Кто поселится в Елисейском дворце?

Гонка по-французски

Президентская кампания во Франции начинается по-настоящему: прошли праймериз у правых и левых, партии определились с кандидатами. И у тех и у других случились сюрпризы: в бюллетенях для голосования своих имен не увидят Николя Саркози и Мануэль Вальс. И дело не в том, что Вальс родился в Испании и стал французским гражданином в 20 лет, а в том, что ему так и не простили политику, которую он проводил сначала на посту министра внутренних дел, а потом и премьер-министра. Многие ошибки и просчеты, которые приписывают сегодня Франсуа Олланду, на самом деле его — Мануэля Вальса — ошибки и просчеты. Президентом ему не стать. Хотя ради такой перспективы он ушел с поста премьера: по давней французской традиции действующие премьеры президентские выборы не выигрывают.

Чтобы ореол не самого удачного правительства не мешал политическим амбициям, из правительства ушел и министр экономики Эммануэль Макрон, идущий на выборы от левоцентристской партии En Marche! (“Вперед!”). Еще вчера о нем говорили как об “одном из” кандидатов, а сегодня называют чуть ли не главной надеждой Франции — единственным, кто сможет по-настоящему противостоять лидеру “Национального фронта” Марин Ле Пен, которой сегодня все опросы общественного мнения отдают несомненное первое место в первом туре, назначенном на 23 апреля. Сегодня рейтинг неистовой Марин — 25%, республиканца Франсуа Фийона — 22%, Эммануэля Макрона — 21%, а выигравшего праймериз социалистов Бенуа Амона — 15%. С таким рейтингом у социалистов шансов нет не то что на победу, но даже на выход во второй тур. Амон, прослывший утопистом, после того как пообещал всем гарантированный ежемесячный доход 750 евро, это знает, а потому призывает создать предвыборную коалицию с “зелеными” и “Левым фронтом” (рейтинг его лидера Жан-Люка Меленшона около 10%). Получится это у него или нет — большой вопрос. Поэтому тремя основными кандидатами, среди которых будет разыграно президентское кресло, остаются Марин Ле Пен, Франсуа Фийон и Эммануэль Макрон.

Причем до самого недавнего времени фаворитом считался правый (но умеренный, нынче важны нюансы) Франсуа Фийон. Сегодня же фаворитом его назовешь вряд ли: с именем его жены Пенелопы, добропорядочной домохозяйки, воспитывающей пятерых детей в семейном замке в Сартре, связан крупнейший за эту гонку предвыборный скандал. Выяснилось, что семейные обязанности она очень удачно для семейного бюджета сочетала с работой помощника депутата Фийона (нет, не однофамильца) и “советчика” одного литературного журнала. В общей сложности за свою деятельность она получила почти 600 тысяч евро. И все бы хорошо (французские законы не запрещают депутатам нанимать членов семьи в качестве помощников), да вот только на работе ее никто не видел. И скандал этот, несомненно, подогреваемый конкурентами по политической борьбе, грозит свести на нет президентские шансы Франсуа Фийона. А ведь еще пару месяцев назад эти шансы казались если не стопроцентными, то близкими к этой цифре. Фийон говорил о необходимости сократить 500 тысяч “бюджетников”, а теперь оказалось, что его жена из этих бюджетных средств получала зарплату. Фийон говорил, что в отличие от своих предшественников не замешан в политико-финансовых скандалах (прямой намек на Саркози и деньги покойного Каддафи), а оказалось...

Правда, в финансовых скандалах замешаны и другие два кандидата: Европарламент обвиняет Марин Ле Пен в “нецелевом расходовании” средств, утверждая, что из еврофондов она оплачивала работу сотрудников своей партии. А Эммануэля Макрона обвиняют в том, что в бытность министром экономики он не совсем законно направлял деньги на финансирование партии “Вперед!”. Но зато всей своей молодой жизнью (в этом году ему исполнится 40) Макрон доказал собственную надежность: как влюбился в 15 лет в свою учительницу французского, которая на 24 года старше, как женился на ней в 20 лет, так до сих пор и живет счастливо. Не самый плохой пример, разве нет? Но решать, конечно, французам.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter