Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Оркестр – это не про «я», а про «мы». В «Коде личности» – дирижер Президентского оркестра Виталий Кульбаков

«Меня уже не сбить ни кашлем в зале, ни звуком падающего мобильника»

Какая музыка вам нравится больше – современная или классическая? Герой нового выпуска «Кода личности» телестудии издательского дома «Беларусь сегодня» практически всю жизнь занимается творчеством и уверен, что талантливый исполнитель может сделать популярной любую композицию. На этот раз пообщаться с молодежью пришел главный дирижер и художественный руководитель Президентского оркестра Виталий Кульбаков. Мы узнали, с чего началась его дирижерская карьера и почему оркестр – это не про «я», а про «мы». 

Пять талантов и одно место

Зрители в студии попросили именитого дирижера назвать самые яркие события в его жизни. Виталий Кульбаков выделил несколько:

– На первом месте – рождение детей. На втором – поступление в Минский государственный музыкальный колледж имени М. И. Глинки. Помню, конкурс был пять человек на единственное бюджетное место. Все четверо кандидатов – лауреаты республиканских конкурсов. Я понимал, что для поступления нужно их разгромить во время экзамена. Мое усердие дало результат: вскоре повесили приказ о моем зачислении. Но даже когда это произошло, долго не мог поверить, что это реальность. 

Студентам колледжа, присутствующим в студии, было интересно, чем гостю запомнилось обучение. Впечатлений у Виталия Кульбакова было много:

– Это самое лучшее время, которое всегда вспоминаю с трепетом. Четыре года пролетели незаметно. Несмотря на все трудности, у нас на курсе царила дружественная атмосфера. Помню, приходил в колледж к 05:30, чтобы успеть занять класс и порепетировать. Те, кто опаздывал, занимались в коридоре. А там в гуле инструментов сложно услышать свой. 

Именно в колледже Виталий Григорьевич впервые проявил организаторские качества, которые позже пригодились ему в Президентском оркестре:

– У нас была традиция: новогоднее выступление всегда готовили четверокурсники. Мы собрались всем курсом (в нашем случае это всего 15 человек) и стали распределять роли. Мой инструмент – баритон – обычно задействован в духовых оркестрах, а не в симфонических, поэтому мне роли не нашлось. Пришлось взяться за организацию. С этого, наверное, и началась моя дирижерская карьера.

Вдохновение приходит в четыре утра

Большинство зрителей в студии – будущие музыканты. Они решили узнать у опытного дирижера, как настраиваться на выступление. Виталий Григорьевич заметил, что навык приходит с опытом:

– Перед выходом на сцену всегда волнуюсь. Но когда ступаю ногой на эстраду, переключаюсь, настраиваюсь на рабочий ритм. После этого меня уже не сбить ни кашлем в зале, ни звуком падающего на пол мобильника.

В прошлом году дирижер награжден медалью Франциска Скорины. Студентов интересовало, находятся ли те, кто критикует творчество. В ответ Виталий Григорьевич заявил, что ценит критику:

– Слушаю мнения всех, но прислушиваюсь не к каждому. Без критики нет духовного и профессионального роста. Только получая обратную связь, начинаешь понимать, в правильном ли направлении двигаешься. В оркестре часто выношу идеи для концертов на всеобщее обсуждение, но, как руководитель, финальное решение принимаю сам. 

В свободное время дирижер любит гулять, слушать аудиокниги, а недавно начал понемногу сочинять стихи:

– На меня это совсем не похоже, никогда раньше не рифмовал. Как-то раз проснулся в четыре утра, попросил жену найти карандаш и бумагу и сел писать. На волне вдохновения записал 12 строк. С тех пор иногда сочиняю, когда появляется свободная минутка. 

В своих интервью Виталий Григорьевич не раз упоминал, что, помимо музыки, любит изобразительное искусство. Зрители спросили, кто его любимый художник. Ответ дирижера удивил:

– Младший сын Макар. Он нарисовал картину и подписал «Любимому папе». Теперь она стоит у меня в кабинете на самом видном месте. 

Все концерты важные

Нередко Президентский оркестр выезжает на гастроли как по белорусским городам, так и за границу. Разлука с семьей удручает музыкантов, но Виталий Кульбаков во всем старается находить положительные стороны:

– Недавно наш коллектив выступал в Москве. После приезда у нас было шесть часов свободного времени. Не стал тратить его зря и сходил в Третьяковскую галерею. Я человек искусства, всегда ищу на гастролях не только творчество, но и эстетическое удовольствие от того места, где нахожусь.

После событий 2020 года многие творческие коллективы попрощались с некоторыми артистами. Ребята поинтересовались у Виталия Григорьевича, столкнулся ли он с такой проблемой. Дирижер ответил, что может поручиться за каждого своего музыканта:

– Все исполнители проходят серьезный отбор, демонстрируют свое мастерство, беседуют со мной. В отношении нашего коллектива не люблю говорить «я». Оркестр – это «мы». 

Дирижер – это друг или начальник? Однозначно ответить на этот вопрос сложно, но Виталий Григорьевич разгадал секрет успеха любого коллектива:

– Главная составляющая – хороший микроклимат, доверие. Когда есть конфликты, работа не идет. Второе слагаемое – настроение руководителя. Поэтому стараюсь не переносить на музыкантов свои личные проблемы: не выспался, встал не с той ноги. И каждый раз напоминаю: все наши концерты важные и их нужно отработать достойно. 

БЛИЦ

– Если цвет, то…

– Желтый.

– Если время года, то…

– Зима.

– Если город, то…

– В котором еще не бывал.

– Если слово, то…

– Проникновенное.

– Если качество, то…

– Профессиональное.

gardevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter