Народный календарь и традиции. 14–20 августа

«Вераб’iныя» ночы i вялiкiя дажынкi

Заканчивается август, убегает удивлявшее нас разнообразием погоды лето, которого осталось уже совсем чуть‑чуть. Начинает неделю (21 августа) Мирон, прозванный в народе «ветрагонам» из‑за того, что часто с самого раннего утра дует сильный юго‑западный ветер. Погода в этот день давала долгосрочный прогноз: какой Мирон, таким будет и январь следующего года. Если солнечно и тепло, значит, ждет морозец с солнышком, дождь же обещает слякоть и плюсовую температуру, а холод – сухой и бесснежный, колючий, злой мороз.


Именно в этот период проходят хорошо известные у нас «рабiнавыя ночы», их еще иногда называют «вераб’iнымi». Тогда «…грымоты скаланаюць неба, грозна блiскаюць маланкi, дзьме моцны вецер, лье пралiўны дождж». По народным поверьям из пекла выходят злые силы, которые «спраўляюць свае гадавое свята» и страшат крещеный люд. А добрые – объединяются, чтобы уничтожить зло, которое накопилось после Купалья и здорово «шкодзiла» людям. 
Название эти ночи получили оттого, что по поверьям такие природные «экстримы» нужны, чтобы хорошо выспели ягоды рябины. Если же этого не случится, остаток лета, осень и весь год до конца будет «няўдалым» во всем.
Подходит к концу главная работа на полях – «жнiво», все обряды «дажынак» направлены на то, чтобы отблагодарить «духаў поля» за хлеб и заручиться их помощью в работе на будущий год. На южных территориях «дажынкi» отмечали два раза: «малыя» после того, как закончили «жытняе жнiва», и «вялiкiя», когда уже заканчивали убирать яровые. В день «дажынак» женщины одеваются в лучшие одежды, а «пан‑гаспадар» готовит богатую «святочную вячэру». Заканчивая работу, на поле оставляют небольшое количество колосьев – «бараду», чтобы оно не оставалось «голым» и не обиделось, потом рукой, опять же не голой, а через холщевую ткань, выпалывают под «барадой» сорную траву, чтобы на следующий год «жыта» было чистым, затем кладут под колосья «белую хусцiнку», а на нее – хлеб с солью, и все это с молитвами и поклонами до земли.

В народе живет поверье о двухколосных стеблях – «спарышах». Их разыскивают специально, как и все сдвоенное: они у всех европейских народов символизируют плодородие, и если «спарыш» съест женщина, у нее обязательно родятся близнецы. Такие колосья часто специально дают овечкам, чтобы те приносили двойни ягнят.

Если по каким‑то обстоятельствам, из‑за потери «кармiльца» или болезни, семья «познiцца» со «жнiвам», то родичи, соседи, те, кто уже управился со своим наделом, приходят на помощь, на «талаку», – так у нас заведено на Беларуси «спрадвеку».

22‑го числа – день Матфея приводит на землю осеннюю прохладу, и у нас про это говорят так: «Пасля Мацея мужык на полi ўжо не пацея».

23 августа Лаврентий, которого у нас называют «Лаўрын». По приметам, если в этот день пройдет небольшой и тихий дождь, осень и зима будут обычными, но коль случится жара или «моцны дождж», непогоду можно ожидать до середины сентября. Работы сменяются одна другой, и с этого дня в прежние времена уже отправлялись на мельницу молоть «новае збожжа», а говорили так: «На Лаўрына спяшайся да млына».

27 августа – последний день поста, называемого у нас «Спасаўкай‑ласаўкай». День Михея, ветер в этот день обещает такую же ветреную осень и очень ненастный, с бурями, сентябрь.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter