Как сегодня Азербайджан восстанавливает территории Карабаха. Эксклюзивный репортаж

Карабах. Время жить и строить

Скоростные трассы, аэропорты, умные поселки, зеленая энергетика — Азербайджанская Республика на территории многострадального Карабаха не просто активно реализует программу «Большое возвращение», а стремится сделать из региона самую передовую часть страны. По приглашению азербайджанской стороны журналисты «СБ. Беларусь сегодня» посетили эти районы, чтобы увидеть, как осуществляется один из самых масштабных на сегодняшний день послевоенных проектов.

Любая война рано или поздно заканчивается. После наступает время возрождения. В случае с Карабахом речь идет даже не о восстановлении, а скорее о возведении нового на месте безвозвратно утерянного. Земля, искореженная военными действиями, требует особого внимания и заботы.


Взрывной риск

Въезд на эти земли разрешен только по специальным пропускам. Через каждые несколько десятков километров — обязательный пост проверки документов. При этом очередей нет — работа по пропуску транспорта идет слаженно. Пока наши документы проверяют в первом пункте, мимо один за другим проезжают грузовики со стройматериалами. Возведение новых сооружений здесь идет 24/7. Отстроить территорию размером с Черногорию Азербайджан планирует в максимально короткие сроки.
Но, возможно, процесс мог бы идти еще быстрее, если бы не минный риск. Неразорвавшиеся боеприпасы и минные поля — отголоски войны, которые сегодня представляют главную сложность во время работ на этих территориях. При въезде в регион проходим небольшой инструктаж: не сходить с дорог, не трогать подозрительные предметы и не отклоняться от маршрута. 
Пока в среднем по районам разминировано лишь 15 процентов земель. Об этом нам рассказал Халик Зульфугаров, начальник по Агдамскому району Национального Азербайджанского агентства по очистке территорий от мин. АНАМа, как его называют здесь сокращенно, главное ведомство по безопасности в этих краях. В распоряжении у азербайджанских саперов сегодня самое современное оборудование: начиная от дронов и заканчивая машинами для разминирования последних моделей. Процесс очистки идет ускоренными темпами. Тормозит лишь отсутствие точных координат расположения мин. По сведениям представителей АНАМы, на территории Карабаха их установлено около 1 миллиона, выявлено — 80 тысяч.

Халик Зульфугаров.

Сотрудники АНАМы гордятся тем, какую важную миссию они выполняют. В этом процессе задействованы не только саперы. На полигоне, где мы смогли наблюдать ликвидацию найденных мин, удалось пообщаться с военным врачом, который служит в АНАМе с 2014 года. Без скорой помощи не совершается ни один выезд на разминирование. Молодой человек признается, что служит с чувством особой ответственности:

— Эта работа очень опасная, было много угрожающих жизни ситуаций. Но нам не страшно, мы привыкли. Мы должны жить в мире, чтобы все было нормально, в том числе у наших детей. И для этого каждый должен вносить вклад в освоение этих территорий, — говорит Васиф.

Азербайджанская Республика планирует обустроить послевоенную территорию Карабаха в максимально короткие сроки.

Агдам. Минные поля вместо виноградников

В Советском Союзе этот регион был известен виноградом и плодородной почвой. Местные жители уверяют: в земле можно было оставить любую семечку и не переживать — урожай точно будет. И хоть распаханных полей здесь пока не видно, жизнь все равно пробивается вопреки всему. Внутри разрушенных зданий за годы войны успели вырасти деревья. На них — яркие зреющие гранаты.
Сегодня речь о земледелии в этом регионе пока не ведется. Но восстановлению Агдамского региона уделяется особое внимание. Араз Иманов, старший советник спецпредставителя Президента Азербайджана в Карабахе, рассказывает, что согласно программе «Большое возвращение» через Агдамский район будут проходить все основные наземные пути в регионы Карабаха:
Араз Иманов.

— На данный момент в городе возводятся инфраструктурные проекты. Строятся дороги, несколько жилых комплексов, каналы орошения, проводятся электрические кабели. Уже готова школа для 1000 учеников, гостиница с конференц-залом. Большая территория района уже очищена и передана для строительства дорог и коммуникаций. И как только полностью разминируем всю землю, будет проложена прямая дорога из Агдама в Физули.

Двигаемся по территории полностью уничтоженного населенного пункта, фиксируя развалины. Сложно представить, что когда-то это был цветущий шумный город с историческими достопримечательностями. Но в Азербайджане уверены: программа восстановления поможет сделать Агдам еще больше и красивее, чем он был до войны. И реализацию этих планов очень ждут.

Специалисты АНАМы уже обезвредили на территории Карабаха около 80 тысяч мин.
— Мы провели опрос среди вынужденных переселенцев и беженцев, число которых близко к миллиону, чтобы выявить процент желающих вернуться в свои родные края. В результате выяснилось, что 67 процентов опрошенных готовы вернуться без каких-либо условий и ожиданий от правительства Азербайджана. Им просто нужно, чтобы им разрешили въехать на эту территорию для того, чтобы они продолжили свою жизнь здесь. Цифра увеличивается до 98 процентов, когда мы добавляем привилегии и условия, созданные правительством. 
Например, возможности для сельскохозяйственной деятельности или же обеспечение жильем, льготы по налогам, таможенным пошлинам, — говорит Араз Иманов.


Физули. Новое дыхание

В разрушенный Физули въезжаем по центральной улице и видим необычную картину: с правой стороны дороги уже почти готовый новый микрорайон (в пятиэтажных домах около 1000 квартир), с левой — обломки зданий, разрушенных в ходе военных действий. Араз Иманов рассказывает, что на месте, где остались части исторических зданий, будет разбит современный парк. Руины (клуба, мечети, завода по производству национальных инструментов и так далее) планируют сохранить как напоминание о произошедшем. Такую идею высказали местные жители во время приезда в город Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева. Глава государства поддержал инициативу, она нашла отражение в градостроительном плане.

Многие поля еще ждут, когда их очистят от последствий военных действий.

Араз Иманов с воодушевлением сообщает, что город Физули готовится вот-вот принять очередных переселенцев. А новая школа, рассчитанная на 1000 учеников, построенная для города Узбекистаном, 1 сентября распахнет двери для маленьких физулинцев. В словах официального представителя администрации чувствуется неподдельная радость от происходящих процессов. Эти края для него родные. Мы стоим на возвышенности перед разрушенным городом, и он показывает, в какой именно стороне были дома его дедушек и бабушек и каким он запомнил этот город в детстве. 
Быть причастным к восстановлению территорий после войны для него не просто работа, а что-то гораздо большее.


Жизненно важные артерии

Одна из основных частей программы «Большое возвращение», ведущей к возрождению Карабаха, — создание дорожной инфраструктуры. И в этом вопросе Азербайджан развернулся на полную катушку. Скоростные трассы возводятся с космической скоростью. Пока передвигаться по Карабаху возможно в основном по бездорожью (с редким выездом на части готовых хайвеев), однако по количеству строительной техники, задействованной в обустройстве дорожной инфраструктуры, очевидно, что до открытия трасс остались считаные месяцы. О чем говорить, если аэропорт недалеко от Физули возвели за семь месяцев?

— Мы строили этот аэропорт совместно с турецкой авиакомпанией. Он может принять восемь самолетов и 200 пассажиров за час. Ширина взлетной полосы — 60 метров, длина — больше 3 километров. То есть аэропорт подходит для всех видов воздушных судов, — рассказывает Араз Иманов.


Всего на территории азербайджанского Карабаха будет три аэропорта. Второй уже работает в Зангелане. Его, как и аэропорт в Физули, открывали лично Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев и Президент Турецкой Республики Реджеп Эрдоган. Третья воздушная гавань будет построена в Лачине.
Старший советник спецпредставителя Президента Азербайджана говорит, что в восстановлении этих земель помогают многие страны:

— Мы сотрудничаем с государствами как напрямую (с их правительствами), так и с различными компаниями. Активно налажено взаимодействие с Турцией, Казахстаном, Узбекистаном и другими странами. С Российской Федерацией мы также подписали договор о регулярных полетах в Физулинский аэропорт. Но пока из-за минного риска полеты не производятся. Также российские миротворцы помогают в разминировании тех территорий, которые им подконтрольны. Несмотря на то что они там находятся временно, то, что они делают, имеет большое значение для будущего этого региона.



Современные жилые комплексы, аэропорты, гостиницы и другие объекты инфраструктуры на территории Карабаха возводятся буквально за считаные месяцы.


(Окончание здесь.)

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter