— Название «100 великих отечественных…» не случайно, — комментирует автор. — Ведь до 1917 года российскими автомобилями, к примеру, были собранные в Риге «Руссо‑Балты», а в 1922 — 1991 годах вся наша общая Родина гордилась российскими «Волгами», «Москвичами» и «Жигулями», украинскими «Запорожцами», автобусами ЛАЗ и грузовиками КрАЗ, белорусскими грузовиками МАЗ и самосвалами БЕЛАЗ, латвийскими микроавтобусами RAF. Никто при этом не задавался вопросом, кто сколько вложил в ту или иную машину и чей национальный дух она лучше выражает.
Вячеслав Бондаренко обращает внимание: раздергивать, как это стало сейчас модно, нашу общую индустрию по региональным «квартиркам» и считать, например, «Запорожцы» исключительно украинскими машинами недопустимо — ведь в их производстве участвовала вся страна. Достижения советской автомобильной промышленности таковыми останутся навсегда, и это по‑прежнему предмет нашей общей гордости.
А вот и еще одна новинка «Наша «Победа» — для детей, хорошо иллюстрирована, тиражом три тысячи экземпляров. Вышла в издательстве Свято‑Елисаветинского монастыря под грифом Издательского совета Белорусской православной церкви. Это уже вторая книга Вячеслава Бондаренко, выпущенная здесь. На страницах — история о легендарном советском автомобиле «Победа» и его выдающемся инженере‑конструкторе Андрее Липгарте, уникальные фото из семейного архива создателя — их передала младшая дочь специалиста Ирина.
Читатель узнает, как жизненный путь Андрея Липгарта был связан с семьей священника Панкратия Анфировича Милославина, расстрелянного в 1919 году. Также о том, как в годы богоборчества Андрей Александрович и его супруга Анна Панкратьевна не побоялись обвенчаться в церкви и поддерживали в своей многодетной семье дух служения Отечеству и евангельской любви к ближнему. Много внимания в книге уделяется технической информации и описанию различных модификаций «Победы».
— Восемьдесят лет назад на свет появилась «Победа», — конкретизирует Вячеслав Бондаренко. — На улицах такой автомобиль давно не встретишь — слишком много времени прошло с тех пор, как он выпускался. Он занимает почетные места в музеях, изображен в книгах, на почтовых марках, его постоянно снимают в исторических фильмах. Но даже сейчас, если попросить человека, разбирающегося в машинах, высказать о «Победе» свое мнение, вы наверняка услышите очень много хорошего.
Андрей Липгарт и его коллеги по Горьковскому автозаводу разработали легковой автомобиль, аналогов которому в мире еще не было, в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны, после победы советских войск под Сталинградом. Но помимо рассказа о нашей исторической гордости, у книги есть еще одна важная цель, подчеркивает Вячеслав Бондаренко:
— Именно сейчас, когда многие дети воспитаны на бездумном поклонении перед зарубежной наукой и техникой, важно напомнить, что наши предки в сложнейших условиях умели создавать самобытные и качественные пассажирские автомобили, заслужившие признание специалистов.СПРАВКА «СБ»
Вячеслав Бондаренко — лауреат специальной премии Президента «За духовное возрождение», член Союза писателей Беларуси и России, автор 40 книг, изданных общим тиражом более 160 тысяч экземпляров. Наиболее известные его произведения — кинороманы «Ликвидация» и «Кадетство», книги «Герои Первой мировой» и «Отец Иоанн Крестьянкин» в серии «Жизнь замечательных людей», книги «100 великих подвигов России» и «100 великих героев Великой Отечественной войны».
basikirskaya@sb.by