Формула-1. В Баку новый победитель Гран-при

Гоночная трасса в Баку по праву считается одним из самых интересных городских треков в календаре чемпионата Больших призов. И вот уже четвертый год подряд автодром в азербайджанской столице, который по разработанной архитектором Германом Тильке схеме строится накануне приезда в Баку Формулы-1, вписывает в историю этого города нового победителя Гран-при. На этот раз им стал Вальттерри Боттас, подаривший бакинцам звучание мелодии финского гимна на подиуме.

Сочетание узких улочек старого города, множества поворотов и длинной 2-километровой прямой вдоль главной набережной Баку, создают здесь самые благоприятные условия для проведения результативной гонки. Во всяком случае, скучать от монотонности здесь и сегодня нам не пришлось.

Высокий темп машин «Феррари», который мы увидели на свободных заездах благодаря Шарлю Леклеру и Себастьяну Феттелю, вселял надежду, что наконец-то итальянская скудерия даст бой лидерам чемпионата. Но дебютант «красных» разбил свой болид у крепостных стен в квалификации. А его напарник не смог собрать воедино лучшие отрезки своего зачетного круга. В итоге, первый ряд стартовой решетки был за пилотами «Мерседес». Именно они и диктовали сегодня условия успешной гонки.

Как это зачастую бывает, основная интрига была решена еще на первом круге. Боттас, вновь как и на предыдущем этапе заработавший поул-позишн, едва не потерял своего преимущества в первых двух поворотах. Льюис Хэмильтон удачно защитил свою траекторию по внутреннему радиусу и, казалось, опередит своего менее именитого напарника. Но финский гонщик отчаянно атаковал по наружному радиусу и даже пошел на риск на выходе из третьего поворота, где обычно пилоты стараются избегать тесного сближения. Британский чемпион не стал упорствовать и оставил место для машины своего товарища по команде, чтобы избежать столкновения. Тем самым Льюис поставил себя в положение догоняющего.

На свой первый и единственный пит-стоп Боттас также поехал первым. Кругом спустя обслужился у механиков и Хэмильтон. Возможно, если бы Льюис остался еще несколько кругов на трассе, ему бы удалось опередить напарника, но в команде не стали рисковать, чтобы не пропустить вперед «висевшего на хвосте» Себастьяна Феттеля. В итоге всю гонку британец так и проехал в 3-х секундах позади финского гонщика. Лишь на последних кругах Льюис попытался подобраться вплотную к лидеру, чтобы попытаться провести обгон. И казалось, что это ему удастся, поскольку сократившийся до 0.8 сек интервал между пилотами «Мерседес» позволял задействовать подвижное крыло DRS. Однако Боттас умело воспользовался обгоном отстающего от них на круг гонщика, чтобы не позволить Хэмильтону атаковать себя в самом подходящем месте в конце стартовой прямой. Для повторной атаки у Льюиса уже не оставалось времени.

Таким образом, Вальттерри сравнялся с напарником по числу побед и вторых мест. И имея 1 очко за «быстрый круг в гонке», которое финн заработал на первом этапе сезона в Мельбурне, Боттас после победы в Баку вновь возглавил чемпионат. Четвертый подряд победный дубль команды «Мерседес» в начале сезона превзошел даже рекорд далекого 1992-го года, когда Нэйджел Манселл и Риккиардо Патрезе с тремя победными дублями стартовали в новом для себя сезоне с активной подвеской бесспорно лидирующей команды Фрэнка Уильямса.

57 очков преимущества, заработанного немецкой «конюшней» всего за 4 гонки, кажутся сегодня невероятным успехом на фоне того, что по существу самой быстрой машиной в этом сезоне обладает команда «Феррари». Единственным утешением для Себастьяна Феттеля, который считается одним из главных фаворитов на чемпионский титул в этом году, может служить лишь то, что внутрикомандное противостояние Льюиса и Вальттерри будет ему подспорьем. Пилоты «Мерседес» будут отбирать друг у друга очки, не давая ни одному из них возможности оторваться вперед в чемпионской гонке за титул.

И снова Леклер как жертва?

Ошибка, которую совершил Шарль Леклер, протаранив отбойники в узком повороте старого города в квалификации, фактически поставила монегаска на роль «расходного материала». Во-первых, ему пришлось стартовать на более жестких шинах, на которых он показал лучший свой результат во втором квалификационном сегменте. А во-вторых, понимая, что Шарль не сможет после старта с 8-й позиции без выездов машины безопасности реально бороться за победу, команда вновь, как это уже случалось в начале нынешнего сезона, решила принести его в жертву гонке Себастьяна Феттеля.

Леклер вынужден был оставаться на трассе слишком долго, несмотря на падающий темп своего болида, чтобы попытаться хоть чуточку задержать пилотов «Мерседес» после их пит-стопа. И уроженец Монако попытался помочь команде, а точнее сказать, своему напарнику. Правда, надолго его не хватило. Слишком длинная и широкая в районе стартового участка в Баку финишная прямая. Лишь пропустив одного за другим подряд Боттаса, Хэмильтона и Феттеля, Шарль уехал на свой пит-стоп. Увы, отрыв, к тому времени достигший почти 28 секунд, не позволил ему вернуться в борьбу за подиум. Более того, юный пилот «Феррари» потерял даже 4-е место, на котором с большим удовольствием его заменил Макс Ферстаппен. Голландец даже попытался было навязать борьбу впереди едущему у него Себастьяну Феттелю, но на длинной прямой у «Ферарри» было слишком ощутимое преимущество, чтобы команда «Ред Булл» со своими моторами «Хонда» могла рассчитывать на успех.

Под занавес гонки командный мостик скудерии решил помочь Шарлю Леклеру заработать дополнительное очко за «быстрый круг». Для этого дебютанта команды позвали на дополнительный пит-стоп, и на новом комплекте шин монегаск действительно показал лучше время прохождения круга, побив существовавший до сей поры рекорд этой трассы. В итоге, вместо 10 очков за 5-е место, Шарль получил 11. Но если смотреть правде в глаза, то у Леклера был шанс на финиш 4-м, если бы он не был «брошен под танки», пытаясь из последних сил сдержать соперников, чтобы его напарник смог попытаться сократить свое отставание от лидеров.

Кто по достоинству оценил выступление Шарля, так это болельщики, проголосовавшие в интернете за присвоение ему звания «Гонщика дня». Похоже, симпатии в Формуле-1 все больше уходят в сторону нового поколения пилотов, оставляя чемпионам и ветеранам лишь радости от достигнутных титулов и результатов.

И снова авария с участием Квята

Трасса в Баку для российского пилота хорошо знакома, он гонялся здесь дважды. Причем, в 2016-м году, после своей вынужденной «ссылки» из «Ред Булл» в «Торо Россо» Даниил даже сумел здесь отлично квалифицироваться и стартовать с 6-го места. В этот раз он снова был 6-м на старте. Правда, после его совсем необязательной аварии в свободных заездах многие начали заранее «хоронить» пилота, утверждая, что без его участия в аварийных инцидентах редко какая гонка обходится. Поэтому мы с волнением ждали мгновений старта, чтобы убедиться самим и убедить пессимистов в том, что Квята еще рано списывать со счетов.

На стартовом круге российский пилот, пропустив вперед себя Ландо Норриса, вновь оказался зажатым между двумя гонщиками «МакЛарен». Только на этот раз, памятуя видно о случившемся на предыдущем этапе, вся троица вела себя довольно осторожно.

К сожалению, к 4-му кругу стало ясно, что у «Торо Россо» какие-то проблемы с шинами. Сначала Квят без особой борьбы пропустил Карлоса Сайнса и Шарля Леклера, а затем россиянина стали обгонять по очереди и остальные гонщики. Даниил одним из первых уехал на пит- стоп уже на 6-м круге, откатившись в самый хвост пелотона. Вернувшись на трассу, он стал потихоньку отыгрывать одну позицию за другой, благо, что темп итальянского болида позволял это делать благодаря улучшенной версии нового мотора «Хонда» и новому комплекту шин.

Однако на 32-м круге, когда машину Квята настиг на своем «Рено» его бывший напарник и тезка Даниель Риккиардо, случилось невероятное. Ринувшись в атаку на россиянина в третьем повороте, где трасса проложена по пересекающимся под 90 градусов улицам города, австралиец промахнулся с точкой торможения. Заметив фактически летящего в него неуправляемой «торпедой» соперника, россиянин пропустил машину Риккиардо, предпочтя посторониться. Пилот «Рено» проехал прямо в карман зоны безопасности, но и машина «Торо Россо» из-за этого опрометчивого маневра австралийца уже не успевала повернуть в поворот.

В итоге оба болида замерли, а их гонщики стали искать на руле забытую от нечастого использования в гонках кнопку задней передачи.

Первым ее нашел Риккиардо, и не убедившись в зеркалах в том, что соперник освободил траекторию, тронулся с места. В результате болиды столкнулись весьма странным для гонок Формулы-1 образом. Что-то не припомнится мне, чтобы столкновения машин «королевских гонок» фиксировались при движении задним ходом. Учитывая, сколько нелепых аварий пришлось на долю россиянина за 2016—2017 г.г. и даже за начало уже этого сезона, этот инцидент вызвал у многих в пресс-центре Баку грустный смех. И не важно, что больше, чем в половине случаев, в этих аварийных инцидентах нет вины Квята. Просто уже сложилось ощущение, что неприятности с удивительной назойливостью просто «липнут» к Дане и его болиду. И тут впору вспомнить, как на аналогичные ситуации реагируют окружающие, когда речь идет, скажем, о Максе Ферстаппене. Для голландца факт его столкновения с соперниками — это результат его таланта и желания бороться в любой мало-мальски пригодной ситуации за улучшение своей позиции. Для российского пилота столкновение сразу же ставится ему в вину, как неспособность предвидеть ситуацию, излишний риск и неумение выждать нужного момента. Увы, налицо явно субъективный подход. Но такова жизнь. Даже стюарды зачастую грешат предвзятым отношением к Квяту, как это было на предыдущем этапе в Шанхае. Чего уж тут говорить о менее компетентных мнениях. При этом никто не отрицает того, что Квят — быстрый гонщик, и при наличии у него быстрой машины его результаты были бы намного выше теперешних. Остается лишь надеяться, что когда-то полоса неудачных инцидентов с участием Даниила должна закончиться.

А пока что он лишился очередной возможности заработать хотя бы одно очко за 10-е место, за которое и пришлось бороться против атак Даниеля Риккиардо. Кстати сказать, после гонки австралиец был наказан двумя штрафными баллами в свою дисциплинарную карточку, а также потерей 3-х позиций на старте следующей гонки в Испании, как виновник столкновения.

Вторая лига

Лучшим из второго эшелона, к которому относятся команды после 3-х лидирующих «конюшен», в Баку был Серхио Перес на своем розового цвета «Рэйсинг Поинт». Обойдя на старте машину Макса Ферстаппена, мексиканцу удавалось почти 6 кругов сдерживать позади себя «Ред Булл» голландца. Отдадим должное таланту Чеко, для которого Баку — одна из любимых трасс. До сегодняшнего дня он был единственным из всего нынешнего пелотона гонщиков, кому удалось здесь дважды подниматься на подиум.

На финише Перес был 6-м, фактически став лучшим из «второй лиги». Определенную помощь ему в этом оказал еще и болид «Ред Булл» Пьера Гасли, пострадавший от неисправности своего японского движка. Француз вынужден был сойти с дистанции на 38-м круге.

Удивило стабильное выступление команды «МакЛарен». Наконец-то оба гонщика сумели не просто доехать до финиша, но и набрать максимально возможное в данной ситуации количество очков —10 за соответственно 7-е и 8-е места Сайнса и Норриса. В командном зачете британцы вышли на 4-е место. При этом следует учесть, что заводская команда «Рено», поставляющая движки и для болидов «МакЛарен», пока идет на 7-м месте. В Баку французы не заработали ни одного очка.

Замкнули «очковую зону» пилоты Лэнс Стролл («Рэйсинг Поинт») и Кими Райкконнен («Альфа Ромео»). В определенной степени им «помог» инцидент, случившийся у Риккиардо с Квятом, которые в случае мирного исхода своей борьбы за 10-ю позицию, должны были наверняка еще поучаствовать в распределении «бонусных» мест.  

Из Баку команды отправились после гонки «по домам», поскольку следующий этап состоится теперь уже на территории «старой Европы» 12 мая. Гран-при Испании традиционно проходит во второй майский уик-энд на трассе Монтмело в пригороде каталонской Барселоны.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter