Ветеран Степан Королевич — о движении партизан-«лопатинцев», беге по тонкому льду Вислы и штурме фашистов на Одере

Мальчишка, защитивший Родину

На груди ветерана войны Степана Королевича блестят заслуженные медали «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и другие. За боевые заслуги он награжден орденом Великой Отечественной войны II степени. 

Наш корреспондент навестила Степана Лаврентьевича сразу после выписки из больницы. Из-за проблем с сердцем у него бывает плохое самочувствие. Но с каким нетерпением Степан Королевич ждал встречи — с бодрой улыбкой на лице! Нам предстоит окунуться в водоворот непростых военных воспоминаний.

Степан Лаврентьевич в красках рассказывает о событиях военных лет.
ФОТО АЛЕКСАНДРА КУШНЕРА.

Партизанскими тропами

Степан Королевич родом из живописного поселка Вербье Логойского района Минской области. По его мнению, это лучшее место на свете:

— Красивейшая река Гайна там протекает. Как вспомню свое детство, так слезы от чувств наворачиваются. Не забуду, как кружили черными воронами авиаторы-захватчики над этой прекрасной землей, аж сердце сжимается…

Он родился пятым в многодетной семье, успел до войны окончить 6 классов белорусской школы. К сожалению, в раннем возрасте мальчик потерял отца. Измотанной матери помогал растить младшеньких старший сын — им было невероятно тяжело. А начало войны еще больше усложнило жизнь:

— С первых дней вторжения немцев наша деревня поддержала советских солдат. Кстати, полицаев у нас не было, хотя оккупанты всячески заигрывали с местным населением, призывая к себе через разных агентов-посредников им прислуживать… Основная борьба с нацистами началась глубокой осенью 1941 года, — вспоминает ветеран. 

Степан в 15 лет получил первое боевое крещение: пошел партизанить в знаменитую бригаду «Дяди Коли» (Петра Григорьевича Лопатина). Занимался в основном разведывательной деятельностью, доставал лекарства, передавал важные сообщения под видом сельского хлопца — одним словом, выполнял боевые задания без оружия. Но работал он очень удачно. 

— Приходилось по топкому болоту перемещаться, а еще — выхаживать наших. Шел как мальчишка за вдовами-женщинами, поддерживал их суровый быт. Если нужно было раздобыть где-то йод, бинт, вату и табак — то сразу меня, Королевича, вперед отправляли, — говорит Степан Лаврентьевич.

«На фронт пошел пацаном»

Степан Королевич показывает нам свои документы и фотоальбом:

— Родился я в 1927-м, а был по ошибке записан рожденным в 1925-м, поэтому и на фронт попал раньше. Такое время было. Навсегда запомнил твердую фразу: «А кто будет Родину защищать?» Пошел как будущий допризывник становиться на воинский учет. Как переступил двери военкомата, сразу направили к капитану медслужбы, который, осмотрев меня, увеличил мне возраст на два года. После медкомиссии на следующий день поехал на учебу в Уручье. Пострелял пару дней, посоревновался с опытными военными на станковом пулемете — и вперед на фронт!

Степан Лаврентьевич служил пулеметчиком-автоматчиком в гвардейском стрелковом 151-м полку 52-й дивизии. Особенно врезалось в память освобождение Варшавы: в январе 1945-го он с солдатами перебегал в районе Прага по растрескавшемуся льду реку Вислу — вся она была на тот момент покрыта коварными островками, но перебраться на другой берег было боевым заданием. Ветеран в красках рассказывает: 

— Как говорится, голод не тетка. Сухие пайки, положенные нам на три дня, мы съедали за день, поэтому, конечно, всем очень хотелось есть. Холод постоянно нас сопровождал. С температурой и жаром я попадал не раз в военный госпиталь, единожды был контужен. Всю Померанию прошли, шли и днем и ночью в любом состоянии, потому что спешили форсировать Одер. После короткой боевой подготовки направили меня в штурмовую роту, где приходится ловить на живца. Вот представьте себе: вы плывете, враг вас видит и стреляет, а наши отбиваются и определяют, откуда идет пальба.

Конец марта 1945-го. Солнечный день. Одер был широким, метров триста, и самым полноводным в эту пору. Немцы стояли на дамбе. Степан Лаврентьевич тот путь как сегодня видит:

— Приказали двинуться, но нашу группу из пяти человек ждал сюрприз: лодку, на которой должны были плыть, перед этим разорвало миной. Тогда мы столкнули на воду немецкую железную лодку, в которой с тяжелой амуницией чудом не потонули. Спасли нас лишь наши ребята с двумя пулеметами ДШК, которые палили по вражеской дамбе так, что умело прикрыли нас. Напротив нас взорвали шлюз, вода поднялась и стала затапливать немецкую дамбу… Мы могли за секунды погибнуть под разрывными немецкими пулями… А выжили.

Зеленый Берлин

Степан Королевич на службе
в военной комендатуре Берлина,
1947 г.
Весной 1945 года Степана Королевича перевели на военные курсы. Он хорошо помнит капитулировавший Берлин, потому что жил в полусотне километров от него. Ветеран оживленно рассказывает: 

— Это очень зеленый город. День Победы врезался в память хорошо. Кто пел, кто плясал, кто вино пил — на душе радость была несусветная! Как-то по-детски мы вели себя… Мальчишками ведь еще были.

 Служил в военной комендатуре Берлина до июня 1950 года… После демобилизации меня отправили в отпуск, а в Минске я познакомился с Викторией, моей будущей супругой. 

Степан Лаврентьевич связал свою жизнь с мирной благородной профессией: выучился в педагогическом институте на учителя истории, много лет проработал в системе образования Борисова. За многолетний добросовестный труд ему присвоено звание «Ветеран труда». Встречаясь с молодежью на различных мероприятиях накануне Дня Победы, Степан Королевич не устает повторять простые, но важные слова:

— Война — самое бессмысленное и странное, что могли придумать люди. Мирное небо над головой, здоровье близких, любимое дело — это самое ценное, что у нас есть…

О самоотверженности «лопатинцев» во время войны сегодня ходят легенды. В Борисовско-Бегомльской зоне партизаны контролировали северные районы Минской области так, что немцы опасались передвигаться без охраны малым составом. Земля под ногами оккупантов в буквальном смысле горела: целые вражеские эшелоны летели здесь под откос.
shimuk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter