Армения и Азербайджан могут в ближайшее время урегулировать отношения, но есть нюанс

Кавказский узел близок к развязке

Южный Кавказ — одна из самых больных точек постсоветского пространства. Исключая, разумеется, Украину. Противоречия здесь копятся десятилетиями и за последние 30 лет привели к двум масштабным войнам между армянами и азербайджанцами. Последнее крупное столкновение, известное как Вторая карабахская война, закончилось для непризнанного Арцаха и Армении тяжелым унизительным поражением. И только вмешательство России помогло остановить кровавый конфликт.


Внутри гордиевого узла

По прошествии более двух лет с момента, когда миротворцы под триколором появились в Степанакерте и окрестностях, ситуация в регионе не стала проще. Граница Армении и Азербайджана регулярно становится ареной коротких, но ожесточенных столкновений, в провоцировании которых стороны обвиняют друг друга. Армения под руководством премьера Никола Пашиняна, пришедшего к власти на волне «цветной революции», заметно дрейфует на Запад вопреки сложившейся вокруг нее тенденции разворота на Восток.
Напряженными можно назвать отношения официального Еревана с ОДКБ: в этом году учений войск организации на территории Армении не будет, зато армянские военные примут участие сразу в двух маневрах НАТО в Европе.
Азербайджан в то же время окончательно оформился в статусе серьезной региональной силы и в союзе с Турцией добился еще больших успехов как в военном, так и в гражданском строительстве. Побочным эффектом такой активизации Баку стало усиление противоречий с Ираном. Официальные лица Исламской Республики не раз заявляли о том, что при попытке азербайджанской армии пробить сухопутный коридор в Нахичевань Иран вступит в конфликт на стороне Армении. Параллельно обе стороны активно борются со шпионскими сетями друг друга, высылают дипломатов и обвиняют в подготовке диверсий.

Волк в шкуре миротворца

Однако в течение зимы — весны стали появляться все усиливающиеся намеки на то, что хотя бы армяно-азербайджанский конфликт, тянущийся кровавой полосой еще со времен развала Советского Союза, может вскоре прийти к некоему дипломатическому финалу. Известно, что представители сторон ведут интенсивные переговоры на территории США под чутким присмотром госдепа.
Сама по себе роль Вашингтона в качестве миротворца вызывает у многих экспертов вполне понятную саркастическую улыбку.
Трудно представить, что шатающийся гегемон, устроивший несколько десятков войн только за вторую половину минувшего века, вдруг выступает мудрым медиатором. Тем более в ситуации, связанной со стратегически важным для России регионом Южного Кавказа.

Детали обсуждаемой сделки ожидаемо не разглашаются. Само собой, играет роль дипломатический этикет, но есть и еще одна важная вещь: весьма вероятно, что финальный документ, который может быть готов к началу лета, окажется для армянского народа холодным душем.
1 июня в Кишиневе пройдет саммит Европейского сообщества, куда приедут и представители обеих договаривающихся сторон. С определенной долей вероятности можно утверждать, что документ подпишут именно на этой встрече, что, помимо всего прочего, станет и знаком окончательного выбора Арменией европейского пути.

На разрыв

Ориентация Армении на Запад, курс на конфронтацию с Россией и прогнозируемые серьезные уступки Баку серьезно ослабят позиции Еревана как на внутреннем, так и на внешнем треке. За последнее время объем товарооборота Армении и России вырос вдвое в основном за счет реэкспорта, вызванного введенными против РФ санкциями, хотя и местные производители не остаются внакладе.

В прошлом году доля России в торговом обороте Армении увеличилась почти вдвое и превысила 5 миллиардов долларов, что составляет 35 процентов от общего объема. Россия также является основным экспортным рынком для Еревана: 45 процентов армянских товаров экспортируется в Россию.

Особо стоит отметить, что во взаиморасчетах стороны используют только российский рубль, оставив не у дел евро и доллары.

«Решение осуществлять торговые операции без использования валют третьих стран оценивается положительно, поскольку это позволит защитить торговых партнеров и предпринимателей от рисков, возникающих при колебаниях курсов валют этих третьих стран», — положительно оценили этот ход властей в Центробанке Армении.

Дополняются столь тесные связи тем, что Россия является единственным поставщиком газа в Армению, а также обеспечивает ядерным топливом Мецаморскую АЭС, генерирующую 40 процентов армянской электроэнергии. Вдобавок тысячи граждан Армении, которые трудятся в РФ, только в 2022‑м перечислили на родину 3,5 миллиарда долларов.
Очевидно, что политический разворот на Запад в условиях экзистенциального противостояния России с НАТО и ЕС повлечет за собой серьезные последствия для армянской экономики.
Собственно, предупреждение о «крайне негативных последствиях», последовавшее после провокативных заявлений о том, что Ереван готовится к ратификации положений Римского статута Международного уголовного суда, было как раз об этом.

Впрочем, и помимо возможного разрыва с Россией (а значит, и с Евразийским экономическим союзом, в который Армения вступила в 2013 году), у Еревана может образоваться достаточно проблем. Прогнозируемой выглядит проблема восприятия частью армянского населения предполагаемой сдачи Карабаха.
Она будет воспринята крайне болезненно после более чем 30 лет борьбы вне зависимости от других положений мирных договоренностей.
Нельзя исключать сценария массовых беспорядков и даже попытки свержения Пашиняна. Тем более что в случае передачи Арцаха Баку в Армению хлынет поток беженцев.

Второй, несколько менее очевидный и не такой вероятный, исход — это появление соблазна для Азербайджана реализовать еще один большой проект. Речь о Сюникской области, часть которой Баку считает своей территорией, и Нахичеванском анклаве, куда Азербайджан не прочь получить сухопутный маршрут. Конечно, исходить стоит из того, что обе стороны будут четко исполнять обсуждаемый договор.
Однако нестабильность власти и общества в Армении, а также глубоко укоренившееся деструктивное влияние западных НКО могут пошатнуть суверенитет страны, что, в свою очередь, создаст заманчивую для Ильхама Алиева возможность завершить собирание азербайджанских земель.
Ситуация на Южном Кавказе продолжает оставаться взрывоопасной. Многолетний межнациональный конфликт и гордиев узел интересов сверхдержав держат весь регион в напряжении и не дают исключить возможность провала переговоров и полномасштабного столкновения сторон. Хотя, судя по заявлениям Еревана, армянская верхушка все же готова выполнить требования Баку. Вопрос в том, действительно ли это принесет мир на многострадальную землю
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter