Пешеходный мост над железнодорожными путями в Фаниполе пришел в негодность, но починить его нельзя — он оказался бесхозным

Надежды для опоры

Железнодорожные пути — зона повышенной опасности. Об этом не устают напоминать нам диспетчеры на вокзалах, машинисты в электричках и поездах... Фанипольчане об этом предупреждении знают, пожалуй, лучше всех. С конца прошлого года в городке закрыли пешеходный мост над железной дорогой в четырехстах метрах от станции. Люди кто как может обходят железную дорогу или бесстрашно перешагивают пути, за которыми находится промзона с предприятиями. О судьбе закрытого моста узнавала корреспондент «Р».

Документы на это сооружение, увы, не сохранились.

Прохода нет


Службы ЖКХ Фаниполя закрыли лестничные спуски запрещающими табличками из-за аварийного состояния пешеходного моста. Вот о чем говорит заключение экспертизы: «Мост находится в неудовлетворительном состоянии: ступени имеют трещины, выбоины и провалы, что может создавать угрозу безопасности граждан и движению железнодорожного транспорта». Сотрудники Белорусского дорожного научно-исследовательского института изучили мостовую конструкцию и сделали заключение: часть, расположенная над железнодорожным полотном, не представляет опасности для подвижного состава, но сходы в аварийном состоянии. Поэтому Фанипольский горисполком принял окончательное решение о закрытии объекта.

К сожалению, состояние сооружения ухудшалось не только в силу возраста, но и по причине длительного непрохождения техобслуживания. Стоял себе мостик, служил людям, но никто за ним не ухаживал… Состарился и попал в «карантин». А еще он не имеет документов — отсутствует технический паспорт.

Особо лихие пешеходы вскоре нашли иные пути перехода железнодорожного полотна, в том числе и несанкционированные. Желание сэкономить время и сократить маршрут в промзону подтолкнуло жителей города выломать прутья в заборе и переходить пути уже под мостом. Правда, о жизни и ее ценности в момент перехода люди вряд ли задумываются. Некогда. Заградительные прутья периодически привариваются обратно к забору, но народная тропа не зарастает. Прорыв через преграду на другую сторону периодически повторяется — заграждение уже почернело от сварки.

Переход путей в неустановленных местах — самый опасный вариант преодоления препятствия. К счастью, жертв на этом участке дороги не было. Но именно здесь железнодорожные пути участка Минск—Койданово представляют потенциальную угрозу для жизни человека, считают в Минской транспортной прокуратуре.

Лестничные сходы небезопасны для перехода над железной дорогой.

Дело в том, что вероятность травматизма особенно высока по причине извилистого пути на этом участке дороги. Машинист из-за ограниченной видимости не сможет своевременно среагировать на движущегося пешехода, а нарушитель не в силах оценить ситуацию из-за пригорка, за которым может двигаться локомотив.

Напрямую — 0,5 км, в обход — 4,5 км


Минский транспортный прокурор Николай Кротов констатирует: с начала года в Минске и Минской области на железной дороге травмы получили 15 человек, 12 из них погибли. В числе погибших есть и дети — мальчик 2008 года рождения. В Молодечненском районе недавно произошло ДТП на железнодорожном переезде. Эта печальная статистика говорит о беспечном отношении граждан к мерам личной безопасности.


— Жизнь — она одна! Призываю всех граждан соблюдать правила безопасного поведения на железной дороге, — просит Николай Кротов.

Убедилась лично: люди у нас рисковые, хоть и штраф за проход по железнодорожным путям в неустановленном месте не такой уж и маленький — две базовые величины (51 рубль). На моих глазах житель Фаниполя, мужчина средних лет, уверенной походкой пересек железку. Он спокойно объяснил свои действия:

— Через эту тропу возле моста мне идти чуть-чуть, около полукилометра. Если пойду в обход на железнодорожный переезд, а потом в промзону, то топать мне знаете сколько? Четыре с половиной километра. Вот так… Люди писали, просили разные инстанции починить скорее мост, но пока что все тихо.

В списках не значится


Эта тишина и отсутствие ремонтных работ не случайны, потому что статус моста-старичка еще не определен. В Минской транспортной прокуратуре мне показывают долгую переписку по этому вопросу, из которой следует, что в Едином государственном реестре недвижимого имущества сведения о данном объекте отсутствуют.

«Сжигать мосты» — фраза хоть и поэтическая, но в отношении именно этого инженерного объекта отчасти справедливая. Хоть он и осязаем, но оказался призраком, то есть в буквальном смысле его фактического хозяина по документам найти не могут. Бывает всякое, а вдруг паспорт объекта сгорел? Как бы то ни было, доказательной бумаги нет и не известна организация, на балансе которой мост должен состоять.



Такие случаи бывают крайне редко, пояснили в комитете госкомимущества Миноблисполкома. Это могло произойти в 1990 годах в процессе реорганизации предприятия-собственника или его ликвидации.

По сегодняшнему законодательству, имущество без собственника должно быть поставлено на учет в организацию по регистрации недвижимого имущества, далее в судебном порядке может быть признано бесхозяйным и передано в коммунальную собственность. Правом на обращение в суд наделяются исполкомы по месту нахождения объекта. Если с момента принятия недвижимого имущества на учет как бесхозяйного не прошел год, то в возбуждении дела отказывается.


Владимир Кореневич, председатель Фанипольского горисполкома, озвучил временные сроки по прояснению ситуации вокруг моста:

— Судебно установить балансодержателя этого объекта по ведомости технических условий возможно с марта 2020 года. Граждане, не зная нюансов о его статусе, пишут обращения с просьбами возобновить доступ к мостику и отремонтировать его. Мы бы и рады. В частности, завод железобетонных мостовых конструкций готов был это сделать за свой счет. Но проблема в том, что юридически производить работы на объекте без собственника нельзя.

Все перекопали


Историю моста все заинтересованные лица искали в архивах внимательно, но он действительно как недвижимость на балансе не значился ни у кого: ни у БелЖД, ни у завода железобетонных мостовых конструкций. Удалось найти проектную документацию 1969 года. Но и в ней забыли указать заказчика объекта. Мост возвела в 1972 году одна строительная организация... Документы на объект, увы, в ней также не сохранились.

— Раз объект ни за кем не числился, — продолжает Владимир Кореневич, — был в аварийном состоянии, что угрожало безопасности людей, мы закрыли его. Фанипольские предприятия пошли на допрасходы, доставляют работников к месту работы своим автотранспортом. А пассажиры и жители переходят пути через железнодорожный переезд, что очень опасно.

Фанипольский пешеходный мост возведен почти полвека назад и успел состариться.

Фанипольчане, конечно, расстроены таким положением дел. Мост рано или поздно отремонтируют. Но пока добираться на работу по-прежнему неудобно.

С сентября местные власти обещают пустить городской автобус по маршруту микрорайон Южный—Южный-2—Северный—промышленная зона. Кроме того, в следующем году Белорусская железная дорога планирует строительство в Фаниполе новой станции, а также подземного перехода под путями.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter