Имя легендарного комбрига, уроженца Самары, носит улица в Слониме

Горит его звезда

Уже около 213 тысяч партизан и подпольщиков времен Великой Отечественной войны увековечены на сайте, совместно созданном сотрудниками Национального архива Беларуси и издательского дома «Беларусь сегодня». Среди них немало россиян, плечом к плечу с белорусами и представителями других народов СССР воевавших за свободу Родины.

Герой Советского Союза Федор Синичкин после Победы остался жить в Беларуси, в городе Слоним, где возглавлял горисполком. 
ФОТО ИЗ АРХИВА
Горькая участь ждала советских солдат и офицеров, оказавшихся зажатыми между танковыми клиньями немецких агрессоров, охватившими в первые дни войны Белостокский выступ. Большинство из них погибло либо попало в плен. Многие другие оказались рассеяны по окрестным лесам и стояли перед непростым выбором: что делать? В подобном положении оказался и кадровый офицер, командир роты автомобильного батальона 2‑й стрелковой дивизии Федор Синичкин. Будучи раненым, он во главе горстки бойцов скрылся в Налибокской пуще на западе Белоруссии. Патриоты видели для себя только одну возможность: сражаться! И уже через год партизанская бригада Синичкина стала грозой оккупантов и их прихвостней.

Однако в июне 41‑го до этого было еще далеко. Закопав в глухом лесу документы и награды, Федор Синичкин положился на местных жителей, взявшихся выходить его от ран. Через месяц, встав на ноги, вернулся в лес, чтобы стать одним из первых партизан Белоруссии. В его арсенале был богатый военный опыт. Еще юношей Федор участвовал в революционных демонстрациях в Санкт-Петербурге, а затем в составе первых частей Красной гвардии воевал с Юденичем, шел на штурм восставшего Кронштадта. Впоследствии окончил бронетанковые курсы, курсы усовершенствования командного состава РККА, участвовал в советско-финской войне, за что был отмечен орденом Красной Звезды. Примечательно, что и оказавшись в глубоком немецком тылу, офицер с гордостью носил свои награды, требовал от подчиненных соблюдения воинского порядка и дисциплины. Неудивительно, что в такого командира поверили не только оказавшиеся вместе с ним бойцы его батальона, но и многие другие патриоты, не желавшие складывать оружие. «Прислали из самой Москвы!» — ходила о Синичкине молва. И он не спешил развенчивать миф, понимая, что тот способствует победе. А вскоре он и вовсе оправдался. Но об этом чуть позже.

Собрав по окрестным лесам и полям брошенное при отступлении оружие и боеприпасы, партизаны начали устраивать засады на автодорогах. Затем перешли к диверсиям на железнодорожной магистрали. Бойцы Синичкина оседлали стратегически важный перегон Барановичи — Минск, по которому шло снабжение немецких войск всего центрального участка советско-германского фронта. Один за другим полетели под откос эшелоны с солдатами и техникой. К этому делу Федор Михайлович подошел со всей серьезностью. Организовал взводы пешей и конной разведки, подрывников, наладил их обучение минному делу. При этом заботился и о местном населении. Зная варварские повадки оккупантов, требовал организовывать диверсии вдали от населенных пунктов, чтобы не навлечь репрессии врага на местных жителей. К слову, именно в бригаде Синичкина действовал еврейский партизанский отряд братьев Бельских, где спасались от уничтожения сотни женщин, детей, стариков. Об этом рассказано в известном голливудском фильме. 

Организаторские способности капитана Синичкина заметили и в Москве, в Центральном штабе партизанского движения. Приказали переместиться с несколькими боевыми подразделениями в Липичанскую пущу и организовать из действовавших там разрозненных отрядов партизанскую бригаду. Что опытный командир успешно и осуществил. Новое соединение сделало ставку на расширении рельсовой войны. Действовали расчетливо, но дерзко. Однажды партизан П. Снетко захватил на станции Новоельня маневровый паровоз, разогнал его до предела и направил на воинский эшелон врага. 17 вагонов с техникой и боеприпасами полетели под откос. 

Оккупанты не могли с этим смириться, организовали против бригады карательную экспедицию. Но опытный командир обернул вражескую операцию партизанам на пользу. Вырываясь из окружения, они разгромили штаб карателей, уничтожили до тысячи солдат и офицеров. А сами потеряли при этом лишь восемь человек. К декабрю 1943 года бригада насчитывала уже около 800 бойцов. Лишь за два месяца они пустили под откос 26 немецких эшелонов, взорвали 20 мостов, более 500 рельсов. А Федор Синичкин, сформировав новое партизанское соединение и дав ему боевой импульс, вернулся в свою прежнюю бригаду. И тут же организовал разгром вражеского гарнизона.

Накануне освобождения Белоруссии Федора Синичкина отозвали в Центральный штаб партизанского движения. Там же, в Москве, он был награжден звездой Героя Советского Союза. Великая Победа вновь поставила его перед выбором: как жить дальше? Можно было отправиться в родное село Гавриловка Самарской области либо в Ленинград, где прошли юность и молодость, остаться служить в армии… Но Федор Михайлович избрал другой вариант — восстанавливать белорусскую землю, которую он защищал. Так Синичкин оказался в городе Слоним, где возглавил горисполком. 

— Хорошими делами запомнился Федор Михайлович своим новым землякам, — рассказала «СОЮЗу» главный хранитель фондов Слонимского краеведческого музея Наталья Руднева. — Многие здания были разрушены, пришлось их восстанавливать, налаживать городское хозяйство.

О легендарном комбриге напоминает улица Синичкина в Слониме, его имя носит и расположенная на ней гимназия. Увековечена в названии улицы память о герое и в его родной Гавриловке, о нем рассказывают стелы в белорусском Гродно и российской Самаре.

ДОСЬЕ «СОЮЗА»

Партизанская бригада «Ленинская», которой командовал Ф. М. Синичкин, пустила под откос 150 вражеских эшелонов, взорвала 27 мостов, 76 автомашин, уничтожила 7 тысяч оккупантов и их прихвостней.

bibikov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter