25 лет исполняется единственному в Беларуси ансамблю бандуристов «Вербиченька»

Беларусь стала домом. Ансамбль — семьей

Как цимбалы, бесспорно, являются символом белорусской народной музыки, так и украинскую невозможно представить без бандуры. Раньше на этом, тогда еще небольшом 12‑струнном инструменте играли только мужчины‑кобзари. Со временем бандура не только заметно выросла в размерах, но и запела в женских руках. Вот уже четверть века в Ветковском районе льется песня в исполнении ансамбля бандуристов «Вербиченька», получившего в 2004‑м статус народного. Любовь здешних артистов к музыке поистине стирает границы, и даже изначально украинский состав коллектива со временем стал интернациональным.

Андрей Карелин.

Музыка без границ

Создателем и бессменным руководителем уникального ансамбля все эти годы является Наталья Якса. Ныне виртуозная бандуристка родилась в Крыму, а в музыкальной школе училась… игре на аккордеоне. Сменить инструмент решила в третьем классе:

Елена Беспалова, Наталья Якса, Надежда Сахарук.

— Я после занятий всегда ожидала в коридоре подругу, которая занималась на бандуре. Ее учитель однажды позвала меня посидеть в классе. Влюбилась поначалу даже не в сам инст­румент, а в педагога. Как она работала с детьми, словами не передать! Родителям сразу же заявила: хочу перевестись. Домашние в шоке — только ведь аккордеон купили. В итоге договорились, что пойду на бандуру, но и прежние занятия не брошу.

Начинался коллектив с трио. Наталье Александровне предложили переехать в Беларусь и поднимать культуру в чернобыльских регионах:
— Все случилось так быстро, что я даже не успела засомневаться. Показали рабочее место, встретились с председателем рай­исполкома, в тот же день съездили на служебную квартиру. С маленькой дочкой не хотела перебираться в большой город. А вот Ветка сразу понравилась уютом и чистотой.
Вскоре в коллектив влилась ее землячка и родственница Надежда Сахарук. Трио дополнила белоруска — работница Ветковского дома культуры Елена Михайловна Беспалова. Таким составом начинающий коллектив в 2002‑м отправился в Гродно на фестиваль национальных культур, где сразу получил звание лауреата. Надежда Ивановна добавляет:

— Завели тогда много новых друзей, общаемся с ними до сих пор. Каждый концерт — это всегда долгожданное событие, хотя плотный гастрольный график выдерживать с годами все сложнее.

Анна Борисенко.

Почти с первых дней в «Вербиченьке» и Наталья Владимировна Аполлонова, переехавшая в Ветку из Черниговской области. А вот Тамара Воинова местная, но с казацкими корнями. Подрастает и молодежь. Анна Борисенко родилась в семье россиянки и белоруса, а Анастасия Кабкова руководителя ансамбля называет не иначе как мамой. Именно она и была той самой маленькой девочкой, с которой Наталья Якса решила строить новую жизнь на белорусской земле.

Каждый участник незаменим

На сцене 11 человек, но лишь 9 из них бандуристы. Творчество женской части коллектива дополняет скрипач Анатолий Шубаро — директор Ветковской детской школы искусств, с 2000 года неизменно находящий в плотном графике время для репетиций и концертов. В гримерку заглядывает и Андрей Карелин. Бандуристки сразу же осыпают своего незаменимого бас‑балалаечника комплиментами:

— Андрей Петрович — безумно талантливый человек. Руководит народным духовым оркестром, умеет играть буквально на всем и всегда готов выручить.

— Давайте уже фотографироваться, — скромничает от такого напора мужчина и быстро ретируется в актовый зал под задорный смех участниц ансамбля.


С 18‑килограммовой бандурой управляться непросто. На басах и вовсе играет только Наталья, но не отстает и молодежь. Анастасия, к примеру, уже с 10 лет осваивает мамину науку:

— Для ребенка инструмент очень тяжелый, рука затекает, плюс нужно применить силу, потому что струны слишком толстые. Но мне учеба давалась легко, хотя никто и не заставлял заниматься.

Наталья Якса с любовью смотрит на инструменты, которые вместе с друзьями и родными перевезла в Ветку в далеких 1990‑х:

— Сейчас такой можно разве что у индивидуальных мастеров заказать, а раньше их выпускала черниговская фабрика. Многие удивляются, как в принципе мы играем на 61‑й струне. На них же просто посмотришь — уже глаза разбегаются.

Культурный код

Из Украины многие участники коллектива уезжали в не самые лучшие времена. Постперестроечная жизнь для людей в ту пору часто становилась борьбой за выживание, ну какая еще культура? Почему же творчество выиграло в погоне за длинным рублем? Наталья Аполлонова лишь пожимает плечами:

Наталья Аполлонова и Тамара Воинова.

— Мы работники культуры, у многих и семьи творческие чуть ли не до третьего колена. Куда мы еще можем пойти? Нас пригласили, дали жилье, работу по специальности. Гостили, гостили, да и сами не заметили, как 25 лет уже прожили на ветковской земле.
«Вербиченька» — частый гость на «Славянском базаре в Витебске».
 Начинали с городских площадок, а в 2022 году во время открытия форума искусств впервые вышли на главную сцену Летнего амфитеатра. «Ти ж мене пiдманула» в исполнении солистки Анастасии Кабковой зал встретил овациями.

— Было волнительно, но очень приятно, — признается Настя. — Репетировали по ночам, успели познакомиться с известными артистами и получить ни с чем не сравнимое удовольствие от этого праздника нашей родной славянской культуры.

Все участники коллектива олицетворяют известную истину: национальная культура вне сиюминутных политических веяний. Наталья Якса отмечает:

— Люди к нам часто подходят, фотографируются. Причем независимо от национальности. Есть и представители украинской диаспоры, белорусы, гости из других стран. Украинскую музыку любят и слушают ее с удовольствием.
Белорусские и украинские песни очень певучие, они всегда откликнутся добром в сердце. Наше искусство вне политики. Оно, как и сотни лет назад, несет добро и пробуждает в людях самые светлые чувства.
 




Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter