Новая песня о старом

Вопреки общегосударственной программе развития экспорта и прочим подобным документам Беларусь закупает за рубежом товаров на многие сотни миллионов долларов больше, чем продает.
Вопреки общегосударственной программе развития экспорта и прочим подобным документам Беларусь закупает за рубежом товаров на многие сотни миллионов долларов больше, чем продает.

Результат этого ощущает каждый из нас, по мере того как худеет рубль по сравнению с долларом. Что ж, при непредвзятом подходе к проблеме ее причины вполне объяснимы. В их числе и то, что продукция, которую можно отнести к новой, в общем объеме производства составляет лишь 3 процента. Понятно, что остальные 97 процентов можно продать в лучшем случае по средним, а чаще - по заниженным ценам мирового рынка. Между тем предполагалось, что в нынешнем году новой продукции будет выпускаться 15 процентов от общего объема, на что обратил внимание на недавнем заседании Совета Министров глава Администрации Президента Михаил Мясникович.

Однако столь высокий темп освоения новинок изначально вызывал серьезные сомнения у многих специалистов. Дело в том, что в Беларуси средств в обновление оборудования и технологий, без чего немыслима и новая продукция, вкладывается раза в три меньше, чем минимально требуется. Утверждение, что нет денег, слишком банально, чтобы что-то прояснить. Тут, как говорится, важны подробности.

Особенно интересны они там, где наука и техника сливаются в острие прогресса. Научно-исследовательский институт порошковой металлургии с опытным производством - одно из таких мест. Здесь создаются, в частности, технологии, материалы и оборудование для нанесения на детали порошковых упрочняющих и защитных покрытий. К примеру, килограмм металлического порошка, воплотивший новейшие разработки белорусских ученых, продается в США по цене до 60 долларов - в десятки раз дороже черного металла. Понятно, что желающих конкурировать на этом лакомом поле в мире достаточно. Однако за послевоенные годы в Беларуси благодаря таким корифеям, как Олег Роман, Петр Витязь, Евгений Дорошкевич, сформировалась общепризнанная научная и инженерная школа в области порошковой металлургии. Не в последнюю очередь потому, что исследования достаточно щедро финансировались. А есть ли шансы остаться в лидерах?

Вот что сообщил на этот счет нынешний директор НИИ ПМ доктор технических наук Александр Ильющенко. В последние 5 лет благодаря сотрудничеству с учеными Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники во главе с академиком НАНБ Анатолием Достанко и профессором Семеном Кундасом, а также Институтом молекулярной и атомной физики НАН удалось резко интенсифицировать создание новых технологий упрочняющих покрытий.

В итоге на 50 производственных участках, имеющихся едва ли не в каждой отрасли народного хозяйства, ежегодно внедряется по несколько новых разработок, позволяющих добиться лучших результатов при меньших затратах. Крупные контракты выполняются по заказам предприятий России, Польши, Индии, США. В целом же новая продукция занимает 87 процентов в общем объеме производства.

Тем не менее поводов для беспокойства о будущем важнейшего научно-технического направления немало. У государственного института, играющего роль головного в решении двух важнейших государственных же научно-технических программ и являющегося соисполнителем еще более чем полусотни тем, доля государственного финансирования составляет всего 36 процентов от общего объема исследований и разработок, в том числе базовое бюджетное финансирование - 10 процентов. За такие средства приобрести новейшее оборудование для интенсификации исследований - а оно стоит сотни тысяч долларов за единицу - нереально.

Почему же не удается накопить их, реализуя прикладные разработки? Ведь финансирование 95 процентов договоров с предприятиями открывается лишь в случае, если есть подтвержденная заинтересованность в производственном использовании результатов. Оказывается, и предприятия из-за отсутствия оборотных средств зачастую не могут рассчитаться с разработчиком. С одного из них НИИ ПМ, прибегая даже к помощи суда, безуспешно пытается получить заработанные средства уже 2,5 года. В итоге прибыль института составляет всего 7 - 8 процентов от объема работ, да и эту сумму ощутимо подтачивает инфляция.

Однако существуют и другие проблемы, сдерживающие развитие научно-исследовательской базы. К примеру, импортное исследовательское оборудование облагается таможенными пошлинами и налогами. И его стоимость, и без того неподъемная, автоматически подскакивает минимум на 40 процентов. Получается абсурд. Аналогов в Беларуси и России не выпускается, значит, защищать пошлинами некого. Поскольку слишком дорогое оборудование не ввозится, то и пошлина не уплачивается, а бюджет ничего не получает. Зато зарубежные конкуренты, которым оборудование достается минимум на 40 процентов дешевле, могут снизить цену конечного продукта и чаще обновлять основные фонды. Не на руку исследователям и громоздкая процедура таможенного оформления экспортируемой продукции, даже в Россию.

В то же время льготы, которые официально продекларированы, на деле зачастую не работают. Вот, разрешили с нынешнего года не продавать государству 30 процентов валюты, полученной сверх уровня прошлого года. Однако в банке затребовали сертификат о том, что реализованная институтом в прошлом году продукция изготовлена именно им. Но поскольку раньше такой документ не требовался, его и не оформляли. Оформить же задним числом БелТПП, естественно, тоже отказалась. Так и осталась льгота на бумаге.

Где же логика? Увы, этот вопрос можно отнести в целом к тому, как в стране осуществляется обновление производства. В то время как в цивилизованном мире эта деятельность всячески поощряется, о нас так не скажешь. Не потому ли, как отмечалось недавно на заседании международного клуба директоров, износ активных основных фондов в промышленности растет на 4 процента в год? По словам заместителя министра экономики Валерия Дрозда, этот показатель уже достиг 76 процентов. Не хотелось бы сгущать краски, но и без того ясно: если не предпринять кардинальных мер, то через несколько лет ведущие отрасли нашей науки и промышленности могут оказаться в тупике.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter