О военном прошлом и мирной жизни ветерана Великой Отечественной войны Ивана Владимировича Демидова рассказывает его дочь Галина Демидова

Боевой путь бортмеханика Демидова

На фотографии, сделанной в далеком 1945‑м, — бравый красавец в военной форме с орденами. Старший лейтенант, бортмеханик Иван Демидов. Ему всего 32 года. И он даже не знает, что в родной Беларуси его ждет маленькая дочь Галочка. Демидов ушел на фронт в первые дни войны. Его любимая супруга Ксения ждала первенца. Связь между ними прервалась на целых 5 лет. Вернулся уже в звании капитана. С двумя орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За оборону Москвы».

Галина Демидова рассказывает о своем отце.
В справке, основанной на архивных данных, значится: «Воентехник, бортмеханик Иван Владимирович Демидов воевал с первого дня войны в составе 239‑го гвардейского транспортного бомбардировочного Белгородского Краснознаменного авиаполка. 30 июня 1941‑го немецкие истребители атаковали группу тяжелых советских бомбардировщиков ТБ‑3, которые бомбили переправы и мост на реке Березина у Бобруйска... В одном из сбитых ТБ‑3 летел и Иван Демидов. Во время атаки он лично сбрасывал бомбы на цель. Уже на земле проявил заботу о раненых летчиках, после чего доставил их в госпиталь. К марту 1944 года произвел 117 боевых вылетов».

Дочь Ивана Владимировича Галина Демидова, пенсионерка, до этого всю жизнь проработавшая учителем, признается:

— Папа не любил рассказывать о войне, тем более — о боевых наградах. Скромный был человек. Но кое‑что из его воспоминаний я помню. Например, что в самом начале войны по приказу Сталина нашим летчикам приказали бомбить Берлин. Отец говорил — полетели 17 экипажей. Вернулись лишь два. В том числе и его. Как‑то упомянул, что за то боевое задание их хотели представить к званию Героя Советского Союза. Но — не случилось... 

Любовь небесная и земная

Родился Иван в обычной рабоче-крестьянской семье в 1913 году. Детей было семеро. Старшему Ване приходилось много работать на земле. А он мечтал о небе. На пожелтевшем от времени снимке — Иван в форме курсанта Качинского военного летного училища. На обратной стороне подпись: декабрь 1936‑го. В 1938‑м их летную часть перевели в городок Починок Смоленской области. Там молодой красавец белорус, влюбленный в небо, нашел другую любовь — земную.

Галина Ивановна улыбается:

— Когда они познакомились, маме было немногим за 20. Они поженились, получили комнатку в воинской части. А вскоре началась война. Женщин, детей и стариков эвакуировали в Белоруссию. Мама тогда уже носила под сердцем меня. И отец решил — с родителями ей будет легче. За всю войну мы не получили от отца ни одного письма, ни одной весточки. Но мама верила, что папа жив. Хотя тревожные новости шли одна за другой: в 1941‑м на фронте без вести пропал родной брат отца — артиллерист Яков. До сих пор ничего о нем не знаем. В 1944‑м получили похоронку на другого брата — Петю, геройски погибшего под Кенигсбергом. 

Смерти вопреки

Иван Владимирович писал родным — в село, где остались его родители. Не знал — его Ксюша вместе с дочкой по наводке полицая угодила в концлагерь.

На волоске от смерти не раз был и сам боевой летчик, летавший на тяжелом бомбардировщике, военно‑транспортном Ли‑2. 

Галина Ивановна хорошо помнит первую встречу с отцом:

— Когда в деревне, где мы жили, появился человек в военной форме, односельчане мне закричали: «Галка, беги скорее, твой папка приехал». Я примчалась домой — там бабушка с дедушкой, рыдая, обнимают Ванечку. Стала как вкопанная: «Это не мой папа». Так мне сердце подсказало. И это, правда, был его двоюродный брат — тоже Иван. А вот когда спустя время на пороге появился отец, мне никто ничего не подсказывал, но я рванула к нему с криком: «Папа!» А еще я до сих пор помню вкус тех конфет, что он мне привез. Вкуснее их, наверное, не было ничего на свете.

После войны семья военного летчика переехала в Каунас. А когда ее отец демобилизовался — вернулась на Могилевщину. Демидов возглавил один из районных филиалов ДОСААФ, был депутатом. Галина Ивановна говорит:

— Дома мы его почти не видели. Такой был человек — для себя ничего не просил, но помогал всем вокруг. Война его не озлобила, он был очень добрым, отзывчивым. Не забывал боевых товарищей. Они не раз приезжали к нам в гости: дядя Сережа (Сергей Быков), дядя Паша (Павел Чучалов). Когда отца не стало — он не дожил до 69 лет, в последний путь его провожал весь Дрибинский район. 

kislyak@sb.by

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter