МАЗ: смена за сменой
Обстановка на проходной МАЗа вчера днем, когда мы приехали на предприятие, ничем не отличалась от повседневной жизни автогиганта. Часть рабочих возвращалась после первой смены, а кто‑то, наоборот, только шел заступать. Каких‑то даже намеков на то, что тут была или планируется забастовка, мы не заметили. Единственное, в холле проходной находилась небольшая группа людей, которые внимательно изучали стенд с информацией.В цехе МАЗа.
На вопрос нашего корреспондента о том, где же забастовка, о которой так много пишут в соцсетях и различных телеграм‑каналах, заместитель директора по кадрам, социальным вопросам и идеологической работе Алексей Ламекин лишь усмехнулся:
— Предприятие работает в штатном режиме, как головное, так и заводы холдинга. Что касается так называемой забастовки, то призывы к ней были в социальных сетях, и, на мой взгляд, это полнейшая глупость. Люди должны работать, а если нет, то о хорошей жизни говорить не придется. Никто нам просто так денег не даст. Их надо заработать.
В сборочном цехе — сердце завода — трудятся в основном молодые люди — недавние выпускники автомеханического колледжа. Призыв, к которому действительно прислушались рабочие цеха, — выполнять доведенный план и соблюдать технику безопасности. Мастер участка Антон Довженко признается, что о призывах к различного рода забастовкам в интернете читал, но считает участие в таких мероприятиях безрассудством:
— На моем участке работает 29 человек. На конвейере собирается различная техника, которая направляется по всему миру. Ежесменный план полностью выполняется. В последнее время конвейер ни разу не останавливался. Мои сотрудники ни в каких забастовках не участвуют.
Идти куда‑то и оставлять конвейер без присмотра — это безрассудно.
МТЗ и ММЗ: взгляд изнутри
Утро на Минском тракторном заводе проходило буднично. Вереница рабочих исчезла за проходной. На прилегающей территории остались только учащиеся колледжа, которые неспешно убирали листья. Разве что милицейский автобусик в гражданской раскраске оживлял осенний пейзаж. Впрочем, милиция не покидала транспортного средства. Стояла скорее для обозначения своего присутствия. По телеграм‑каналам и прошел слух: где‑то к полудню должна подтянуться группа «поддержки» к проходной. Несколько человек, примелькавшихся уже в пикетах у МТЗ, действительно были замечены. Прогулявшись по автостоянке у проходной, они в некотором недоумении перемещались к трамвайной остановке на Долгобродской. Туда же периодически подъезжал и милицейский автобус, делая своими маневрами вполне недвусмысленные намеки соблюдать приличия и не выходить за рамки закона. «Аккуратнее», — показывая на бусик и выразительно похлопав по плечам, изображая погоны, предупредил нас с фотокором мужчина в очках. «А вы из какой организации?» — решил вдруг уточнить он. «А вы?» — пришлось поддержать разговор по‑одесски. «Да какая разница», — отмахнулся собеседник и углубился в свой телефон с видом совершенно случайного прохожего. Мимо пробежал парень: спеша запрыгнуть в закрывающиеся двери трамвая, поправил в рюкзаке бело‑красно‑белый флаг. Здесь он явно не пригодился. Собственно говоря, на этом «забастовка» тракторостроителей и закончилась. Конечно, в цехах пообсуждали и новости. И информационные вбросы в социальных сетях. Но, как говорится, без отрыва от производства.На соседнем Минском моторном заводе «бастовали» приблизительно в том же режиме. В обеденный перерыв перекурили, перекинулись соображениями и пошли в цеха. План‑то сам себя не выполнит, и зарплата с неба не свалится.
БЕЛАЗ: все спокойно
ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ‑ХОЛДИНГ» — еще одно предприятие, которое довольно часто упоминается в различных соцсетях, когда речь идет о призывах к забастовкам. Генеральный директор Сергей Никифорович рассказал, как сейчас работает гигант автопрома:— Наше предприятие, как и в другие дни, работает в штатном режиме. Весь персонал на своих рабочих местах. Поставленные суточные задания выполняются в полном объеме. У нас есть полное понимание с нашим партнером. Мы как наниматель обеспечиваем все свои обязательства, которые прописаны в контрактах и в коллективном договоре.
sichevich@sb.by
volchkov@sb.by
ОФИЦИАЛЬНО
Петр Пархомчик, министр промышленности:
— Все предприятия Министерства промышленности работают в штатном режиме. Да, были определенные волнения. Все мы читаем, к чему призывают телеграм‑каналы. Поэтому в преддверии выходных была проведена большая работа: это и беседы в трудовых коллективах, усиление пропускного режима на предприятиях. Потому что отдельные чаты призывали к поломке оборудования, нарушить какие‑то технологические процессы для того, чтобы люди, которые придут в понедельник на работу, не смогли выполнять свои обязанности. Отмечу, что призывы решать именно таким способом имеющиеся вопросы никогда не приведут к успеху. Сегодня каждый дорожит своим рабочим местом. И ультимативные действия вредны. Понедельник прошел как обычно. Никакого ущерба экономике нанесено не было. Продукция производилась в штатном режиме и направлялась потребителю.
«Гродно Азот»: на своих местах
Утро понедельника в Гродненской области не отличалось от других дней — предприятия трудятся в штатном режиме, рабочие и иной персонал на своих привычных местах.Попытка определенных сил дестабилизировать обстановку провалилась, говорит заместитель председателя Гродненского облисполкома, курирующий в регионе вопросы экономики и инвестиционной политики, Виталий Невера:
— Люди работают. Они прекрасно понимают, что забастовки — это путь в никуда. За рабочими стоят семьи. Последствия забастовок зачастую катастрофичны для них самих и несут непоправимый урон производству. Поэтому предприятия региона сегодня работают в обычном режиме.
По городу поползли слухи, что бастуют рабочие ОАО «Гродно Азот», одного из крупнейших промышленных предприятий в стране. Однако эта информация абсолютно не соответствует действительности. Ее официально опроверг пресс-секретарь концерна «Белнефтехим» Александр Тищенко:
— Завод работает, технологические процессы проходят в штатном режиме. Забастовки нет. Информация в телеграм-каналах не подтверждается. По нашим сведениям, сегодня с утра у проходной ОАО «Гродно Азота» собралось 80—90 человек. Причем это были не работники градообразующего предприятия... Хватало там и профессиональных провокаторов. Несколько из них задержано прибывшими по вызову сотрудниками милиции. В отношении задержанных в настоящее время ведется административный процесс.
Всего же в понедельник, 26 октября, к работе на многотысячном предприятии не приступило пять человек. Некоторые из них заболели, причину отсутствия других устанавливает администрация «Гродно Азота».
сozyrеv@sb.by
«Могилевхимволокно»: без остановок
То, что в открытом акционерном обществе «Могилевхимволокно» забастовку проигнорировали, понимаешь еще на подъезде к предприятию. Парковки забиты личным транспортом: люди приехали на работу. В цехах, как всегда, идет технологический процесс, выпускается и отгружается продукция. На территории предприятия грузились фуры в Украину и Францию. Да еще полиэтилентерефталатом загружали машину, которая уходила в Светлогорск. На тамошнем «Химволокне» из произведенного в Могилеве сырья будут сделаны нити, а из них — уже в могилевском ОАО «Моготекс» — соткут ткани.«Могилевхимволокно» не просто работает, а динамично развивается, подчеркивает заместитель генерального директора предприятия Виталий Зеньков:
— После первого этапа модернизации мы освоили выпуск конжугейта — так называется волокно, которое никто, кроме нас, на постсоветском пространстве не производит. Начали поставлять его в Бразилию. Загружены мы полностью, поэтому о каких‑либо забастовках речи даже не идет — на эти глупости попросту нет времени.
Старший аппаратчик Роман Герасимов.
Прядильно‑отделочный цех № 3 — то самое недавно открытое производство. Рабочих здесь немного. В этом цехе новейшее оборудование, процесс автоматизирован, и участие человека сведено к минимуму. Старший аппаратчик Роман Герасимов, когда поинтересовался его отношением к «страйку», переспросил:
— Какая забастовка? Никогда даже не думал о ней. Работа для меня на первом плане. Иначе, если вдруг бросить все, не будет зарплаты, не за что станет содержать семью. Не хотелось бы по собственной глупости терять интересную и хорошо оплачиваемую работу.
Андрей Сергеюк, заместитель начальника прядильно‑отделочного цеха № 3, говорил еще об одном вреде, который может принести забастовка предприятию:
— Сейчас конец месяца, идут отгрузки по контрактам, которые в обязательном порядке надо выполнять. Не выполним обязательств — понесем и материальный урон, и репутационный. А потом и завоеванный рынок сбыта можем потерять.
minchenko@sb.by
«Гомсельмаш»: под шум конвейера
В сборочно-сдаточном цехе ОАО «Гомсельмаш» не прекращается шум: на стапелях главного конвейера непрерывно идет сборка машин, после чего они готовы к отгрузке. Каждый занятый в процессе должен выполнить свою операцию за ограниченное время. Замешкаться — значит подвести остальных. Ходить на перекуры некогда. Митинговать и подавно.При работе без сбоев за смену собирается 10–12 машин. Большинство из них будет продано на экспорт. Загруженность главного конвейера — показатель работы всего предприятия, на котором сегодня нет простаивающих участков. Некоторые цехи работают в две смены. При том что традиционно осень для сельскохозяйственного машиностроения — не сезон.
В сборочно-сдаточном цехе «Гомсельмаша».
— С начала года предприятие работает с высокими показателями и объема экспорта, и рентабельности, — отмечает заместитель генерального директора ОАО «Гомсельмаш» Александр Конопацкий. — Более того, сформирован большой портфель заказов на будущее. Только в ноябре — декабре необходимо произвести больше 220 машин. А к августу следующего года в десять раз больше. Это очень серьезные, напряженные планы. Придется постараться, чтобы успеть их реализовать и выполнить обязательства перед партнерами в срок. Уже сегодня очевидно, что летом будем работать шесть дней в неделю.
Производственный ажиотаж объясняется появлением в линейке новых машин разных модификаций, которые пользуются спросом. На недавней выставке в России прямо с колес удалось продать три десятка машин. Двадцать продано в Зимбабве, и еще столько же отправится туда в начале следующего года. Оживился спрос и на внутреннем рынке.
Маляр ССЦ Ирина Гракун таким положением дел довольна:
— Если сравнить даже с прошлыми годами, загрузка намного выше. Выходим и по субботам работать, и на продленные смены. Оплата соответствующая, то есть достойная. Как мать троих детей я хочу попросить, чтобы нас ни во что не втягивали, дали спокойно трудиться, кормить и обеспечивать семьи. Думать о чем-то еще нам некогда — нужно работать.
Схожее мнение у токаря Александра Подосинова, работающего на «Гомсельмаше» с 1977 года:
— Конечно, точки зрения могут быть разные, и это нормально. Но к призывам бастовать наши люди относятся негативно. Тем более что в этом году испытаний и без того хватает. Взять ту же вторую волну коронавируса. Вот с чем нужно бороться.
А все эти митинги не для нас. Мы просто хотим работать и зарабатывать.prolesk@sb.by
КСТАТИ
Несмотря на яркие призывы к забастовкам «прогрессивной общественности», все передовые и граждански активные IT-компании продолжили работать. Цифровая индустрия — в мировом рынке, а там жесткие правила игры: гражданская позиция не должна сказываться на бизнесе. Если не выполнишь контрактные обязательства, то, невзирая на всю приверженность демократии западных партнеров, они выставят и штрафные санкции, и договоры могут разорвать. Ничего личного.
В принципе, это правило распространяется на все частные компании. У них о забастовках вопрос даже не стоит. Как признался один из участников воскресных массовых протестов: «У нас иностранное предприятие. Работаешь — значит, надо работать. За воротами можно оказаться. У нас с этим строго», — резюмировал сварщик со «Штадлера»...
Все укладывается в простую формулу: забастовка — за воротами предприятия с трудовой книжкой в руках. Кстати, наши западные партнеры лукавят, утверждая право забастовки. В развитых странах оно вроде бы есть, но провести стачку по всем правилам весьма проблематично. Формализм там еще тот. А если без юридической обвязки производство застопорить, то это называется саботаж. Кстати, сами забастовки допускаются в развитом мире только по экономическим требованиям. Стачки по политическим мотивам запрещены.