«Беларусьфильм» снимет продолжение сериала «Государственная граница»

Опера детективного жанра

В Лоеве высадился десант съемочной группы «Государственной границы»...
В Лоеве высадился десант съемочной группы «Государственной границы». Спустя четверть века после показа детища советского кинопроката на национальной киностудии решили вернуть к популярному сериалу кинозрителя. За реализацию проекта взялась творческая группа «Беларусьфильма» во главе с известным белорусским режиссером-постановщиком Игорем Четвериковым. 


…Начало 1990-х. Офицер-пограничник Антон Пекарский, пройдя через горнило афганских событий и отслужив десять лет на границе в Средней Азии, оказывается невостребованным в своей стране — разваливающемся на части Советском Союзе. На прежнем месте службы махровым цветом начинают расцветать коррупция и корыстное пособничество нарушителям-нелегалам. Это не по душе офицеру, и он решает вернуться на родину, где уже зарождаются новые службы охраны национальных рубежей. Приехав с дочкой в свой родной поселок, он вскоре осознает: пограничники не бывают бывшими… Борьба с нелегалами, захватывающие криминальные интриги с участием людей в погонах на белорусско-литовской границе — такова сюжетная линия первого фильма «Государственная граница». Она получает развитие в работе над эпизодами «Легенды ОСАМ» (рабочее название нового фильма). 


ОСАМ расшифровывается замысловато: «Отдельная служба активных мероприятий». Но название все же вторично, главное — суть того, что увидит зритель. А окунется он в атмосферу событий, претендующих на захватывающий детектив. С яростным преследованием пограничными катерами плавсредств нарушителей межи, захватами и стрельбой. О коллизиях сюжета съемочная группа пока предпочла не распространяться: мол, не лучшая это примета. Рассказали, что главный герой предыдущих фильмов Антон Пекарский (российский актер Андрей Фролов) снова появится в кадре, правда, уже в солидном полковничьем статусе. На передней же линии противодействия контрабандистам и оружейному трафику оказываются капитан Виталий Кравченко (актер Михаил Мартьянов) и его подчиненные-пограничники, доблестно охраняющие водный отрезок белорусско-украинской границы. Заметим, гомельский райцентр в планах снимающих поначалу не значился, ареной противостояния добра и зла мог запросто стать Пинск. Но объект на Брестчине киношников не впечатлил. Предпочли Лоев с его неповторимой рекой, живописными днепровскими берегами и, главное, действующей пограничной инфраструктурой.


Конечно, режиссеры и сценаристы не чурались художественного вымысла: кино, как-никак, игровое. Вместе с тем, признаются, очень старались, чтобы запечатленные камерами события были максимально близки к реальности. Здорово помогали в этом съемочной группе военные консультанты — имеющий за плечами солидный стаж службы в пограничных войсках Алексей Тикунов и помощник командира Гомельской пограничной группы Дмитрий Уклейко. Своеобразные мастер-классы для актеров на съемочной площадке — как сидеть в засаде, преследовать нарушителей и правильно экипироваться. Одному из играющих в кино для соответствия образу даже пришлось лишиться длинной прически: что за солдат с шевелюрой? А «жесткость» взгляда добродушного белорусского актера, уроженца Гомеля Павла Харланчука, сыгравшего роль злодея-контрабандиста, усиливали контактными линзами. 


В актерскую профессию окунулся и лейтенант-пограничник Олег Выгляд. Правда, в фильме ему довелось сменить погоны на мичманские. В роли второго плана офицер мастерски управлял пограничным катером, профессионально участвовал в схватках группы задержания. 


Без помощи пограничников, единодушны создатели «Государственной границы», результаты съемок были бы гораздо скромнее. На успех киношного дела работали и реальные казармы, и боевое оружие, и техника военнослужащих. О технике — разговор особый. Специально для съемок бойцы отряда береговой охраны «Лоев», к примеру, реанимировали списанные пограничные катера «Аист», отслужившие верой и правдой на белорусско-украинской меже не один десяток лет. На смену им к пограничникам уже пришли быстроходные «Шквалы» и «Патрули». 


— Тем не менее все, что было предоставлено стражами границы и местным РОВД для съемок, включая устаревшее патрульное плавсредство, неделю надежно ходило, ездило, не глохло и не тонуло, — благодарна второй режиссер Ольга Александрович. — В итоге лоевские кадры, поначалу планировавшиеся как «проходные», на поверку оказались в числе особо ценных. 


Николай ЖДАНОВИЧ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter