Источник: Знамя юности
Знамя юности

К просмотру обязательно. Повторяем кадры из лучших кинофильмов о войне: «Баллада о солдате»

Победный кадр № 7. «Баллада о солдате»

«Он мог бы стать замечательным гражданином. Он мог бы строить или украшать землю садами. Но он был и навечно останется в нашей памяти солдатом, русским солдатом».
«Победный кадр» – совместный проект редакции газеты «Знамя юности», Драматического театра Белорусской армии и Министерства обороны. К 75-летию Великой Победы мы решили повторить кадры из культовых кинофильмов о Великой Отечественной войне, чтобы в очередной раз напомнить о лентах, которые должен посмотреть каждый.
Для артиста Драматического театра Белорусской армии Владимира Гороховского участие в нашем проекте стало поводом в очередной раз пересмотреть полюбившуюся киноленту:

– По нынешним меркам «Баллада о солдате»» – фильм чрезвычайно простой. В нем нет экшена: перестрелок, масштабных баталий. Но вместе с тем он передает всю глубину военного поколения: зрителю понятно, как жили эти люди, о чем мечтали, в кого влюблялись и почему страдали.



В чем секрет советских военных кинофильмов, которые и сейчас смотрятся на одном дыхании? Наверное, в том, что ни режиссеру, ни актерам не приходилось ничего выдумывать, рассуждает Владимир: 

– Так как многие из них были фронтовиками, они не играли – они вспоминали. Сегодня, увы, актеры нередко воспринимают съемки в подобных картинах как игру в войнушку – возможность побегать, пострелять. Но при этом даже не пытаются понять и почувствовать человека, оказавшегося в эпицентре безумной стихии под названием «война».

Сейчас остается только догадываться, что чувствовал прадед Владимира, который, как и Алеша Скворцов, не вернулся домой с фронта. 

– Бабушка до сих пор хранит все его письма – пожелтевшие тре­угольники с выцветшими от времени буквами. И если первые весточки были бодрыми, оптимистичными, мол, все хорошо, скоро вернемся, то остальные – тяжелыми и безрадостными. Особенно нелегко перечитывать последнее письмо, где прадед, словно предчувствуя близкую кончину, признается в любви своей семье, хотя в жизни не был склонен к сантиментам.


Своя военная история есть и в семье Анастасии Гудей, изобразившей на фото Шуру – первую любовь Алеши Скворцова: 

– Помню, как, услышав, что мы с одноклассниками едем на экскурсию в мемориальный комплекс «Хатынь», мама дала мне неожиданное задание – найти в списке деревень – сестер Хатыни населенный пункт с названием Переходы. Так уже в школьном возрасте я узнала, что родные моей бабушки были сожжены заживо: сама она вместе с мамой успела спрятаться в лесу. А мой дед по папиной линии вспоминал, как всю деревню вывели на расстрел, включая его, семилетнего мальчика. И в тот момент, когда казалось, что вот-вот щелкнет затвор, их спасли партизаны. До сих пор не могу спокойно пересказывать эти истории.

В творческом портфолио Анастасии немало военных ролей. В спектакле «Не покидай» она играет Зину Батян – попавшую на фронт болтушку-хохотушку, которая за шутками и веселостью пытается скрыть растерянность и страх. А в спектакле «Рядовые» у нее небольшая, но невероятно сложная роль женщины, которая сошла с ума после того, как ее дочь забрали в концлагерь («там выход на пять минут, но за эти пять минут нужно прожить целую жизнь»).

Анастасии – впечатлительной, восприимчивой – крайне непросто даются эти спектакли. Как, впрочем, и просмотр военных фильмов: 

– В детстве я не любила военные киноленты: мне было страшно их смотреть, порой даже спать не могла. Поэтому просила маму находить те, где есть счастливый финал или хотя бы ощущение надежды.

Название фильма: «Баллада о солдате»

Год создания: 1959

Режиссер: Григорий Чухрай

В главных ролях: Владимир Ивашов, Жанна Прохоренко, Антонина Максимова

Сюжет: 19-летний солдат Алеша Скворцов подбил два вражеских танка, но от медали отказался – вместо этого упросил дать ему несколько дней отпуска, чтобы повидаться с мамой. В пути Алеша встречает самых разных людей со своими историями и успевает пережить первую любовь…


krupenk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter