Как уменьшить статистику гибели животных на автодорогах

Незваный гость на капоте

Лесные обитатели нередко становятся фигурантами в сводках ДТП. Часто такие аварии заканчиваются трагически для животных. Автомобилисты, даже если удалось избежать материального ущерба и последствий для здоровья, пребывают, как правило, в легком или не очень шоке. В тонкостях проблемы и возможных путях ее решения разбирался наш корреспондент.

ФОТО УГАИ УВД.

Противоречивая статистика

Заведующий сектором экологической оценки преобразований окружающей среды Научно‑практического центра НАН Беларуси по биоресурсам Руслан Новицкий изучает ситуацию более 15 лет:

— Самое ценное — человеческая жизнь. Поэтому прежде всего собираются сведения о гибели и травматизме людей в таких ситуациях. А сколько реально на дорогах страны гибнет животных? Таких данных ни у кого нет. Учет погибших животных (промысловых копытных) ведет каждое охотхозяйство на своей территории, чтобы учесть эту убыль, но единая база отсутствует. На протяжении нескольких лет я отслеживаю ситуацию по трассе М‑6 (Минск — Гродно). Там за 7 месяцев 2019 года под колесами машин погибло 215 животных (за аналогичный период 2018‑го — 129). Рост очевиден. Кроме М‑6, есть другие оживленные трассы. Предположительно число погибших животных на автодорогах намного более 1000 в год.

Руслан Новицкий

Только с сентября прошлого года Госавтоинспекция выделила в отдельную строку отчетности ДТП с дикими животными (скорее всего, из‑за увеличения количества этих случаев). За 4 месяца 2019‑го в стране зафиксировано 20 подобных аварий, в которых погибли или пострадали люди. Если же вы сбили насмерть косулю и лишь помяли бампер, то это мелкое ДТП не попадет в статистику.

Дорогой трофей

ДТП на лесных дорогах — это не только экологическая проблема. Это стресс для водителя и пассажиров, а нередко и травмы, увечья, иногда гибель людей. А еще — неясность: кто все‑таки виноват и что делать? 

При любом таком ДТП полагается вызывать сотрудников ГАИ. Но в случае с представителями фауны так происходит не всегда. Ведь лесные животные формально не участники дорожного движения. Они не могут возместить ущерб от столкновения. Обязательная страховка гражданской ответственности в этом случае не работает: виновника, а соответственно, и представляющей его страховой компании нет. Спасает только КАСКО. В реальности, если вы не пьяный лихач, ГАИ бояться не надо. Чаще водитель признается невиновным в таких ДТП, ведь предугадать поведение животного невозможно. Другое дело, когда сбитое животное водители пытаются увезти с собой как охотничий трофей. Такие действия расцениваются как браконьерство и чреваты штрафом от 20 до 50 базовых величин (540 — 1350 рублей) плюс компенсация за погибшее животное.

Нужен плановый подход

Каждый день на дорогах погибает несколько животных. Поэтому и возникает вопрос: как сделать поездки безопасными? Пока 10 подземных переходов для животных и всего около 330 километров защитных сеток вдоль трасс проблему не решают.

Главным регулятором движения остается знак «Осторожно! Дикие животные». В реальности маршруты миграции лесных копытных пересекают белорусские автодороги в 500 местах. Чтобы исправить ситуацию, дорожные строители должны обращаться к ученым еще на стадии подготовки проекта, уверен Руслан Новицкий:

— Недавно консультировал проект реконструкции трассы М‑7 (направление на Вильнюс). Там запланировано 4 подземных перехода для животных и один гибридный с оборудованным мостом. Надеюсь, все мои рекомендации выполнят. Это очень важно: построить все правильно, учитывая оптимальную высоту прохода (5 метров), длину и плотность ограждения. Животное надо подвести к этому проходу за счет водопоя, соляных кормушек и кормовых полей. К сожалению, к ученым за рекомендациями порой обращаются, когда дорога уже построена. В итоге переделывать в разы дороже, чем строить по проекту.

Стоимость одного километра дороги составляет примерно миллион долларов, экосооружения для миграции животных оцениваются в 10 — 15 процентов затрат от стоимости строительства.

— Есть ли бюджетный вариант решения проблемы на уже построенных дорогах?

— У нас немало водопропускных сооружений (мостов, арок) плюс путепроводы железнодорожных путей и второстепенные дороги под основными трассами. Их надо обследовать под возможность создания гибридных переходов для диких животных. Это предполагает четкую плановую работу. Проблема гибели лесных зверей на дорогах для начала должна выйти из информационной тени.

МНЕНИЕ

Дмитрий Янков, эколог:

— Если машина столкнулась, допустим, с лосем, важнее даже не в ГАИ звонить, а в местное лесничество. Возможно, они найдут раненое животное и окажут ему помощь. В любом случае у лесничества будет дополнительная информация о местах переходов животных через трассы. В 99 процентах случаев водители уезжают после такого ДТП, замалчивая информацию, важную как для животных, так и для людей.

galkovsky@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter