Фото из архива «СБ»
В городских школах тема труда как-то ушла, насколько я понимаю, сама собой. Не пора ли ее возрождать в той или иной форме? Естественно, исходя из новых реалий. Ни в коем случае я не призываю возвращаться к практике позднего социализма, когда на уроках труда тупыми ножовками и рубанками бедным школьникам приходилось делать убогие табуретки и страшненькие скворечники, в которых ни одна уважающая себя птица жить не хотела. Или стертым напильником «полировать» месяцами ржавую заготовку, пытаясь ее превратить в некое подобие трехпалой мотыги, на которую не позарился бы и древний человек. Не знаю, как в других школах, но в моей, с физико-математическим уклоном, дело с уроками труда обстояло именно так. Правда, набор станков — токарных, сверлильных, шлифовальных — в классе имелся. Но наш преподаватель предпочитал их не запускать. Видимо, исходя из своих представлений о технике безопасности. Оберегая наши руки и глаза, ограничивал пользование исключительно затупившимися ручными инструментами, которыми нанести себе вред можно было только при большой фантазии и изобретательности. Правда, в некоторых школах в советское время производственное образование было поставлено на широкую ногу. И старшеклассники исполняли вполне качественные и сложные, так сказать, промышленные изделия.
Были и производственные практики на предприятиях. Поэтому советские дети уже сызмальства понимали не на словах, а наяву видели реальную жизнь. А в подростковом возрасте ее анализировали и примеряли на свою судьбу.
В этом, как мне кажется, и было самое ценное в трудовых дисциплинах. Из последних классов выходили если не взрослые люди, то вполне реалистично мыслящие подростки. Как мне кажется, у нашего поколения Z и теми, кто следует за ним, детство слишком долго продолжается. В школах рассказывают много интересного, нужного и полезного. Ребята и девчата становятся умнее, но, подойдя к планке совершеннолетия, психологически остаются детьми. Иногда с весьма идеалистическими представлениями о жизни, почерпнутыми из многочисленных и не совсем правдоподобных аккаунтов в социальных сетях. Плюс растиражированные легенды об американской, европейской или даже о нашей мечте об успешных предпринимателях, которые своей энергией и инициативой смогли сколотить себе состояние и положение. Иной раз истории даже вполне правдивые. Только в предисловии к таким бизнес-житиям забывают отметить, что эти самые небывалые успехи зарождались в иных условиях. В те же 1990-е были другие правила игры и конъюнктура. Кстати, немало знаковых предпринимателей конца прошлого — начала этого века уже «вышли в тираж». В нашей действительности одной энергией бизнес не вытянешь.
Так или иначе всё сегодня крутится — и не только в Беларуси, но и в большинстве стран, — вокруг производства. Высокотехнологичного производства. Несомненно, современному предприятию нужны не только инженеры, но и множество других специалистов. Но они должны понимать производственные процессы и владеть хотя бы в первом приближении некими инженерными понятиями. Скажем, маркетинг на машиностроительном предприятии очень сильно отличается от работы на той же позиции в транснациональной компании, которая просто импортирует свою продукцию или на белорусских предприятиях осуществляет не самые сложные переделы: что-нибудь смешивают, разливают, упаковывают, закупая высокотехнологичное сырье, комплектующие и материалы по импорту… Тем более у «транснационалов» все процессы выстроены в штаб-квартирах: концепции, продуктовые линейки, бренды и так далее. Менеджерам на местах остается только выполнять добросовестно инструкции из центра. Никакого креатива и связи с производством.
Нужны нашей промышленной индустрии и финансисты, и юристы, и психологи, и дизайнеры, и экологи… Можно перечислять до бесконечности.
Сложно представить профессию, которой бы не нашлось достойного применения в индустриальных холдингах. Но эти узкие специалисты должны уметь решать не отвлеченные задачи, а «привязанные» к производству.Значит, понимать, как устроено предприятие, какие там происходят процессы, какие есть правила игры и объективные ограничения, в том числе обусловленные физическими законами и современным уровнем развития технологий. Чтобы предлагались именно решения, а не фантазии.
И современные технологии, автоматизация и роботизация, с одной стороны, упрощают жизнь, с другой — требуют от работников все больше разнообразных знаний. Не логично ли уже в школе начинать ориентировать на промышленную специфику?
Несомненно, современные станки с ЧПУ — дорогое удовольствие. И в каждый класс их купить, наверное, будет слишком накладно. Но программные комплексы, которые управляют современным станочным и технологическим оборудованием, можно изучать в компьютерных классах. Например, осваивать основы построения моделей различных изделий. А «распечатывать» их, чтобы пощупать, почувствовать результат, можно в тех же центрах профессионального обучения, сеть которых в Беларуси создана, и они неплохо оснащены оборудованием. Эти площадки сейчас активно используются для переподготовки и повышения квалификации. Почему бы их не подключить к школьному образованию?
Я бы не назвал это даже популяризацией промышленности с точки зрения работодателя. Как мне кажется, не менее важно сформировать у молодежи понимание индустриальных процессов. Тогда пропадет боязнь перед ними и, возможно, появится искренний интерес. Конечно, не у всех. Но, по крайней мере, даже те, кто намерен обходить заводы и фабрики стороной, будут понимать, как устроен реальный сектор. И, не питая иллюзий, станут критически относиться к разным новомодным и не всегда реалистичным либеральным экономическим теориям.