«Формула-1». Гран-при Австрии. Гонка

Ну, что же вы, господа присяжные???

Прошедшая в это воскресенье гонка чемпионата «Формулы-1» в Австрии ярко продемонстрировала, как можно букву закона довести до абсурда. И задаешься вопросом: то ли правила плохие, то ли судьи некомпетентные? На самом же деле и то и другое вполне достойно. Но вот применение этих самых правил в жизни, и именно их интерпретация в конкретной ситуации от излишнего желания судей быть строгими, может действительно превратить серьезное дело в фарс.

Символ австрийской трассы и команды «Ред Булл»

По новому регламенту результаты субботнего спринта никак не повлияли на расстановку машин на стартовой решетке главной гонки Гран-при Австрии, которая началась в точно назначенное время – в 15:00 по местному времени. Чемпион и вице-чемпион прошлого сезона на своих соответственно «Ред Булл» и «Феррари» стартовали с первого ряда, в квалификационном протоколе их времена отличались всего на каких-то 0,03 секунды.

Со второго ряда в гонку отправлялись Карлос Сайнс на «Феррари» и Ландо Норрис на «МакЛарен». Многократные чемпионы Больших призов Льюис Хэмилтон и Фернандо Алонсо были недалеко от лидирующей группы – на 5-й и 7-й позициях соответственно. Испанец погасшие стартовые огни должен был видеть из своего «Астон Мартин» на фоне кормы болида «Мерседес» его давнего коллеги и соперника.

Проехаться перед стартом по трассе – прерогатива для богатых и почетных VIP

Старт прошел относительно спокойно, лишь британский и испанский чемпионы обошли своих ближайших конкурентов, соответственно Ландо Норриса и Лэнса Стролла, немножко улучшив свои позиции. В остальном порядок пелотона в верхней части протокола не изменился.

Жертвы австрийского абсурда

Если бы кто-то еще пару дней назад сказал мне, что приборы на трассе зафиксируют всего лишь за одну гонку 1200 нарушений правил со стороны пилотов, я бы подумал, что надо мной издеваются. Но в результате именно так и вышло. Автодром в Австрии является привлекательным местом не только для чемпионата автомобилей, но и для соревнований мотоциклистов. Поэтому здесь есть несколько мест, где в зонах безопасности гравийное покрытие было заменено на асфальт, – для уменьшения риска смертельных аварий именно мотогонщиков.

Такие зоны безопасности позволяют пилотам возвращаться на трассу, а порой даже и выигрывать при этом доли секунды, чего нельзя было бы себе и представить, останься там гравийные ловушки.

Большие экраны установлены по всей трассе

Чтобы заставить автогонщиков соблюдать габариты трассы, в нескольких местах организаторы гонок попробовали поставить дополнительные поребрики в виде «длинных бетонных сосисок». Но после жалоб пилотов, что в этих местах их машины при наезде на поребрики получают слишком большие повреждения, число этих «сосисок» было уменьшено.

Таким образом на австрийском автодроме осталось несколько мест, где за счет выезда за пределы трассы, то есть за белые линии, пилоты могли получать преимущество над соперником, который оставался непосредственно на трассе. Чтобы не давать этого преимущества, стюарды предупредили заранее гонщиков, что их будут штрафовать добавлением 5 секунд при неоднократном выезде всеми четырьмя колесами за эти белые линии.

Казалось бы, все справедливо. Но на практике вышло так, что не нашлось ни одного пилота, которому бы не аннулировали кругов дистанции. Из-за этого, как я уже писал раньше, в пятничной квалификации, например, Серхио Перес на чемпионской машине оказался во второй десятке, а в субботнем спринте Льюис Хэмилтон даже не прошел во второй квалификационный сегмент.

Непосредственно в воскресной гонке черно-белые флаги, которыми маршалы предупреждали пилотов о совершенных нарушениях по несоблюдению траектории на трассе, стали просто доминировать над всей остальной информацией, которой на постах маршалы снабжали гонщиков.

Сэйфети-кар сопровождает необычную процессию парада пилотов

В действительности оказалось, что ни один из пилотов не смог чисто проехать все круги гоночной дистанции. Большинство из них получили штрафы по 5 секунд, добавленные на пит-стопе или к конечному результату времени. А некоторым, среди которых был даже и Льюис Хэмилтон, были выписаны и по два штрафа.

Мало того, что 1200 нарушений за одну гонку – это уже на грани абсурда в понимании принципов регламента автогонок, так еще некоторые решения по штрафам выносились спустя несколько часов после окончания гонки. Из-за протеста, поданного командой «Астон Мартин», штрафные санкции были уточнены и выписаны дополнительные наказания. Фактически ситуация с окончательно утвержденным протоколом результатов гонки разрешилась лишь поздно вечером. Стюарды еще восьмерым пилотам выписали штрафы, в итоге они получили по 10 секунд добавленного времени за эту гонку.

«Ред Булл» рулит!

Два пилота австрийской «конюшни» на подиуме их родного автодрома – это причина для огромного праздника. И поверьте, австрийцы, рьяно болеющие за свою команду, «оторвались», что называется, по полной. Фейерверки, музыка, десятки литров потребляемого всей этой массой людей пива, песни и «кричалки» не стихали до самого утра субботы, а затем и воскресенья. «Оранжевая армия» была многочисленной. За 3 дня автодром в Шпильберге посетили более 305 тысяч болельщиков. Оранжевые флайеры, в простонародье дымовые шашки оранжевого цвета, вновь, как и в прошлом году, покрывали дымом трибуну Макса Ферстаппена, единственную, которая находится в центре трассы. Правда, жалоб со стороны других болельщиков по поводу хулиганских выходок и сексуальных домогательств, имевших место во время прошлогодней гонки, в этот раз отмечено не было. Как говорится, и на том спасибо.

Макс Ферстаппен был неудержим в Шпильберге

Во время гонки Макс Ферстаппен был неудержим. Преимущества его болида давали ему возможность максимально заработать очков на этом домашнем Гран-при. И голландец справился с этой задачей. На последних кругах гонки, чтобы заработать еще одно очко за быстрый круг, действующий чемпион попросился у команды на дополнительный пит-стоп и, получив новые мягкие шины, сумел показать лучшее время. Таким образом, если учесть время, потерянное пилотом «Ред Булл» на этом пит-стопе, окончательное преимущества лидера над ближайшим соперником на финише составило около полминуты. Согласитесь, это до неприличного много.

Даже Серхио Перес сумел добраться до третьей ступеньки подиума и испить шампанского при награждении, хотя стартовал мексиканец, как вы помните, с 15-го места. Что еще можно сказать о готовности австрийской «конюшни» к этому сезону? Браво! Молодцы!

С этой победой до титула Максу осталось совсем немного

«Феррари» на верном пути

Скорость машин итальянской скудерии на австрийской трассе была второй после «Ред Булл». Это уже радует. И хотя команда по-прежнему позволяет себе допускать мелкие просчеты по ходу гонки, прогресс налицо. Впрочем, некоторые из ошибок командного мостика вполне объяснимы сложившимися обстоятельствами. Например, как то, что во время двойного пит-стопа, когда Карлоса Сайнса обслуживали сразу же за Шарлем Леклером, неожиданно вдруг закончился режим виртуальной машины безопасности. И испанец пропустил вперед соперников, которых в общем-то не должен был пропускать.
Шарль Леклер был и на старте, и на финише гонки вторым

Сам момент двойного пит-стопа у меня вызвал сомнения. Разведи итальянцы своих пилотов с этой остановкой в боксах хотя бы на круг, оба гонщика могли бы финишировать на подиуме. А так Сайнсу пришлось излишне рисковать, чтобы вернуть себе утраченные по ходу не очень удачного пит-стопа позиции. Естественно, он неоднократно нарушал пределы трассы, выезжая четырьмя колесами за белые линии. И уже после объявления окончательных результатов Гран-при Австрии испанец опустился в протоколе с 4-го места на 6-е.

По ходу гонки в какой-то момент Карлос был быстрее Шарля, но руководство команды попросило испанца не идти на риск при совершении обгона напарника. Так сказать, приоритеты в «Феррари» расставлены, и менять пока их никто не собирается. Поэтому Сайнсу для изменения ситуации нужно просто квалифицироваться впереди Леклера. Тогда и не будет необходимости просить команду, чтобы напарник уступил тебе место, когда тебе кажется, что темп твоей машины в данный момент быстрее. А вот как раз с квалификацией испанец пока в целом все же уступает монегаску.

Последствия судейского фарса

Еще пару лет назад в рекомендательной форме руководству австрийского автодрома было рекомендовано заменить асфальтные зоны безопасности на гравийные. Но в угоду мировому чемпионату по мотокроссу этого сделано не было. Теперь же FIA официально потребовала от «Ред Булл Ринг» принятия соответствующих мер к следующему году.

В пресс-центре автодрома «Ред Булл Ринг»

По моему мнению, достаточно было бы именно перед Гран-при Австрии «Формулы-1» заменять даже не всю асфальтную зону, а лишь двухметровую полосу параллельно белой линии, ограничивающей трассу. Нужно в этих местах за неделю до формульного гоночного уикенда «Формулы-1» убрать асфальт, выкопать не более чем метровой глубины ямы, наполнить их гравием. А перед Гран-при Moto GP и другими мотоциклетными чемпионатами эти полосы заасфальтировать. Не такое это уж и дорогостоящее мероприятие в рамках всего Гран-при. Но этап Больших призов был бы намного интереснее. Ведь пересекать белую линию и затем по асфальту возвращаться на траекторию – это не одно и то же, как выезжать на гравий, рискуя оттуда не выехать. Во всяком случае, руководство FIA твердо намерено положить конец судейскому фарсу, имевшему место в минувшее воскресенье.
Эстебан Окон побил все немыслимые рекорды по штрафам в Австрии 

Окончательные итоги этого Гран-при Австрии, о которых журналисты смогли написать лишь утром в понедельник, показали, что в лидирующую группу команд возвращается и «МакЛарен». Ландо Норрис, отчаянно и красиво сражавшийся по ходу гонки и с машинами «Феррари», «Мерседес», «Астон Мартин» сумел-таки в конечном итоге оказаться на 4-м месте впереди Фернандо Алонсо. В свою очередь Джордж Рассел благодаря двойному штрафу за несоблюдение пределов трассы, выписанному Льюису Хэмилтону, обошел своего напарника и в итоговом протоколе занял 7 строчку. Лэнс Стролл («Астон Мартин») и Пьер Гаси («Альпине») замкнули в этот день зачетную «десятку».

В завершение темы «судейского беспредела», на мой взгляд, достаточно было бы дать следующие строчки из протокола результатов: «После финиша Ник де Вриз и Юки Цунода получили и пятисекундный, и десятисекундный штрафы, а Эстебан Окон – два пятисекундных и два десятисекундных штрафа».

Такое ощущение, что речь идет о каких-то начинающих школьниках на картинге, а не об элите мирового автоспорта, которой считаются пилоты нынешней «Формулы-1».

Будем надеяться, что в ближайшее воскресенье в Сильверстоуне, куда в спешке перебрались сразу же из Австрии команды со всем своим многотонным багажом, подобного судейского абсурда мы уже не увидим. После случившегося в Шпильберге вывод напрашивается сам собой: или дайте пилотам гоняться, используя зоны безопасности, или уберите асфальт, не провоцируя гонщиков на незаконные действия. Посмотрим, что из этого получится.

Главное было, чтобы эти австрийские машинки смогли проехать полный круг почета на параде

Макс Ферстаппен оставляет свой автограф на память

Шпильберг, Австрия

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter