В музее истории ВОВ проходит выставка «Художники о войне»

Память сердца

От обороны Брестской крепости до Великой Победы: ключевые события Великой Отечественной — в работах тех, кто стал их свидетелем

Национальная трагедия через призму личной драмы — так коротко можно было бы сформулировать идею временной выставки «Художники о войне», которая проходит в эти дни в музее истории ВОВ. Два десятка живописных полотен от тех, кто на этой войне побывал. И одна цель — воспитать в современниках ответственность за бережное сохранение памяти. Для Виктора Громыко, Евгения Зайцева, Николая Обрыньбы, Антона Бархаткова, Федора Барановского, Николая Гутиева и многих других теперь уже классиков белорусского искусства события восьмидесятилетней давности стали переломным моментом в жизни и творчестве. Все, что они увидели и пережили в годы Великой Отечественной, послужило толчком для создания правдивых и реалистичных произведений, которые волнуют зрителей и сегодня.

В центральном герое эпического полотна Евгения Зайцева «Оборона Брестской крепости в 1941 году» легко угадываются черты Героя Советского Союза Андрея Кижеватова

«Горжусь тем, что я участник этого сражения…»

Многие годы белорусские художники, чья юность пришлась на 1940‑е, пытались осмыслить в искусстве травму Великой Отечественной. Они рассматривали войну в том числе как событие частной жизни конкретного человека — через истории и судьбы людей, столкнувшихся с разрушением и смертью лицом к лицу. Так, скажем, портрет Героя Советского Союза Рубена Ибаррури художник Федор Барановский написал специально по заказу музея в 1965 году, рассказывает куратор выставки, заместитель главного хранителя фондов музея Римма Рум:


— В основу сюжета картины, которая называется «Рубен Ибаррури под Борисовом», положен подвиг, совершенный бойцами пулеметного взвода 1‑й Московской мотострелковой дивизии под командованием лейтенанта Ибаррури на рубеже реки Березины. Советский Союз стал для него, пламенного коммуниста из Испании, второй родиной. В письме, написанном за день до сражения, есть такие строки: «…Не дождусь того часа, когда смогу вступить в схватку с врагом. Горжусь тем, что я участник этого сражения и что с оружием в руках могу защищать эту страну…»

Со свойственной музею педантичностью и аккуратностью все работы на выставке расположились в хронологическом порядке. Трагическое начало Великой Отечественной олицетворяет полотно Анатолия Шибнева «Память сердца». Второе название картины — «Брест».

— Она посвящена защитникам Брестской крепости, которые первыми приняли на себя удар врага. Сам художник был свидетелем тех событий, поскольку жил в то время в Бресте. После войны Шибнев вернулся в Минск, сотрудничал с нашим музеем, вокруг которого концентрировалась вся тогдашняя художественная жизнь. «Память сердца» Анатолий Дамианович создал в 1972 году, с тех пор картина хранится в наших фондах, — обращает внимание Римма Николаевна.

Каждое из своих сюжетных полотен, в том числе «Капитуляцию под Минском», Абрам Кроль писал максимально достоверным.

Почти 350 километров отделяют Брест от Минска. Из пейзажа сожженной столицы возникло одно из самых известных полотен народного художника БССР Евгения Зайцева. Его «Минск горит» — это попытка художественно осмыслить массированную бомбардировку города 24 июня 1941 года.

— Интересный факт: в 1944 году Зайцев, на тот момент сотрудник музейного коллектива, был в числе тех, кто создавал его первую экспозицию. Она открылась в октябре 1944‑го. Практически все мастера, чьи работы представлены на выставке, были нашими сотрудниками, художниками‑оформителями. Это, например, Сергей Романов, Антон Бархатков. Абрам Кроль был главным художником музея, у нас сохранились его боевые награды. Их посетители могут увидеть во второй части экспозиции, где представлены личные дела и вещи мастеров, — дополняет Римма Рум.
Одно из немногочисленных произведений, созданных во время Великой Отечественной и дошедших до наших дней, — «Портрет Льва Доватора» Антона Бархаткова. 
Чтобы достоверно изобразить Героя Советского Союза, погибшего в декабре 1941‑го, Бархатков специально ездил в Москву встретиться с вдовой и детьми Льва Михайловича. Портрет был закончен к открытию той самой первой экспозиции в октябре 1944‑го.

Галерея в землянке

В этом же году свой «Партизанский лагерь» написала и художница Софья Ли, активная участница партизанского движения в Беларуси. Когда вражеские самолеты начали бомбить Минск, Софья с 12‑летним сыном перебралась к матери в деревню Березянка Пуховичского района. В сентябре 1943‑го нацисты сожгли деревню вместе с 44 ее жителями, среди которых была и мать девушки, продолжает Римма Николаевна:

— Софья поклялась отомстить и еще активнее начала участвовать в боевых операциях. При этом не забывала она и о творчестве. В музее хранится несколько этюдов Софьи Ли, иллюстрирующих партизанский быт. 
Кроме того, на выставке также можно увидеть одну из работ Николая Обрыньбы, который вместе с Николаем Гутиевым организовал первую и единственную в Советском Союзе картинную галерею (!) прямо в лесных условиях. Только представьте: при партизанском штабе была вырыта землянка, где экспонировались художественные произведения. Некоторые из них сохранились в музейных фондах.
От партизанских формирований — к «Минскому котлу». В 1961 году художник Абрам Кроль создал полотно, в основе которого — история, широко известная нам в том числе по школьным учебникам.

Архивная часть выставки представлена личными делами, вещами и снимками художников.

— Картина называется «Капитуляция под Минском». Что мы видим? Гитлеровцев, которые складывают оружие к ногам советских командиров. В ходе операции восточнее Минска было взято в кольцо более 100 тысяч солдат и офицеров противника, пытавшихся прорваться из окружения. Часть из них попали в плен, в том числе 12 генералов. 17 июля 1944 года их встречали в Москве на Красной площади «парадом позора», — напоминает Римма Николаевна.

Завершают экспозицию две работы, посвященные Великой Победе. Это полотно Исаака Давидовича «Победили» (второе название — «После боя»). Художник прошел всю Великую Отечественную, воевал в рядах Красной армии, участвовал в освобождении Беларуси, был дважды ранен. И каждый бой, и каждую победу фиксировал в своих работах. Красивую финальную точку в экспозиции ставит «Знамя Победы» народного художника БССР Виктора Громыко.
Последний день работы выставки «Художники о войне» — 15 марта.
leonovich@sb.by








Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter