Формула-1. Гран-при Австрии. Спринтерская суббота

Сладкий пирог с перцем

Новый формат гоночного уик-енда в Австрии подарил в субботу зрителям незабываемые события в виде укороченной квалификации и спринтерской гонки. Причем и та, и  другая прошли с сюрпризами, и главное - весьма захватывающе. На домашней трассе команды «Ред Булл» лидер этой австрийской «конюшни» голландец Макс Ферстаппен завоевал и поул, и победу в гонке-спринт, еще более увеличив отрыв от своих ближайших соперников. 

Лишь после 12 кругов Серхио Перес смог отыграть свою вторую позицию у "Хаас"

Приятное зрелище мы частенько сравниваем со сладким праздничным пирогом, от которого потом остается долгое послевкусие. Не даром же говорят, что полученный от гонок адреналин оставляет подобие сладости во рту. С этой точки зрения происходившее вчера на автодроме в Шпильберге вполне можно было отнести к торжествам с пирогами. Правда, не обошлось и без горчинки. Точнее сказать легкой перчинки, которая была связана, как это ни смешно сказать, с попыткой легкого противостояния Максу Ферстаппену со стороны его  напарника Серхио Переса (того еще Перца!).

Квалификация

Неожиданным в спринт-квалификации вышло то, что из борьбы за поул почти сразу выпали обе машины «Мерседес». Льюис Хэмилтон, хотя и показал время, чуть на секунду медленнее, чем лидировавший в тот момент Карлос Сайнс, пробиться во второй сегмент так и не смог. Команда ошиблась, выпустив его в трафик. А поскольку трасса в Шпильберге короткая, его длина составляет всего 4318 м, то оперативного простора при наличии на ней одновременно 20 машин найти весьма сложно. Мало того, еще и лучший круг британского чемпиона был списан стюардами за нарушение пределов трассы. В итоге 18-я стартовая позиция. Я уж и не припомню, стартовал ли Хэмилтон хоть раз ранее так глубоко в пелетоне  без штрафов за замену двигателей? 

Джордж Рассел, показав 7-е время в первом сегменте, на второй вообще не выехал. Сказались проблемы с гидравликой. В итоге он был на стартовой решетке спринта 15-м. Обладателю  спринт-поула  Максу Ферстаппену и Серхио Пересу, которые квалифицировался вслед за напарником, конкуренцию на втором ряду составили неожиданные персонажи. Ландо Норрис сумел на своем «МакЛарен» стать лучшим из «остальных». Противостоять  «Ред Булл» в этот день было сложно. Макс более, чем на пол-секунды опередил своего товарища по команде. 

А вместе с британцем на втором ряду стартовой решетки был, не поверите, Нико Хюлькенберг на очень скромненькой машине «Хаас». Похоже, что у немецкого ветерана особые отношения с этим автодромом. 

Команда «Феррари», на которую делались ставки в качестве главного оппонента лидерам чемпионата, сумела квалифицироваться лишь на третьем ряду. Карлоса Сайнса и Шарля Леклера разделила всего какая-та 0,1 секунды. Но потом пришло известие, что монегаска наказали потерей 3-х мест за блокировку «МакЛарен» дебютанта сезона Оскара Пиастри.

Таким образом гонщиков скудерии непосредственно на стартовой решетке разделили Фернандо Алонсо и Лэнс Стролл на «Астон Мартин» и Эстебан Окон на «Альпине»

Субботний спринт

Треть дистанции, всего пол-часа по времени и вдобавок ко всему влажный асфальт после легкого дождичка. Все выехали на промежуточных шинах, и только Вальттерри Боттас решил поискать счастья в дождевой лотерее. Финн поставил на свою машину слики. Однако это решение было явно поспешным. Уже на прогревочном круге Серхио Перес потерял управление над машиной и с заблокированными колесами выехал с трассы. Благо, что мексиканцу удалось вернуться самостоятельно, и на старт он приехал на свою позицию, а не в конец пелотона. Этот пример охладил чрезмерный оптимизм Боттаса, и Вальттерри решил все же стартовать на шинах с протектором.

Льюис Хэмилтон не выглядел грустным, хотя и финишировал 10-м в спринте

За пару часов до гонки Серди Перес позволил себе высказаться перед журналистами, что его цель - победить Макса в спринте. Естественно, данное смелое заявление не прошло незамеченным от внимания его напарника. Формульные журналисты частенько подливают масло в огонь межличностных отношений пилотов. Сначала одной стороне они задают в провокационной манере вопрос, а затем второй стороне быстренько доносят ответ, который в свою очередь провоцирует ожидаемую резкую реакцию интервьюируемого гонщика. Как говорится, «горячий» сюжет готов. 

Мгновение старта, который удался Пересу лучше чем Ферстаппену

Не удивительно, что еще до стартовых огней Ферстаппен был заряжен на то, чтобы не пропустить своего мексиканского напарника вперед в первом повороте. Чуть хуже стартовав, голландец тут же попытался перекрыть траекторию внутреннего радиуса перед первым поворотом, но Перес оказался проворнее. И уже на спуске ко второму повороту Серхио был впереди. Разьяренный Макс тут же бросился в ответную атаку, но напарник, как потом он сам объяснял после финиша, не увидел голландца в зеркалах. Вполне объяснимо, на мой взгляд. В такой момент едущий впереди пилот больше задумывается над тем, чтобы занять оптимальную траекторию перед следующим поворотом, чем над тем, чтобы контролировать местоположение кого-то там позади себя.

В этот момент едва не случилось столкновение. Ферстаппен двумя колесами вынужден был выехать на траву, но все обошлось.  И на подъеме к самой верхней точке трассы в третьем слепом повороте Макс предпринял дерзкую попытку первым подъехать к апексу за счет позднего торможения. Это ему удалось, поскольку Перес сместился влево, чтобы, не теряя скорости, либо по внешнему радиусу пройти этот самый коварный поворот в Шпильберге, либо перекрестить траекторию с дерзким напарником и выйти вперед уже на прямой длинного спуска к 4-му повороту.

Вот что означает честная борьба колесо в колесо в поворотах

Однако именно в этот момент Макс проявил свой характер юного голландского хулигана из числа футбольных фанатов. Он просто не оставил места напарнику, перекрыв тому движение. Перес вынужден был выехать в зону безопасности, и только затем уже вернуться в борьбу. Благо, что там она не гравийная, а заасфальтированная. Очевидно, что Ферстаппен сделал это умышленно. Он должен был, по его мнению, показать Пересу его место, а возможно еще и наказать за дерзость на стартовой прямой. Но ситуацией умело воспользовался Нико Хюлькенберг, который и стал главным преследователем лидера чемпионата больше, чем на треть дистанции гонки.

Я полагаю, что окажись на месте нарушителя не Макс, а кто-либо другой, то наказания было бы не миновать. Но Ферстаппену это сошло с рук. Инцидент даже не был взять в рассмотрение. Стюарды, очевидно, посчитали, что и Перес во втором повороте, и Макс в третьем повороте были «немножко» виноваты, но они же из одной команды, к тому же до столкновений дело не дошло. И наказания поэтому никому из них не последовало. 

На виражах, отрывая колеса от асфальта

Кстати следует добавить, что Макса «простили» судьи и за блокировку Кевина Магнуссена во время первого сегмента квалификации. Посчитали, что это было сделано не умышленно, датчанин потерял скорость, наехав на поребрики, и все равно его круг потом был аннулирован за нарушения пределов трассы. В общем, оправдание своему решению не наказывать лидера чемпионата стюарды нашли. Странно, что Ферстаппену так симпатизируют все лица, уполномоченные хоть какой-то властью в FIA  и Формуле-1. Помнится, к Михаэлю Шумахеру, Фернандо Алонсо, Себастьяну Феттеля и к Льюису Хэмилтону всегда было больше претензий, чем сейчас к Максу. Голландец, взращенный непосредственно самой Формулой-1, ходит в любимчиках ее руководства.  

Обгонять можно красиво

К слову будет отметить, что спринт-гонка изобиловала множеством обгонов. Особенно красивыми выглядели действия Ландо Норриса и Шарля Леклера. Они несколько раз менялись позициями и ни разу не позволили себе ни грубости, ни излишней самоуверенности по отношению к сопернику. Тем самым доказав, что и на этой австрийской трассе можно обгонять красиво, не блокируя конкурента и не выталкивая  его за пределы трассы. Хороше были обгоны и в исполнении Джорджа Рассела, который из последних рядов прорвался до 8-го места и даже показал время лучшего круга. На финишном участке последней прямой британец в последнем рывке даже попытался обойти Эстебана Окона. Но фотофиниш показал, что на 0,009 сек француз был впереди. 

Когда никто не хочет уступать в 3-м повороте

В былые времена, когда отсчет еще не был таким точным, а ограничивался сотыми долями секунды, этот финиш вполне мог бы быть разделен на двоих. 

Машина-самовоз  или все же мастерство пилота?

К середине дистанции трасса просохла и пилоты стали переходить на слики. Промежуточная резина уже стала терять по 3, а то и 5 секунд на круге из-за своей «усталости». И лишь первой пятерке, похоже, ничего не угрожало, поскольку лидирующая группа достаточно сильно оторвалась от преследователей. Ферстаппен, имея больше 20 секунд преимущество над ближайшим соперником, специально выискивал на траектории мокрые места, чтобы сохранить шины от деградации. Остальные пилоты из этой группы по мере возможности поступали, как придется, поскольку между ними еще шла какая-то борьба. 

Редкий кадр - слики против промежуточных шин
 
Лучший результат  из тех, кто перешел на слики, показал Нико Хюлькенберг. За 3 круга до финиша он обошел Эстебана Окона и финишировал 6-м. Весьма успешный результат для немецкого ветерана на небыстрой машине.

Но если в глубине пелотона шла упорная борьба, пусть даже порой и за места, не приносящие очков, то вот в головной группе особых перестановок не было. Разве что Нико Хюлькеберг после 12 кругов сопротивления атакам наседавшего на него Серхио Переса, вынужден был пропустить сначала мексиканца, а затем еще и Карлоса Сайнса на «Феррари», а также  пилотов «Астон Мартин». К финишу затем эта группа  подъехала уже  без изменения позиций. 

Испанский гонщик, сын легендарного Карлоса Сайнса, поднялся на подиум вместе с парой пилотов «Ред Булл». А Фернандо Алонсо, не сумев чисто пройти своего юного напарника Лэнса Стролла, предпочел уступить тому, чтобы не подвергать себя риску ненужного для команды столкновения.  

Серхио Перес финишировал вторым в спринте в Шпильберге

Преимущество Макса Ферстаппена на финише было столь значительным, что в очередной раз позволило журналистам в  разговорах между собой отметить, что болиды «Ред Булл» на сегодняшний день являются самыми быстрыми и надежными, причем практически на всех трассах. Обычно, такие машины в обиходе скептики называют «самовозками». Мол, сядет за руль такого болида даже дебютант, и у него сразу же будут высокие скоростные результаты. 

Отчасти с этим можно согласиться. Машины австрийской «конюшни» благодаря гениальным решениям чемпионского конструктора Эдриана Ньюи выглядят бесспорными лидерами. Только вот выступления Серхио Переса  слегка портят сложившееся общественное мнение на этот счет. Ведь на финише пилотов «Ред Булл» разделил интервал более, чем в 21 секунду. В общем, не очень успешное выступление мексиканца добавляет баллов в копилку репутации Макса Ферстаппена, как очень талантливого пилота.

Когда противник уже в зеркалах и на хвосте

Да, Макс Ферстаппен сегодня самый быстрый, имея в своем распоряжении самый быстрый болид. Только вот это никоим образом не меняет черт его характера: Макс на трассе неуступчив и не прочь применить грязные методы борьбы при малейшем сопротивлении соперников. Пример на старте гонки был весьма в этом плане показательным. А ведь зря он так поступает. Автоспорт привлекает борьбой пилотов на трассе, но куда более предпочтительнее, когда мы видим чистую красивую борьбу, как в случае Шарля Леклера, Ландо Норриса, Фернандо Алонсо и других, чем как в случае Макса Ферстаппена и Серхио Переса на стартовом круге спринта. 

Откровенная грубость при обгонах это еще и риск столкновений, а значит и возможных травм для пилотов. Этот вид спорта не перестает присылать нам сигналы о большом риске, которому подвергают себя спортсмены, решившие заняться автогонками. 

Фотографам Лэнс Стролл малоинтересен

Накануне Гран-при Австрии из Спа-Франкошама пришло очередное печальное известие о гибели юного пилота. Как и два года назад на этом же бельгийском автодроме не удержал на траектории свою машину юный голландский гонщик Дилан ван’т Хофф. Его болид развернуло поперек трассы, и следовавший за ним на скорости свыше 200 км/ч соперник просто протаранил машину жертвы. Два года назад здесь при схожих  обстоятельствах погиб Антуан Юбер.

По появившейся в пресс-центре Шпильберга информации, ставится вопрос об изменении конфигурации трассы Спа-Франкошам на знаменитом подъеме «Красная Вода». По правде говоря, он и так уже был изменен, но возможно FIA прибегнет еще к одной реконструкции ради повышения безопасности гонок. 

Буквально через несколько часов при обещанной синоптиками солнечной погоде должна начаться основная гонка этого уки-енда - Гран-при Австрии. 

Льюис Хэмилтон против Макса Ферстаппена, но только в квалификации
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter