На следующей неделе гостьей программы «Камертон» на «Беларусь 3» станет балерина Людмила Хитрова

От Евы до Жизели

В год 90-летия Большого театра Беларуси самая культурная кнопка нашей страны продолжает знакомить зрителей с теми, кто сегодня определяет лицо отечественного балета и оперы. В воскресенье, 26 февраля, гостьей программы «Камертон» станет заслуженная артистка Беларуси прима-балерина Людмила Хитрова. А сразу после окончания программы в эфире «Беларусь 3» увидим один из самых красивых спектаклей с участием Людмилы — волшебную сказку «Конек-Горбунок», поставленную два года назад народным артистом Беларуси Юрием Трояном. 

Заслуженной артистке Беларуси Людмиле Хитровой подвластны любые образы. 
Фото Большого театра Беларуси

За мечтой

Золушка, Ева в «Сотворении мира», Джульетта, Анюта, Жизель и, конечно, Одетта-Одиллия — партия, которую в театральном мире традиционно считают экзаменом на профпригодность. Каждый год афиша Большого театра пополняется новыми спектаклями, а репертуар Людмилы Хитровой — новыми партиями и образами. 

Ее имя давно ассоциируется с белорусским балетом, при этом немногие зрители знают, что Людмила — россиянка. Десять лет назад ради белорусского Большого она оставила Красноярский государственный театр оперы и балета.

Скажу больше: я родилась в Караганде, но в пятилетнем возрасте переехала в Нижний Новгород — родной город родителей. Когда мне исполнилось девять, мы отправились с мамой в Нижегородское хореографическое училище — узнать, как можно туда поступить. Оказалось, набор уже закончен, следующий — только через год. Но педагог неожиданно согласилась принять меня, с условием, что я обязательно нагоню программу. И я решила: похожу недельку ради мамы, а там будет видно. Но как-то совершенно незаметно для себя втянулась и поняла, что больше свою жизнь без балета не представляю, — рассказывает артистка. 

Чуть позже на гастролях в Италии Хитрову и еще нескольких девочек заметил балетмейстер из Красноярска. Позвал на работу в местный театр — и она уехала за три с половиной тысячи километров от дома. Людмила вспоминает:

— Решение уехать из Нижнего Новгорода далось нелегко. Но Красноярск привлек, во-первых, перспективами. Во-вторых, интересными гастролями. Мама, конечно, отпускать не хотела, однако сказала, чтобы я сама принимала решение. Оно далось мне нелегко еще и потому, что я была очень домашним ребенком.

…В последней премьере Большого — «Жизели» Адольфа Адана — Людмила вновь танцует заглавную партию. И признается, что ее давняя мечта наконец-то сбылась:

— Большинство балерин мечтают, как правило, о роли Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». А я всегда, сколько помню, хотела станцевать Жизель. Выходила в этой партии в предыдущей редакции спектакля, но перед недавней премьерой посмотрела на эту историю совершенно по-новому. И несмотря на количество этого спектакля сейчас в моей жизни, он не надоедает совершенно. Каждый день проживаю эту историю. Ни разу не было такого: «Быстрее бы прошли эти два часа на сцене». Наоборот: хочется, чтобы эти два часа поскорее начались. Я выхожу на сцену и танцую в свое удовольствие. 

Музыка, проверенная временем

Шанс увидеть Людмилу в «Жизели» зрителям «Беларусь 3» наверняка еще выпадет, а вот ее эффектной Царь-девицей в «Коньке-Горбунке» можно будет полюбоваться сразу после окончания «Камертона». Напомним, балетмейстером-постановщиком и автором либретто балета стал народный артист Юрий Троян. Юрий Антонович не только переосмыслил самое известное произведение Петра Ершова, но и весьма бережно обошелся с музыкальным материалом. Более того, сохранив сказочный сюжет, Троян одновременно сделал его совершенно другим: и современным, и вечным, и по-балетному лихим. В итоге получился спектакль, одинаково интересный и детям, и взрослым. Ну а для тех, у кого по тем или иным причинам не получилось посмотреть «Конька-Горбунка» на сцене театра, съемочная группа Белтелерадиокомпании аккуратно и кропотливо все записала. Начало в 16:55, не пропустите.

А еще мало кто знает, что вдохновлен «Конек-Горбунок» был… Беларусью. Известно, что композитор Родион Щедрин написал музыку к балету сразу после поездки «в белорусскую глушь» еще в конце 1950-х. Там, на природе, вдали от цивилизации, он слушал народные песни, которые чуть позже обрели в его балете новые музыкальные смыслы. А сам Щедрин благодаря «Коньку-Горбунку» обрел свою Царь-девицу: знакомство композитора с Майей Плисецкой (к тому времени молодой, но уже известной балериной) состоялось как раз на первых репетициях спектакля. Ей же Щедрин впоследствии посвятил партитуру. За эти годы музыка успешно выдержала проверку временем, не растеряв задора и актуальности.

leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter