Для стратегического развития индустриального сектора необходимо в школах давать начальные инженерные знания

Пусть научат

Чему только в школе не учат! И с каждым годом программа становится все насыщеннее. Если не за счет основных занятий, то факультативных. Даже финансовая грамотность поставлена на достаточно высокий уровень. Двумя руками за то, чтобы дети умели пользоваться деньгами и владели современными финансовыми технологиями. Далеко не бесполезные навыки в нашем мире, пронизанном различными торговыми и платежными сервисами. Но, кроме как грамотно тратить или копить деньги, не мешало бы детей учить и другой, как мне кажется, более важной премудрости: как, собственно говоря, эти деньги зарабатывать. И не отвлеченно, а исходя из реальных условий нашей национальной экономики. А ее краеугольным камнем, в чем уже все сомнения отпали, является промышленность, высокотехнологичная индустрия. Все профессии важны, но в белорусских реалиях они будут так или иначе связаны с фабриками и заводами. Поэтому, как мне видится, чтобы не потеряться во взрослой жизни, каждому школьнику не мешало бы иметь представление об индустриальной специфике и владеть хотя в общих чертах принципами инженерного мышления. 

Фото из архива «СБ»

Да, урокам труда сейчас уделяется не первостепенное внимание. Как и производственным практикам. Хотя в регионах школы ведут подсобное хозяйство, выращивают фрукты-овощи и в открытом грунте, и в теплицах. Соответственно, школьники с детства учатся работать не только головой, но и руками. Впрочем, в сельской местности обычно у молодежи всегда и дома находится точка применения физической силы и различных бытовых умений. 

В городских школах тема труда как-то ушла, насколько я понимаю, сама собой. Не пора ли ее возрождать в той или иной форме? Естественно, исходя из новых реалий. Ни в коем случае я не призываю возвращаться к практике позднего социализма, когда на уроках труда тупыми ножовками и рубанками бедным школьникам приходилось делать убогие табуретки и страшненькие скворечники, в которых ни одна уважающая себя птица жить не хотела. Или стертым напильником «полировать» месяцами ржавую заготовку, пытаясь ее превратить в некое подобие трехпалой мотыги, на которую не позарился бы и древний человек. Не знаю, как в других школах, но в моей, с физико-математическим уклоном, дело с уроками труда обстояло именно так. Правда, набор станков — токарных, сверлильных, шлифовальных — в классе имелся. Но наш преподаватель предпочитал их не запускать. Видимо, исходя из своих представлений о технике безопасности. Оберегая наши руки и глаза, ограничивал пользование исключительно затупившимися ручными инструментами, которыми нанести себе вред можно было только при большой фантазии и изобретательности. Правда, в некоторых школах в советское время производственное образование было поставлено на широкую ногу. И старшеклассники исполняли вполне качественные и сложные, так сказать, промышленные изделия. 

Были и производственные практики на предприятиях. Поэтому советские дети уже сызмальства понимали не на словах, а наяву видели реальную жизнь. А в подростковом возрасте ее анализировали и примеряли на свою судьбу. 

В этом, как мне кажется, и было самое ценное в трудовых дисциплинах. Из последних классов выходили если не взрослые люди, то вполне реалистично мыслящие подростки. Как мне кажется, у нашего поколения Z и теми, кто следует за ним, детство слишком долго продолжается. В школах рассказывают много интересного, нужного и полезного. Ребята и девчата становятся умнее, но, подойдя к планке совершеннолетия, психологически остаются детьми. Иногда с весьма идеалистическими представлениями о жизни, почерпнутыми из многочисленных и не совсем правдоподобных аккаунтов в социальных сетях. Плюс растиражированные легенды об американской, европейской или даже о нашей мечте об успешных предпринимателях, которые своей энергией и инициативой смогли сколотить себе состояние и положение. Иной раз истории даже вполне правдивые. Только в предисловии к таким бизнес-житиям забывают отметить, что эти самые небывалые успехи зарождались в иных условиях. В те же 1990-е были другие правила игры и конъюнктура. Кстати, немало знаковых предпринимателей конца прошлого — начала этого века уже «вышли в тираж». В нашей действительности одной энергией бизнес не вытянешь. 

Так или иначе всё сегодня крутится — и не только в Беларуси, но и в большинстве стран, — вокруг производства. Высокотехнологичного производства. Несомненно, современному предприятию нужны не только инженеры, но и множество других специалистов. Но они должны понимать производственные процессы и владеть хотя бы в первом приближении некими инженерными понятиями. Скажем, маркетинг на машиностроительном предприятии очень сильно отличается от работы на той же позиции в транснациональной компании, которая просто импортирует свою продукцию или на белорусских предприятиях осуществляет не самые сложные переделы: что-нибудь смешивают, разливают, упаковывают, закупая высокотехнологичное сырье, комплектующие и материалы по импорту… Тем более у «транснационалов» все процессы выстроены в штаб-квартирах: концепции, продуктовые линейки, бренды и так далее. Менеджерам на местах остается только выполнять добросовестно инструкции из центра. Никакого креатива и связи с производством. 

Нужны нашей промышленной индустрии и финансисты, и юристы, и психологи, и дизайнеры, и экологи… Можно перечислять до бесконечности.
Сложно представить профессию, которой бы не нашлось достойного применения в индустриальных холдингах. Но эти узкие специалисты должны уметь решать не отвлеченные задачи, а «привязанные» к производству.
Значит, понимать, как устроено предприятие, какие там происходят процессы, какие есть правила игры и объективные ограничения, в том числе обусловленные физическими законами и современным уровнем развития технологий. Чтобы предлагались именно решения, а не фантазии. 

И современные технологии, автоматизация и роботизация, с одной стороны, упрощают жизнь, с другой — требуют от работников все больше разнообразных знаний. Не логично ли уже в школе начинать ориентировать на промышленную специфику? 

Несомненно, современные станки с ЧПУ — дорогое удовольствие. И в каждый класс их купить, наверное, будет слишком накладно. Но программные комплексы, которые управляют современным станочным и технологическим оборудованием, можно изучать в компьютерных классах. Например, осваивать основы построения моделей различных изделий. А «распечатывать» их, чтобы пощупать, почувствовать результат, можно в тех же центрах профессионального обучения, сеть которых в Беларуси создана, и они неплохо оснащены оборудованием. Эти площадки сейчас активно используются для переподготовки и повышения квалификации. Почему бы их не подключить к школьному образованию? 

Я бы не назвал это даже популяризацией промышленности с точки зрения работодателя. Как мне кажется, не менее важно сформировать у молодежи понимание индустриальных процессов. Тогда пропадет боязнь перед ними и, возможно, появится искренний интерес. Конечно, не у всех. Но, по крайней мере, даже те, кто намерен обходить заводы и фабрики стороной, будут понимать, как устроен реальный сектор. И, не питая иллюзий, станут критически относиться к разным новомодным и не всегда реалистичным либеральным экономическим теориям. 



Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter