Необходимо сказать, что машины модельного ряда зерноуборочной техники “Полесье”, произведенные “Гомсельмашем”, признаны не только в Республике Беларусь, но и за рубежом, имеют множество авторитетных наград. Не хватает разве что Государственной премии.
О том, что представляет собой знаменитое семейство “Полесье”, в каких муках оно рождалось, о его значении для сельского хозяйства страны корреспондент “НГ” беседует с директором РКУП “ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике” Андреем Дюжевым.
— Андрей Анисимович, тот технический прорыв, который за последние 10—12 лет совершил “Гомсельмаш”, нередко сравнивают с революцией в сельхозмашиностроении. Что это — пиар-прием менеджеров предприятия или все же реальное положение вещей?
— Если отбросить ложную скромность, то, безусловно, предприятие и все его структурные подразделения совершили настоящий технический прорыв. Судите сами. В начале девяностых годов прошлого века, когда распался Союз, перед республикой остро встал вопрос, чем убирать зерновые. Год-другой можно было еще продержаться на российских “Донах”. А что дальше? В те годы их производители решили диверсифицироваться и уйти от сельскохозяйственной тематики. Ни одна из союзных республик такую технику не производила. Да, за рубежом были хорошие, высокопроизводительные машины. Но оснаститься ими массово у наших аграриев, переживавших глубокий кризис, не имевших значительных финансовых средств, не было никакой возможности. К 2000 году парк зерноуборочных комбайнов сократился в стране на 50 процентов, морально и физически устарел. Большая часть урожая оставалась на полях из-за потерь. И с этим надо было что-то незамедлительно делать. Со всей значимостью встал вопрос производства зерноуборочной техники в Беларуси. Заняться этим нам подсказали ученые Института механизации сельского хозяйства Академии аграрных наук, которые в результате всестороннего научного анализа показали, что у данного направления хорошие перспективы.
За основу было взято энергосредство УЭС “Полесье-250”, которое уже выпускал “Гомсельмаш”. На его базе и была создана первая модель зерноуборочного комбайна КЗР-10, что значительно сократило время освоения новой техники. Конечно, экспериментальный КЗР, достаточно громоздкий, с бункером в
11 кубических метров (серийный был уменьшен до 6 кубометров), значительно отличается от того, как выглядит комплекс сегодня и какими техническими характеристиками обладает. Но вначале его компьютерная модель, а затем и испытания опытного образца на хлебном поле подтвердили, что мы на правильном пути.
— Вы сказали компьютерная модель. Разве тогда уже использовались компьютерные технологии?
— Да, у нас тогда уже было специальное программное обеспечение и соответствующая вычислительная система, которая включала объединенные локальной сетью средства компьютерного проектирования, моделирования и автоматизации испытаний. Приумноженные впоследствии, они позволили эффективно использовать информационные технологии на всех этапах научно-инженерных разработок и сократить сроки создания каждой последующей зерноуборочной модели на год, а то и на два при неуклонном повышении качества проекта.
После разработки первого зерноуборочного комбайна мы пошли уже по накатанной колее.
— Насколько осведомлена, прежде чем первая зерноуборочная машина получила “добро” на серийный выпуск, было сломано немало копий. У машины были как приверженцы, так и противники.
— Вы правильно заметили. По поводу того, быть новой машине на наших полях или нет, действительно раздавались разные голоса. Работали две государственные комиссии, которые не смогли прийти к общему мнению. Точку в спорах поставил Президент страны Александр Григорьевич Лукашенко, который оценил опытную машину в работе, кстати, в Добрушском районе Гомельской области, и высказался за то, что она имеет право на жизнь, необходимо только доработать, усовершенствовать ее конс-трукцию. Чем мы впоследствии и занимались. Вначале, как уже говорилось, довели конструкцию КЗР-10. Ценность этого комплекса еще и в том, что на базе одной ходовой части благодаря применению разных адаптеров могут использоваться три-четыре другие самоходные машины, что очень экономично, и это было определяющим на первом этапе. Затем последовал модельный ряд зерноуборочных комбайнов — КЗС-7 “ПАЛЕССЕ GS07”, КЗС-10К “ПАЛЕССЕ GS10”, КЗС-1218 “ПАЛЕССЕ GS12”, КЗ-14 “ПАЛЕССЕ GS14” с пропускной способностью от 7 до 14 килограммов зерна в секунду. Эта техника при насыщении зерноуборочного парка страны способна полностью обеспечить потребности аграрного сектора. По мере того как набирает обороты наше сельское хозяйство, растет урожайность зерновых культур, увеличивается и пропускная способность машин. Сегодня комбайны с маркой “Гомсельмаш” справляются с урожайностью до 80 центнеров с гектара, и это подтвердил нынешний исключительно богатый на зерно сезон.
— Уже сегодня зерноуборочная техника “Гомсельмаша” является лидирующей в оснащении белорусского комбайнового парка.
— Да, наши машины уже составляют в общем объеме парка зерноуборочной техники 55 процентов. Это миллионы долларов сэкономленных для страны, конкретно для аграрного сектора, денежных средств в рамках импортозамещения. И когда речь идет о балансе экспорта-импорта, наши проекты в данном плане одни из самых емких, причем без затрат невозобновляемых ресурсов.
— Андрей Анисимович, не могу не затронуть такой аспект, как качество выпускаемой техники, ее надежность. Знаю, что были периоды в истории “Гомсельмаша”, когда предприятию предъявлялись серьезные претензии по этому параметру. Как обстоит дело сейчас?
— Отвечу на ваш вопрос нашими достижениями. В 2001 году ПО “Гомсельмаш” удостоено Премии правительства Республики Беларусь за достижения в области качества. В филиалах объединения — на заводах зерноуборочных, самоходных комбайнов, литья и нормалей, выпускающих непосредственно комбайны семейства “Полесье” и адаптеры к ним, внедрена и постоянно совершенствуется система менеджмента качества на соответствие требованиям стандартов серии СТБ ИСО 9000. Это говорит о том, что за последние годы на предприятии проведена колоссальная работа по улучшению качества выпускаемых машин. Производства модернизируются, оснащаются новейшим оборудованием, идет переподготовка кадров. И конструкторы постоянно работают над тем, чтобы вместе с учеными оптимально управлять надежностью. Из того интересного, что внедряем в последнее время, назову выявление дефектов методом анализа вибрации, который мы позаимствовали у подводников. Насколько знаю, ничего подобного сельхозмашиностроители пока не имеют ни у нас, ни на родственных фирмах. Удается выявить скрытые дефекты изготовления и сборки машины, предупредить сбои. Разумеется, не буду упрощать проблему повышения качества. Это направление, на котором не может быть передышки и самоуспокоенности. Производители всех видов машин в мире каждодневно решают задачу. Мы — не исключение.
Одно из звеньев цепочки по созданию надежной эксплуатации нашей техники — надлежащая система сервисного обслуживания. Что касается нынешнего сезона, то комбайны с маркой “Гомсельмаш” показали себя достаточно хорошо. Согласно статистике Минсельхозпрода, наши зерноуборочные машины простаивали меньше импортных. Значительная часть валового сбора зерна, который превысил 8 миллионов тонн, намолочена машинами гомельских производителей.
Хочу подчеркнуть также, что на данном этапе развития сельского хозяйства страны соотношение “цена — качество” по нашим комбайнам близко к оптимальному для отечественных условий.
— Генеральный директор ПО “Гомсельмаш” Валерий Жмайлик, человек, безусловно, талантливый и неординарный, любит повторять, что сегодня на планете нет континента, где бы не присутствовала техника “Гомсельмаша”. Как вы прокомментируете это утверждение?
— Я с ним согласен. Нашей техники нет разве что в Антарктиде, но там нет и сельхозугодий. Наряду с выпуском зерноуборочных комбайнов “Полесье” для нашей страны, где они стали основными, экономят огромные финансовые средства, мы также уверенно продвигаемся за рубеж. Создаем дилерские пункты, совместные предприятия, представительства, способствующие созданию производств в самых разных уголках земного шара. Учитываем пожелания заказчиков в плане агроклиматических особенностей, комфорта в управлении. Словом, идем дальше, развиваемся, как, соб-ственно, и должно быть.