Наблюдение за пернатыми – увлекательное занятие
Что в меню у синички?
Место проведения ивента – экологическая тропа «Царство желтого королька»: познавательный маршрут связывает два учреждения образования – среднюю школу № 141, в которой находится ресурсный центр по «зеленым» классам Минска, и школу № 8. Для участников фестиваля подготовили немало активностей, главной из которых стал квест.Одно из заданий квеста – определить виды синиц
Мальчики и девочки разделились на пять команд, для удобства каждая была обозначена определенным цветом. На остановках маршрута ребятам предстояло показать, насколько хорошо они знают видовое разнообразие синиц, особенности их среды обитания и даже нюансы меню пернатых. Например, на одной из локаций предлагалось из продуктов выбрать те, которыми можно подкармливать синичек. Школьники безошибочно называли семечки (тыквенные и подсолнечника, только несоленые), орехи и сало. На другой остановке требовалось определить, какой из двух домиков идеально подходит для гнездования. Для этого нужно измерить диаметр летка (отверстия, в которое влетает птица), пояснил нам один из «зеленоклассников»:
– Размером 3–3,5 сантиметра – подходит. Больше – нет, потому что в такой домик сможет залететь и разорить гнездо более крупная птица.
«Зеленоклассники» знают, чем можно подкармливать птиц
За каждое выполненное задание команды получали отметку в игровой табель: «супер!», когда справились без единой ошибки, и «умница», если где-то допустили промашку. Впрочем, победителей и проигравших в игре не оказалось: всех участников наградили сертификатами о прохождении квеста и значками, угостили полезными лакомствами – яблоками и грецкими орехами. Также для ребят были организованы мастер-классы по изготовлению простейших кормушек, наблюдению за пернатыми, обитающими в хвойном массиве экотропы.
Подойдет ли домик для синичек, подскажет диаметр летка
С приставкой «эко»
Организатором праздника выступил Центр экологического воспитания и развития, реализующий проект «зеленых» классов. Первый появился в Минске в 2019 году в начальной школе № 29, вводит в курс дела директор центра Руслан Шайкин, которого можно по праву назвать идейным вдохновителем инициативы:– В этом году она проводится в 18 учреждениях образования Заводского, Партизанского и Советского районов Минска. «Зеленые» классы работают как система эколого-просветительских занятий (теоретических и практических), направленных на изучение и сохранение окружающей среды. Они проходят раз в неделю во внеурочное время на природных объектах, расположенных вблизи школ: экологических тропах, в лесопарках, около водоемов. Программу обучения стараемся адаптировать под каждое учреждение образования. К примеру, 141-я школа находится у хвойного лесопарка, поэтому упор в ней сделан на изучение лесных обитателей: рябинников, корольков, синиц, соек, белок. А вот в 112-й начальной школе, которая находится вблизи Чижовского водохранилища, акцент на водоплавающих видах, обитателях водной экосистемы.
Занятия строятся так, чтобы ребята как можно меньше сидели в кабинетах и больше времени проводили на природе (при условии, конечно, что этому не мешает погода). Сезонность тоже играет роль: осенью «зеленоклассники» наблюдают за птицами, в полевом дневнике делают заметки и зарисовки, изучают различные деревья, их плоды и семена. Зимой школьники строят и развешивают кормушки. Весной ученики встречают возвращающихся с юга перелетных птиц, наблюдают, как они строят гнезда и высиживают птенцов, изучают первоцветы (каждый воспитанник знает, что есть виды, которые занесены в Красную книгу, и их нельзя срывать).
В чем польза?
Занятия в «зеленых» классах дают ребенку возможность почувствовать себя начинающим исследователем природы и сделать первые шаги в ее сохранении, объясняет Руслан Валентинович:– Дети не только получают комплекс знаний об окружающем мире, но и приобретают полезные привычки: не мусорить, не рвать дикорастущие виды, не вредить насекомым и пресмыкающимся.
«Бегом на следующую станцию!»
Еще один плюс – повышение экологической культуры всего населения, ведь дети возвращаются домой и рассказывают об услышанном мамам и папам, бабушкам и дедушкам, добавляет Руслан Шайкин:
– Стараемся поощрять познавательность ребят: начали проводить исследовательские конференции, причем в них допускаются и описательные работы (такие не всегда приветствуются в классическом образовании, где для участия нужен эксперимент). Так, в прошлом учебном году в парке Красная Слобода с учениками насчитали 12 первоцветов, в том числе краснокнижную черемшу, сфотографировали их и описали. Стремимся сделать так, чтобы дети познавали природу, задействовав и слух (определяя, как поет та или иная птица), и обоняние (вдыхая аромат цветов), и зрение (наблюдая за живыми обитателями леса), и осязание (прикасаясь к майскому жуку). А еще наши воспитанники научились подражать голосам птиц: одна девочка умеет свистеть подобно иволге. И знаете, птица принимает ее за свою и прилетает на звук!
ЦИФРА «ЗН»
По результатам минувшего учебного года сертификаты «Зеленый класс» были выданы 103 классам Минска.
derzhanovich@sb.by