Испортить берег припятский в угоду турецкому?

Припяти нужны миллионы евро, но не для самоуничтожения

НЕДАВНО проезжал Припять по километровому мосту в Мозыре. Даже в мрачноватые ноябрьские дни река поражает мощью и красотой прибрежных ландшафтов. Не напрасно ее величают белорусской Амазонкой. Вот только будущее водной артерии в призрачном тумане. Продолжают накаляться страсти вокруг глобального проекта Е-40. Это судоходный маршрут длиной более двух тысяч километров, который должен соединить Балтику с Черным морем. Планируется, что он пройдет по Польше, Беларуси и Украине. Начнется в нижнем течении Вислы, затем Западный Буг, Мухавец, Припять и Днепр. На Беларусь приходится 626 километров водной магистрали.

Казалось бы, интереснейший проект, но он вызывает массу вопросов. В первую очередь, у экологов. Слишком дорогой ценой обойдется нам выход к морю. И дело не в деньгах. Здесь без проблем — более 12 миллиардов (!) евро готов выделить Евросоюз. Судоходный маршрут затронет самое сердце неповторимой белорусской природы и легкие Европы – Припятское Полесье. А здесь расположены национальный парк «Припятский», более 20 заказников республиканского и местного значения, где десятки представителей флоры и фауны занесены в Красную книгу.

Ласкающие некоторым слух слова «инвестиции», «новые рабочие места», «развитие логистики» и так далее только сладко звучат. О негативных последствиях мы пока не задумываемся. А что они будут, можно не сомневаться.

Радужное настроение от возможного экономического эффекта улетучивается после знакомства с планами и масштабами возможных гидротехнических работ. На Припяти предполагается строительство нескольких гидроузлов, а это плотины и пропускные шлюзы для барж и судов. Да и саму реку думают обваловать, а в некоторых местах выпрямить русло. Несомненно, экология Полесского региона получит удар ниже пояса, от которого вряд ли оправится. А вот серьезной отдачи от солидных вложений ждать не приходится.

Впрочем, судите сами… Водный путь по многим параметрам заметно проигрывает автомобильному транспорту и железной дороге. В первую очередь, по скорости. Плюс сезонные ограничения. Кстати, в прошлом году грузооборот на речных магистралях составил в республике лишь 0,017 процента от объема всех перевозок. Мизер, да и только. Специалисты подсчитали конкурентоспособность водного транспорта. Условия четкие и конкретные — тысяча тонн груза на 500—600 километров. Но даже тогда на большую экономию надеяться не стоит. Повышает себестоимость и перегрузка товара. 

И еще один момент. Речной путь главным образом предназначен для доставки насыпных и наливных грузов. Изредка негабаритные, крупнотоннажные. У нас маршрутом Е-40 с определенной выгодой для себя могут воспользоваться лишь несколько предприятий. Назовем «Беларуськалий», Мозырский нефтеперерабатывающий завод и микашевичский «Гранит», где производят щебень. Вот, пожалуй, и все.

Ничего не поделаешь, роль водных путей угасает, и надо с этим смириться. Есть куда более перспективные проекты, в которые можно вкладывать инвестиции. Скажем, в очистку берегов той же Припяти, которые зарастают хмызняком, и углубление ее фарватера. В знойное лето в некоторых местах водную гладь можно вброд перейти. Утверждаю на личном опыте. 

К тому же это последняя крупная река на континенте, оставшаяся в близком к естественному состоянии. Прибавьте сюда дубравы, заливные луга. Это готовый туристический бренд, который не надо создавать, достаточно его мудро и грамотно использовать. А теперь представьте, что будет с Припятью, если по ней поплывут корабли класса «река – море»: выпрямленная, выхолощенная, перегороженная плотинами и шлюзами, которые станут барьерами для рыбы. Достанется и прибрежным плодородным землям. Не хотелось бы видеть такую картинку!

shevko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter