Герой без оружия. Уникальный случай: как киномеханик Семен Жерносеков в 1943-м получил орден Красной Звезды

Герой без оружия

Первым советским фильмом, получившим премию Американской киноакадемии «Оскар» в 1943‑м в категории «Лучший документальный фильм», стал «Разгром немецких войск под Москвой». Сталин поручил сделать хороший фильм и лично контролировал ход съемок, сам вносил правки. Лучшие кинооператоры советского Госкино были закреплены за наступающими армиями. И, бывало, с фронта возвращалось тело оператора и разбитая аппаратура... Когда картина была готова, отпечатали 800 кинокопий — максимальный по тем временам тираж!

…В мае 1942 года в деревню Млынок Петриковского района приходит письмо из Москвы. Простому полесскому парню Семену Жерносекову необходимо явиться в союзную столицу для получения особого задания. Оставив супругу Зинаиду с детьми Людмилой и Вячеславом, он отправляется в путь, ставший судьбоносным. Одну из кинокопий «Разгрома...» в Белокаменной вручили ему. И уже через несколько дней сельского киномеханика Семена забрасывают в тыл противника на Витебщину, откуда он родом, с ответственной миссией.



Семен Жерносеков до и после войны.

Знай наших!

Уникальный ресурс partizany.by помог близким восстановить хронологию тех знаменательных событий. И хотя в данной истории еще немало белых пятен, что неудивительно, учитывая секретный характер деятельности, открывшаяся правда стала в хорошем смысле потрясением для родных.

— Несколько лет назад я решила восстановить историю семьи. Бабушка Людмила всегда тепло рассказывала об отце. Стала искать архивную информацию и вышла на ресурс partizany.by, в который очень много вложено, нужного людям. У нас дома до сих пор хранится то письмо из Москвы. Прадеду надо было явиться в Совнарком без уточнения причин. Семен Васильевич не воевал, в боях не участвовал, но стал героем без оружия. Его фронт был идеологическим — боролся словом, через искусство. А оружием стал кинопроектор и горячее желание победы для родного Отечества, — рассказывает правнучка Екатерина Волчек.

Екатерина Волчек с дочкой Софьей рассматривают семейный альбом. 

Кинокартину «Разгром немецких войск под Москвой» посмотрели в 28 странах мира миллионы зрителей, в Нью-Йорке ее демонстрировали в кинотеатре «Глоб». Профессионалы отмечали: оперативно созданный в условиях военного времени фильм представлял собой не только историческое свидетельство, но и являлся произведением искусства.

А вот о чем сообщает сайт partizany.by:

«За время работы в тылу врага тов. Жерносеков дал киносеансы в следующих партизанских бригадах (указывается шесть бригад и почти 70 показов. — Прим. авт.). Обслужил киносеансами население временно оккупированной территории (четыре района. — Прим. авт.). Проведено (всего. — Прим. авт.) 132 киносеанса, на которых присутствовало 10 тысяч человек. Товарищ Жерносеков к работе относится исключительно добросовеcтно… Вместе с партизанами ходил в расположение немецких гарнизонов и добывал лампочки для киноаппарата. …Был неоднократно в разведке. Достоин правительственной награды ордена Красной Звезды». Подпись — Калинин. Да-да, тот самый Петр Захарович Калинин, руководитель Белорусского штаба партизанского движения, сам дает характеристику Семену! Можно с большой уверенностью полагать, что выполнял задание он государственной важности.
— Ясно одно, это был не просто человек с кинопроектором… Каждый выезд был сопряжен с риском для жизни, ведь доставляли его в расположения бригад, в оккупированные районы на самолете и спускали на парашюте, — рассказывает Екатерина Волчек.
Орден Красной Звезды — исключительно боевая награда, которая вручалась проявившим мужество при защите Родины. Им награждались также военные части, боевые корабли. К слову, знаменитая поющая эскадрилья в фильме «В бой идут одни «старики» — не вымысел режиссера Быкова. Прообразом героев стали летчики 5‑го гвардейского истребительного авиаполка. Его асы тоже были отмечены почетной Красной Звездой. 
Да и в центре самой награды на серебряной пластине — красноармеец с винтовкой. И в столь выдающемся боевом героическом ряду наш белорус — сельский киномеханик Семен Жерносеков!
Когда счет киносеансов перевалил за 300, а количество зрителей за 40 тысяч человек — партизан и местного населения, сержанта Жерносекова представили к медали «За боевые заслуги». И это действительно уникальный, редкий случай. В наградном листе на сайте partizany.by узнаем такой важный момент (как известно, люди и матресурсы на войне — главное): «Неоднократно находясь в трудных условиях в тылу противника, рискуя жизнью, тов. Жерносеков сумел сохранить кинопередвижку в исправном состоянии».

— Рассказывали, это был человек-праздник, который умел поднимать боевой дух красноармейцев и партизан, местного населения неизменной улыбкой и верой в победу. У него была характерная славянская внешность: голубые глаза, вихрь белых волос. И когда объявляли очередной сеанс, все с придыханием ждали, когда же появится белая голова Сеньки и он начнет рассказывать о приближающейся победе. Был отдушиной для людей, видевших только горе, ужасы и страдания, — отмечает правнучка.

«Я к тебе на майские приеду…»

Перед глазами две фотографии Семена — до и после войны. И это словно два разных человека, хотя между снимками несколько лет разницы и — бездонный океан пережитых потрясений... Испытания отпечатались во внешности и взгляде: остром, напряженном вмиг постаревшего молодого человека. Он и умер молодым, почти сразу после войны, в 1950‑е. Душу не сфотографируешь, но тех черных, горьких воспоминаний, которые остались в ней, было в таком огромном избытке, что сердце не выдержало. Героическая и неординарная жизнь оборвалась в самом расцвете.

— Конечно, на войне ему было страшно, сердце разрывалось от переживаний за близких, ведь в то время на Гомельщине была тяжелейшая оккупация: бабушка вспоминала, что евреев из Млынка фашисты топили в реке, — говорит Екатерина.

Да, война меняет людей, но не меняет их суть — честь и достоинство. Несмотря ни на что, на огромную занятость и опасности, Семен Васильевич находил время и слал домой письма. Одна открыточка для дочери хранится в семье как самая дорогая ценность.

Открытка для дочери Людмилы (Милки) до сих пор хранится в семье как самая дорогая ценность.

Человек никогда не станет гражданином и личностью, если не будет помнить свою историю, убеждена Екатерина Волчек. Правнучка героя — зампредседателя комиссии по делам несовершеннолетних Гомельского горисполкома. Говорит: «Если молодой человек знает свое прошлое, его никто никогда не обманет, потому что он будет уверен в том, кто он, откуда и куда идет». По такому принципу воспитывает и своих детей. Ведь вопросы памяти — это о самоидентификации:

— Если человек не отождествляет себя с народом, не имеет гордости за него — беда. Считаю, что память о Великой Отечественной войне может вызывать только чувство гордости, потому что мы смогли выжить в нечеловеческих условиях. Чаще мы говорим о героях с оружием — офицерах, рядовых и партизанах, но все же не меньшее мужество проявили и простые мирные жители. Наши прабабушки, бабушки сохранили код нации, спасая детей, а в семьях в то время было их порой по семь-восемь. Мы в Гомельской области запустили проект «DOC-центр. Топография памяти» — о мирных гражданах, убитых во время войны. Каждое имя должно быть возвращено, — отмечает собеседница.
Удивительно, но ее прадед Семен и сам вошел в историю искусства, к популяризации которого имел прямое отношение. О нем упоминается в книге Владимира Лобанка «В боях за Родину» и в киноромане Евгения Марковского «Военное время по звездным часам».
После войны, как и все советские люди, он вел мирную жизнь. Продолжал крутить кино в Мозыре. Бывало, брал на работу дочь Людмилу (называл ее Милкой), садил рядом с собой в будке киномеханика, угощал конфетами.

Где именно сегодня похоронен Семен Жерносеков, правнучка не знает. Старое мозырское кладбище, на котором упокоился герой, перенесли и, по некоторой информации, все останки перезахоронили в братской могиле в городе. Возможно, мозырские краеведы или просто неравнодушные люди помогут Екатерине Волчек отыскать это место. Чтобы со своей семьей она могла посетить могилу и произнести любимые ею и очень трогательные строки современного автора:

Я к тебе на майские приеду,
молча сяду на скамейку и шепну:
«Здравствуй, дед... Спасибо за Победу.
За меня.
За нас.
За тишину».

jurchik@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter