Принцесса и ее Медведь: 45 лет фильму «Обыкновенное чудо»

Марк Захаров свой кинохит «Обыкновенное чудо» снимал в обстановке, далекой от радужной. Он, состоявшийся театральный режиссер и руководитель театра «Ленком», в производстве телефильмов делал фактически первые шаги, и без особого успеха. Его экранизация «Двенадцати стульев» оказалась для своего времени слишком авангардной, поняли и приняли ее не все. Тем более что несколькими годами раньше фильм по роману Ильфа и Петрова уже снял искрометный Гайдай. 

И вот 1978 год, новая попытка — и вновь Захаров берется за материал, который уже экранизировали ранее…


Пьеса Евгения Шварца «Обыкновенное чудо», написанная после войны, уже была в репертуаре театров, а в 1964 году ее экранизировал блестящий актер и режиссер Эраст Гарин — мы его хорошо помним по роли Короля в классической «Золушке» с Яниной Жеймо. В своем «Обыкновенном чуде» Гарин также блестяще сыграл Короля‑самодура, а Олег Видов — Медведя. Правда, Гарин снимал сказку, а Марк Захаров был совсем не сказочником — он тяготел к притчам. Потому его экранизация оказалась совершенно иной, но на момент съемок было решительно невозможно угадать, что картина станет классикой. Фильму сулили провал, что для режиссера означало конец сотрудничества с Центральным телевидением СССР.

Марк Захаров собрал на съемочной площадке цвет актеров своего времени: создавая сценарий, роль Волшебника он сразу предназначал Олегу Янковскому, а роль Короля — Евгению Леонову, оба они были актерами театра «Ленком» и выходили на сцену в постановках Захарова. Правда, Леонов мог сниматься всего 10 дней, поскольку ехал в Германию, а Янковский свалился с сердечным приступом накануне съемок и просил искать ему замену. Но Захаров решил дождаться артиста — и тот, с пошаливающим сердцем, все же стал сниматься.


С Андреем Мироновым режиссер сработался еще на съемках «Двенадцати стульев» и пригласил его на роль Министра‑администратора — сыграть прожженного циника актеру было интересно, как будто его начинающий жулик Дима Семицветов из «Берегись автомобиля» сделал карьеру. На роль жены Волшебника пригласили Ирину Купченко, фрейлину Эмилию взялась сыграть Екатерина Васильева, трактирщика Эмиля — Юрий Соломин. Не было главных молодых героев — Принцессы и заколдованного юноши‑Медведя.

Захаров хотел пригласить сыграть Медведя Александра Збруева, но красавец актер себя в этой роли не увидел. Тогда начали пробовать всех артистов амплуа «герой‑любовник», позвал режиссер и молодого ленкомовца Александра Абдулова, кинокарьера которого не была на тот момент особо успешной. Абдулов согласился легко. «Все равно пробуюсь я, а снимается потом Костолевский», — пожал он плечами. Эта реплика сильно уязвила Марка Захарова, и когда руководство «Мосфильма» высказало сомнения в кандидатуре Абдулова, режиссер сумел его отстоять.


«Попасть мне, мальчишке, в такую компанию, в которой были Леонов, Янковский, Соломин, Купченко, Миронов, Симонова — дикое количество удивительных актеров, — это очень дорогого стоило! — вспоминал потом Александр Абдулов. — И то, что я не потонул в этом потоке, — их заслуга». С этой роли началась его сумасшедшая популярность.

С большим трудом среди молодых актрис искали и Принцессу. Пробовались Вера Глаголева, Лариса Удовиченко, Марина Яковлева, Евгения Глушенко, Валентина Воилкова и Нина Пушкова, однако Захаров выбрал Евгению Симонову — не без сомнений, но оператор‑постановщик Николай Немоляев сумел так снять ее в мужском костюме, что режиссер сдался. Воилковой же и Пушковой дали роли фрейлин Оринтии и Аманды — правда, несмотря на хорошие отношения с Симоновой, девушки все равно обижались, что им не досталась главная роль, и однажды даже разрыдались в перерыве между съемками. Их утешил мудрый Евгений Леонов, сказав: вот он сейчас играет Короля, но это совсем не гарантия, что он понравится публике. Вообще, Евгений Леонов на этих съемках активно помогал Захарову. 
«Он как никто понимал, как будет выглядеть комический момент на пленке. Несколько раз просил «актерский дубль», который потом на пленке оказывался выигрышнее», — вспоминал режиссер.

 А вот Евгения Симонова была убеждена, что играет хуже всех, нервничала, да еще «доброжелатели» подливали масла в огонь, говоря, что фильм Захарова непременно провалится. Ответственная девушка считала, что провал будет целиком на ее совести, ведь она так ужасно играет! Ей на этих съемках вообще не везло: раз она едва не утонула в мокром песке на дне Люберецкого карьера, Абдулов кинулся ее вытаскивать и тут же ушел в песок едва не по пояс, в итоге обоих спасала дежурившая на площадке пожарная команда. В сцене, когда Принцесса при побеге стреляет в потолок из пистолета, на актрису напал ступор. «Я органически ненавижу пальбу. А чтоб самой выстрелить, и представить не могла! — рассказывала она. — Начали снимать, вскидываю пистолет… и не могу нажать на курок! Съемка встает. Чуть не плача, объясняю: это не каприз, такая у меня особенность от природы». Ее уговаривали, объясняя, что патрон холостой и никто не пострадает, стреляли из этого пистолета при ней, показывая, что все безопасно. И артистка смогла себя пересилить: «В нужную секунду я нажала на курок, не отпрянула, не выронила пистолета. Правда, чуть зажмурилась — и в кадре это видно…»

Практически все съемки велись в павильоне, где художник Людмила Кусакова выстроила совершенно восхитительный мир — по сути, на экране оживали подчеркнуто театральные декорации, сотворенные из коряг и старинных предметов, найденных на свалках: огромный часовой механизм, летучий корабль… Изображение дракона, которое жена Волшебника стирает в конце фильма, — копия с гравюры Иоганна Цана 1702 года. Гравюра носит название «Излучающий глаз. Дракон, видимый под разными углами зрения» и иллюстрирует научный трактат по оптике.


Песни для фильма сочинил композитор Геннадий Гладков на стихи Юлия Кима. Две из них исполнил Андрей Миронов, а спеть остальные позвали двух на тот момент никому не известных певцов — Леонида Серебренникова и Ларису Долину. Долина сделала карьеру на эстраде, а Серебренников стал одним из любимых голосов в музыке кино — режиссеры его приглашали с великой охотой.

Марк Захаров сдал фильм в конце 1978 года. А уже 1 января 1979‑го премьера «Обыкновенного чуда» прошла на Центральном телевидении, и еще долго этот фильм ассоциировался у телезрителей с новогодними сказочными историями о любви. А для Захарова картина стала первым большим успехом в кино. Да и Олег Янковский постоянно говорил, что не было бы «Обыкновенного чуда» и Волшебника — не случилось бы в его жизни ни ролей Мюнхгаузена, ни Свифта, ни Дракона…

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter