“Полесье” семейства зерноуборочных

Любая машина, которая появляется, чтобы облегчить человеческий труд, выполнить определенные задачи в той или иной сфере бытия, безусловно, событие, а люди, ее создавшие, достойны всяческого уважения. Техника для сельского хозяйства по значимости и полезности занимает особое место. Она отличается высокой степенью сложности в разработке и производстве. Не случайно среди соискателей на звание лауреатов Государственной премии за 2008 год в области науки и техники три человека, связанные с разработкой и производством зерноуборочных комбайнов “Полесье”. Это — генеральный конструктор по зерноуборочной и кормоуборочной технике Министерства промышленности Республики Беларусь — директор Республиканского конструкторского унитарного предприятия “ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике” Андрей Дюжев, генеральный директор ПО “Гомсельмаш” — директор РУП “Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения “Гомсельмаш” кандидат технических наук Валерий Жмайлик, первый проректор УО “Белорусский государственный аграрный технический университет” доктор технических наук профессор Иван Шило.

Необходимо сказать, что машины модельного ряда зерноуборочной техники “Полесье”, произведенные “Гомсельмашем”, признаны не только в Республике Беларусь, но и за рубежом, имеют множество авторитетных наград. Не хватает разве что Государственной премии.
О том, что представляет собой знаменитое семейство “Полесье”, в каких муках оно рождалось, о его значении для сельского хозяйства страны корреспондент “НГ” беседует с директором РКУП “ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике” Андреем Дюжевым.

— Андрей Анисимович, тот технический прорыв, который за последние 10—12 лет совершил “Гомсельмаш”, нередко сравнивают с революцией в сельхозмашиностроении. Что это — пиар-прием менеджеров предприятия или все же реальное положение вещей?
— Если отбросить ложную скромность, то, безусловно, предприятие и все его структурные подразделения совершили настоящий технический прорыв. Судите сами. В начале девяностых годов прошлого века, когда распался Союз, перед республикой остро встал вопрос, чем убирать зерновые. Год-другой можно было еще продержаться на российских “Донах”. А что дальше? В те годы их производители решили диверсифицироваться и уйти от сельскохозяйственной тематики. Ни одна из союзных республик такую технику не производила. Да, за рубежом были хорошие, высокопроизводительные машины. Но оснаститься ими массово у наших аграриев, переживавших глубокий кризис, не имевших значительных финансовых средств, не было никакой возможности. К 2000 году парк зерноуборочных комбайнов сократился в стране на 50 процентов, морально и физически устарел. Большая часть урожая оставалась на полях из-за потерь. И с этим надо было что-то незамедлительно делать. Со всей значимостью встал вопрос производства зерноуборочной техники в Беларуси. Заняться этим нам подсказали ученые Института механизации сельского хозяйства Академии аграрных наук, которые в результате всестороннего научного анализа показали, что у данного направления хорошие перспективы.
За основу было взято энергосредство УЭС “Полесье-250”, которое уже выпускал “Гомсельмаш”. На его базе и была создана первая модель зерноуборочного комбайна КЗР-10, что значительно сократило время освоения новой техники. Конечно, экспериментальный КЗР, достаточно громоздкий, с бункером в
11 кубических метров (серийный был уменьшен до 6 кубометров), значительно отличается от того, как выглядит комплекс сегодня и какими техническими характеристиками обладает. Но вначале его компьютерная модель, а затем и испытания опытного образца на хлебном поле подтвердили, что мы на правильном пути.
— Вы сказали компьютерная модель. Разве тогда уже использовались компьютерные технологии?
— Да, у нас тогда уже было специальное программное обеспечение и соответствующая вычислительная система, которая включала объединенные локальной сетью средства компьютерного проектирования, моделирования и автоматизации испытаний. Приумноженные впоследствии, они позволили эффективно использовать информационные технологии на всех этапах научно-инженерных разработок и сократить сроки создания каждой последующей зерноуборочной модели на год, а то и на два при неуклонном повышении качества проекта.
После разработки первого зерноуборочного комбайна мы пошли уже по накатанной колее.
— Насколько осведомлена, прежде чем первая зерноуборочная машина получила “добро” на серийный выпуск, было сломано немало копий. У машины были как приверженцы, так и противники.
— Вы правильно заметили. По поводу того, быть новой машине на наших полях или нет, действительно раздавались разные голоса. Работали две государственные комиссии, которые не смогли прийти к общему мнению. Точку в спорах поставил Президент страны Александр Григорьевич Лукашенко, который оценил опытную машину в работе, кстати, в Добрушском районе Гомельской области, и высказался за то, что она имеет право на жизнь, необходимо только доработать, усовершенствовать ее конс-трукцию. Чем мы впоследствии и занимались. Вначале, как уже говорилось, довели конструкцию КЗР-10. Ценность этого комплекса еще и в том, что на базе одной ходовой части благодаря применению разных адаптеров могут использоваться три-четыре другие самоходные машины, что очень экономично, и это было определяющим на первом этапе. Затем последовал модельный ряд зерноуборочных комбайнов — КЗС-7 “ПАЛЕССЕ GS07”, КЗС-10К “ПАЛЕССЕ GS10”, КЗС-1218 “ПАЛЕССЕ GS12”, КЗ-14 “ПАЛЕССЕ GS14” с пропускной способностью от 7 до 14 килограммов зерна в секунду. Эта техника при насыщении зерноуборочного парка страны способна полностью обеспечить потребности аграрного сектора. По мере того как набирает обороты наше сельское хозяйство, растет урожайность зерновых культур, увеличивается и пропускная способность машин. Сегодня комбайны с маркой “Гомсельмаш” справляются с урожайностью до 80 центнеров с гектара, и это подтвердил нынешний исключительно богатый на зерно сезон.
— Уже сегодня зерноуборочная техника “Гомсельмаша” является лидирующей в оснащении белорусского комбайнового парка.
— Да, наши машины уже составляют в общем объеме парка зерноуборочной техники 55 процентов. Это миллионы долларов сэкономленных для страны, конкретно для аграрного сектора, денежных средств в рамках импортозамещения. И когда речь идет о балансе экспорта-импорта, наши проекты в данном плане одни из самых емких, причем без затрат невозобновляемых ресурсов.
— Андрей Анисимович, не могу не затронуть такой аспект, как качество выпускаемой техники, ее надежность. Знаю, что были периоды в истории “Гомсельмаша”, когда предприятию предъявлялись серьезные претензии по этому параметру. Как обстоит дело сейчас?
— Отвечу на ваш вопрос нашими достижениями. В 2001 году ПО “Гомсельмаш” удостоено Премии правительства Республики Беларусь за достижения в области качества. В филиалах объединения — на заводах зерноуборочных, самоходных комбайнов, литья и нормалей, выпускающих непосредственно комбайны семейства “Полесье” и адаптеры к ним, внедрена и постоянно совершенствуется система менеджмента качества на соответствие требованиям стандартов серии СТБ ИСО 9000. Это говорит о том, что за последние годы на предприятии проведена колоссальная работа по улучшению качества выпускаемых машин. Производства модернизируются, оснащаются новейшим оборудованием, идет переподготовка кадров. И конструкторы постоянно работают над тем, чтобы вместе с учеными оптимально управлять надежностью. Из того интересного, что внедряем в последнее время, назову выявление дефектов методом анализа вибрации, который мы позаимствовали у подводников. Насколько знаю, ничего подобного сельхозмашиностроители пока не имеют ни у нас, ни на родственных фирмах. Удается выявить скрытые дефекты изготовления и сборки машины, предупредить сбои. Разумеется, не буду упрощать проблему повышения качества. Это направление, на котором не может быть передышки и самоуспокоенности. Производители всех видов машин в мире каждодневно решают задачу. Мы — не исключение.
Одно из звеньев цепочки по созданию надежной эксплуатации нашей техники — надлежащая система сервисного обслуживания. Что касается нынешнего сезона, то комбайны с маркой “Гомсельмаш” показали себя достаточно хорошо. Согласно статистике Минсельхозпрода, наши зерноуборочные машины простаивали меньше импортных. Значительная часть валового сбора зерна, который превысил 8 миллионов тонн, намолочена машинами гомельских производителей.
Хочу подчеркнуть также, что на данном этапе развития сельского хозяйства страны соотношение “цена — качество” по нашим комбайнам  близко к оптимальному для отечественных условий.
— Генеральный директор ПО “Гомсельмаш” Валерий Жмайлик, человек, безусловно, талантливый и неординарный, любит повторять, что сегодня на планете нет континента, где бы не присутствовала техника “Гомсельмаша”. Как вы прокомментируете это утверждение?
— Я с ним согласен. Нашей техники нет разве что в Антарктиде, но там нет и сельхозугодий. Наряду с выпуском зерноуборочных комбайнов “Полесье” для нашей страны, где они стали основными, экономят огромные финансовые средства, мы также уверенно продвигаемся за рубеж. Создаем дилерские пункты, совместные предприятия, представительства, способствующие созданию производств в самых разных уголках земного шара. Учитываем пожелания заказчиков в плане агроклиматических особенностей, комфорта в управлении. Словом, идем дальше, развиваемся, как, соб-ственно, и должно быть.


 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter