Она также рассмотрела возможность заключения специальных соглашений об экстрадиции для выполнения указанных запросов, но отказалась от этого применительно к данным случаям. Мы хотели бы заверить вас в том, что Великобритания сделает все возможное для оказания максимальной помощи в вопросах экстрадиции, насколько это позволяет наш закон».

Сложно представить ситуацию, в которой правоохранительные органы Беларуси повели бы себя подобным образом. А вот в Великобритании, как оказалось, возможно все.

Приговор, который подождет

Боговков, Зуев, Напреенко и Рябушко, уверенные в своей безнаказанности, так и продолжают иногда приходить к Белорусскому посольству с пикетами. Руки, правда, больше не распускают. Пока не распускают. Потому что в Telegram-каналах «Надзеі» по-прежнему идут обсуждения не только нападений на дипломатов, но и возможностей поджога Посольства или атаки на него с применением оружия.

А Зуев раздал еще одну серию интервью «независимым СМИ». Смелый «герой», уже уверенный, что в Британии его не накажут, теперь не прячет свое лицо и имя. И позволяет себе оценку перспектив вынесения приговора в Беларуси. Мол, не жарко и не холодно ему от того, что у него будет срок в другой стране. Главное, что в Англии у него все в порядке.

А в порядке ли? Ведь даже не наказав Боговкова, Зуева, Напреенко и Рябушко, английская полиция взяла их на карандаш как хулиганов - в Британии и с местными хулиганами беда, а тут какие-то мигранты. Так что «бойцам» сейчас достаточно лишний раз дернуться - и проблемы не заставят себя ждать. И мечта Рябушко отсидеть в английской тюрьме исполнится.

Это Рябушко во время нападения на белорусских дипломатов кричал, что готов отсидеть за свои действия в Англии. Видимо, алкоголь и опыт отсидки в Беларуси сделали его таким смелым. Кстати, английским правоохранителям будет интересно узнать, что Рябушко воровал на родине, за что был судим, а еще до сих пор находится в розыске по делам о мошенничестве. Потому и в Англию сбежал еще в 2016 году, что не захотел в очередной раз оказаться в колонии. Теперь вот в английскую просится.

И Напреенко судим в Беларуси как злостный хулиган. Поэтому его участию в нападении на белорусских дипломатов в Лондоне удивляться не стоит, великовозрастный «боец» просто занялся тем, что он умеет лучше всего. Видимо, тоже очень хочет сравнить условия в пенитенциарных учреждениях двух стран.

Боговков и Зуев до сих пор перед законом в Беларуси были чисты, но в скором времени это будет исправлено приговором за нападение на наших дипломатов. Да и в Англии, судя по комментариям «бойцов» в интернете, рано или поздно обратят внимание на их нездоровое желание махать кулаками и портить чужое имущество.

Потому что это сейчас, когда соблюдать законы в отношении наших дипломатов в Европе стало необязательно, четверка пьяных «активистов» отделалась легким испугом. Но политическая ситуация в мире вещь крайне нестабильная. И время, когда все кардинально изменится, обязательно наступит. Тогда и белорусский приговор перестанет казаться «бойцам» таким уж безобидным.

krasovskaya@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter