Как дышат под снегом легкие Европы — узнали, отправившись на древние верховые болота

Крутой экскурсовод

Здесь чувствуешь себя песчинкой перед вечностью. Шутка ли: Ельне около девяти тысяч лет, а Мох потянет на все... 16 тысяч. Эти классические верховые болота как магнитом притягивают в Миорский район туристов и любителей экстрима не только из Беларуси. Завораживающая первозданная красота стоит того, чтобы отправиться сюда и зимой. Нас сопровождает Кассиния Казаченок — звезда «ТикТока», один из самых колоритных и популярных гидов нашей страны.

Штиль, гладь и благодать

За героиней материала заезжаем в ее родительский дом в деревне Миорки-2. Вокруг — белым-бело и сугробы по колено. Пробираясь по завьюженному двору, вздыхаю: «Если здесь так, то что же на болоте?..» Хозяйка будто слышит мои внутренние сомнения:

— Не волнуйтесь, на «багне» все будет супер! Даже при сильном ветре там обычно штиль, гладь и благодать. А что все в снегу, так в этом своя изюминка, особенная красота.
Сельчанка признается: для нее счастье — родиться и пригодиться здесь, на болоте. Среди городского шума, асфальта и многоэтажек она себя просто не представляет. Куда ценнее в любой момент иметь возможность подзарядиться от самой лучшей — потому что природной — батарейки, заглянув на просторы республиканских заказников «Ельня», «Болото Мох».
Приглашая нас в обычную, но довольно уютную деревенскую хату, а теперь агроусадьбу, Кассиния Иосифовна тепло приветствует:

— Можно просто Кася!


Свою усадьбу она зарегистрировала также — «Просто Кася». Руководствовалась тем, что у нее все по-простому, с душой, хоть и без изысков. Желающих приехать отдохнуть с местным колоритом это совсем не пугает, скорее наоборот:

— Чтобы дом в Миорках после родителей не пустовал, решила вдохнуть в него новую жизнь. А вообще планов громадье. Например, открыть в доставшемся мне еще от бабушки доме в деревне Хороброво этномузей. Самых разных дорогих сердцу экспонатов хватает. Вот с этими коромыслами бабуля ходила по воду, на этой лопате ставила в печь самые вкусные на свете булки с вареньем, непременно с вишенкой сверху… Мечтаю, чтобы и мои внуки, а позже правнуки однажды смогли прикоснуться к самому главному — памяти о предках.

Кася родилась посреди болот, с малых лет прониклась этой стихией. Деревня детства Хороброво стоит чуть ли не на мху, продолжает сельчанка:

— В моем свидетельстве о рождении по ошибке записали не Хороброво, а Храброво. Может, оттого я и по судьбе такая — храбрая, больше с мужским характером, чем вполне довольна. Запросто вспашу участок трактором, до сих пор езжу на мотоцикле, управляю моторной лодкой… Когда-то отлично держалась в седле на нашем вороном красавце по кличке Малыш. Даже где-то ковбойская шляпа осталась.
Как управляться с бензопилой, Кася тоже знает не понаслышке. Ходит на охоту. Чаще на уток, но в былые времена, участвовала и в загонке. Страсть к охоте у нее от деда, отца, дяди. В семье держали «рабочих» собак — гончих, лаек, ягдтерьеров и просто беспородных, но добродушных любимцев. Наша героиня замечает:

— Сегодня у меня тоже живут два пса-компаньона из приюта. Не ради охоты, а для души и настроения.

Порох Кассиния и сейчас держит сухим, но почем зря двустволку, понятно, не поднимает. Говорит, природу прежде всего нужно любить и беречь, тогда она непременно ответит взаимностью.

— Помните свой дебютный трофей?

— Еще бы, первый выстрел — и сразу утку наповал. Самые яркие моменты, конечно, связаны с загонной охотой. Вот где настоящий адреналин, азарт, эмоции!.. Слышишь над лесом приближающийся надрывный лай — значит, собаки подгоняют кабана, лося или волка. Твое сердце рвется из груди: вот он, тот самый момент. Не потому, что ждешь добычи, — сам процесс интересен.


Каменполье — другая сторона миорской «багны». В этой деревне Кася с мужем Василием вот уже 36 лет. Наша героиня долгие годы трудилась здесь воспитателем в детском саду. Есть у нее и диплом Витебского госуниверситета имени П. М. Машерова об обучении на факультете физической культуры и спорта, где указано, что она может работать организатором спорта и туризма. А в 2021‑м вместе с младшим сыном Николаем сдали экзамен на экскурсоводов. Не ради корочки, а чтобы на законных основаниях водить экскурсии по болотам, продолжает Кася:

— Коля живет в Новополоцке и, как и вся наша семья, ценит и любит белорусскую природу. К этому же приучает детей — Леру и Елисея. У старшего сына Артема, он в Миорах, тоже двое деток — София и Злата.

София, стоит задать ей вопрос, кем она хочет стать, когда вырастет, с ходу выдает:

— Как бабушка — экскурсоводом!


Малышка Злата не отстает. В этом году Кася Иосифовна взяла ее с собой на открытие рыболовного сезона:

— Проверяли поставленные на щуку кружки, и внучка загорелась процессом. Теперь выбраться без нее на рыбалку — задачка со звездочкой. Заглядывает в глаза: «Бабуля, ну, возьми». Искренне радуюсь: достойная смена растет.

«Люли-люли» с китайским акцентом

Гидрологические заказники республиканского значения «Ельня» и «Болото Мох» — одни из самых известных не только в Беларуси. Раскинувшуюся на 25 тысяч (!) гектаров Ельню зовут легкими Европы. Прогуляться по экотропе (читай — специально сооруженному деревянному настилу) желающих хватает. Тут и смотровые вышки, и только протяни руку — краснокнижники: от царской ягоды морошки до хищной росянки, карликовых берез, мелкоплодной клюквы… Ельня — маленький уголок тундры в Беларуси, рассказывает Кася:

— Поэтому при везении здесь можно встретить типично тундровых обитателей — белую куропатку, чернозобую гагару, серого журавля… Последние — визитка нашего Миорского края, где не зря придумали фестиваль «Журавы i журавiны».


Экологи как-то подсчитали, что Ельню, которую называют международным аэропортом для журавлей, одновременно посетили больше трех тысяч этих птиц. На болоте Мох их тоже немало. Нынче, пожалуй, как никогда, считает Кася Иосифовна:

— Последним журавлям я помахала в середине октября: «До встречи весной!»
Тем, кто, как и мы, хочет прочувствовать настоящую болотную экзотику, Казаченок рекомендует прогулку по болоту Мох. Но без длинных палок, чтобы прощупывать дно, высоких резиновых сапог и боевого настроя здесь делать нечего. Кстати, в этом году Кася впервые опробует сделанные для нее под заказ болотоходы, они же снегоступы из лозы. Легкие, удобные — крутая штука.
Через белое поле с трудом добираемся до места наших болотных приключений. Опытный гид просит быть внимательнее:

— Это «живое» болото, так что смотрите в оба! Зимние экскурсии, вообще-то, редкость, это сложно. И уж тем более когда влажный снег укрывает землю, а устойчивых минусов по ночам не было. В такой переходный период легко не заметить опасности, то есть трясины… Позже, когда вокруг все надежно скует мороз, здесь можно будет ходить свободно, как по дороге.

Предупрежденные, всматриваемся в каждый метр под ногами. Вслушиваемся в свои же шаги, которые разбавляют тишину звоном ломающейся ледяной корки. И все же, глядя вокруг, понимаешь: в зимней «багне» есть своя прелесть. Кусты, редкие деревца, как наряженные, стоят под пушистыми белыми шапками. В снежном безмолвии не так много красок, но вдруг в него врываются алые гроздья калины, а следом — деловое «тук-тук» монтажника-дятла… Хорошо!


Даже зимой на «багне» узнаваемый запах — прелой листвы с ноткой сероводорода. Кася подбадривает:
— Воздух здесь в 20 раз чище, чем в лесу, так что дышите полной грудью — запасайтесь кислородом. Сколько бы ни водила экскурсии (а в сезон это каждые пять дней), болото немного меняется, способно удивлять. Не только буйством красок — видели бы вы, каким роскошно-розовым цветет клюква, — но и сюрпризами, например в виде сброшенных лосиных рогов…
Таких найденных «бескровных» трофеев у нашей героини скопилось немало. Кася демонстрирует их многочисленным туристам из разных уголков Синеокой и не только:

— Приезжают россияне, казахи, даже африканцы, которые учатся в наших вузах… Запомнилась 81‑летняя минчанка, которая с ветерком каталась на горных лыжах, а тут открыла для себя «багну» и влюбилась. А еще — китайцы, которым я долго объясняла, почему поход на болото — как колыбельная для организма, лучший релакс. Ребята усвоили, научились правильно прыгать по мягким кочкам, напевая по-нашему «люли-люли». После этого родилась идея отдельных «болотных» туров для жителей Поднебесной.

По торфу — как по маслу

В заказнике «Ельня» 118 болотных озер. Самое большое из них растянулось более чем на пять километров. Около шести природных водоемов можно увидеть на «Болоте Мох».

— Официально названий у них нет, а я шучу, что это «озеравки Кассинии», — говорит Казаченок. — В теплую погоду всегда предлагаю туристам не упустить шанса и искупаться. Поначалу многие делают круглые глаза: «Как это, плавать на болоте?» А потом, рискнув, впечатляются и становятся фанатами такого экстрима.

В минус за окном и само болото, и его окошки-озера спрятаны под снегом. «А вы включите фантазию и обязательно приезжайте к нам летом», — приглашает экскурсовод.

Набраться смелости и нырнуть туда, где не прощупать дна, — вместо него метры и метры торфа, — похоже, стоит. Каждому, кто соберется, Кася Иосифовна терпеливо объяснит:


— Если есть страх глубины, нужно надеть спасжилет, чтобы держал над водой, как пробку. Плавно опускаешься в такое болотное озерцо и плывешь до другого берега, а выходишь, просто аккуратно подтягиваясь к кромке руками.

Говорят, Клеопатра сохраняла красоту и молодость как умела, принимая молочные ванны. На Миорщине свое оздоравливающее, дарящее заряд бодрости чудо-средство — торфяные купальни. Регулярно плавая в черных болотных озерцах, лет на пять молодеешь. За счет торфа кожа становится приятно-маслянистой, а волосы после такой воды можно сразу и не расчесывать — они и без того послушные и шелковистые. Проверено годами практики, улыбается Кася:

— Находиться в прогретой торфяной воде очень приятно. Не хуже, чем на морском курорте. Правда, снизу, куда не достают солнечные лучи, вода холодная. Напоминаю туристам: «Плавайте в разные стороны — чтобы не смешивать «ярусы» и не портить другим удовольствие».

Корона Наполеона и грибы с фонариком

С легкой руки журналистов Кассинию Казаченок зовут то рейнджером, то королевой белорусских болот. В ответ та только удивляется:
— Ну, какая из меня королева, я же чистая крестьянка, чем и горжусь. Труженица, пчелка болот подходит мне больше.
 
Недавно туристы сняли про Касю ролик для «ТикТок». Он набрал почти 100 000 просмотров и 900 комментариев. А это скриншоты из видео.
Вместе с другими энтузиастами она ремонтирует настил-экотропу, подсказывает тем, кто заплутал, дорогу, едва завидев на торфяниках опасный дымок, набирает номер лесничества… А больше двадцати лет назад, когда Ельня содрогнулась от пожара, Казаченок пожертвовала месяцем отпуска, чтобы тоже тушить родное болото… Спокойно пьет из него обеззараженную мхом воду и черпает силы.

— А сколько легенд связано с нашими местами, — улыбается Кася. — Есть и про золото Наполеона Бонапарта. Неподалеку от деревни Хороброво стоит камень, расколотый молнией. Мой отец вспоминал, как в детстве отколупывал с него «золотую» надпись на французском. Может, она была о том, где, отступая, император спрятал свои сокровища, а по одной из версий — корону...

Еще к одному необычному валуну Кася водила приехавших на экскурсию… шаманок из России. Есть легенда, что вода из углубления в этом камне лечит от глазных болезней, делится экскурсовод:

— Интерес к местам силы, связанным с валунами наших болот, только растет. Это знак — пора сделать новый маршрут.

На ура зашло и такое любопытное туристическое предложение Каси Казаченок, как сбор грибов с фонариками. Мистика какая-то, но в лунном свете ножки благородных боровиков, подосиновиков будто подсвечены изнутри и видны как на ладони. Большой любитель тихой охоты, делаю зарубку на память: однажды непременно вернуться сюда, чтобы ночью доверху наполнить лукошко.

Копыта целы

Иногда на болотах находят очень необычных «туристов», которым нужна помощь


Работники МЧС в Мядельском районе спасли корову, застрявшую в болоте. Это произошло в деревне Зеленки Нарочского сельского Совета. К месту диспетчер центра оперативного управления направил две автоцистерны пожарной аварийно-спасательной части. Животное извлекли с помощью пожарных веревок. Корова не пострадала.

У сказки — юбилей

20‑й день рождения отмечает поместье Деда Мороза в Беловежской пуще


Сегодня в нацпарке открывают зимний туристический сезон. Гостей ждет волшебное мероприятие — «Беловежская сказка». Также к юбилею запланировали теплую, хоть она пройдет и в декабре, встречу сказочных персонажей Беларуси и России. А 23 — 25 декабря организаторы приглашают на зимнюю ярмарку-фестиваль. В программе — яркие локации, фотозоны, аттракцион «Новогодний экспресс» и даже «Сладкий домик» — с лакомствами из разных уголков мира. 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter