«Формула-1». Гран-при Канады

Рекорды для одного, борьба для других

С каждой новой победой, по числу которых за сезон Макс Ферстаппен скоро наверняка побьет очередной рекорд, голландский гонщик уверенно движется к своему третьему чемпионскому титулу. Гран-при Канады не стал исключением в нынешней тенденции. И мало кто теперь задается вопросом: кто будет чемпионом? Теперь все друг друга спрашивают, сумеет ли кто-нибудь выиграть у «Ред Булл» хотя бы одну гонку этого звездного для австрийской «конюшни» сезона?

Привычная процедура для Макса Ферстаппена перед стартом

Сухая погода, обещанная метеослужбой в Монреале, интриги в воскресную гонку Гран-при Канады, естественно, не добавила. Если судить по положению первой чемпионской тройки на стартовой решетке и затем в итоговом протоколе гонки, то ничего существенного и не произошло. На подиум Ферстаппен, Алонсо и Хэмилтон поднялись в том же порядке, как и стартовали. Однако на самом деле было все не так уж и прозаично. 

Машину Фернандо Алонсо на старт готовят не только мужчины

Нет, в том, что касается действующего чемпиона, все было как раз таки слишком банально. Уверенно стартовав, Макс Ферстаппен ни на долю секунды не дал никому возможности усомниться, что у него в руках самая быстрая машина сегодняшнего пелотона и он знает, как ею нужно управлять. Представьте себе, что уже третью гонку подряд голландец лидировал от старта до финиша. И если кого и приходилось ему обгонять, так это были отставшие на круг или два пилоты, которые при виде синих флагов, предупреждающих их о приближении сзади быстрого гонщика, тут же уступали дорогу безо всякого сопротивления. 

Последние приготовления машины Льюиса Хэмилтона перед стартом

Более того, австрийская команда даже не скрывает того, что, создав уверенный отрыв от преследователей, их пилот умышленно сбрасывает темп, чтобы не выглядеть слишком уж быстрым на фоне остальных. А внешне это выглядит, будто соперники вот-вот настигнут лидера, чтобы навязать ему борьбу за победу. Нам остается лишь надеяться и ждать, что даже такая надежная машина, как «Ред Булл», когда-то даст сбой или совершат ошибку на пит-стопе механики. Но, увы, пока этого не происходит, никакого соперничества за победу в Гран-при нет. Максу Ферстаппену остается лишь борьба с самим с собой, а его статистикам – прогнозы на то, как быстро голландский чемпион войдет в тройку самых успешных пилотов «Формулы-1». 

Похоже, до этого момента осталось уже не так и много. В Канаде голландский чемпион, одержав 41-ю победу в своей карьере, по их числу сравнялся с бразильским волшебником Айртоном Сенной. Это был 100-й выигранный Гран-при для команды «Ред Булл». И получается, что в одиночку Макс вынуждал организаторов Гран-при 41 раз играть музыку австрийского гимна, в то время как Себастьян Феттель, Макс Уэббер и Серхио Перес в сумме втроем это делали всего 59 раз. 

Серхио Перес сильно отстает от напарника

Старое противостояние ветеранов

К счастью сказать, даже при явном доминировании Макса Ферстаппена на всех автодромах нынешнего календаря «Формулы-1» гонки не перестают быть интересными. Отличную дуэль в Канаде подарили нам ветераны Больших призов – многократные чемпионы Фернандо Алонсо и Льюис Хэмилтон. Своим противостоянием на монреальской трассе имени Жиля Вильнева они напомнили всем далекий 2007 год. Команда «МакЛарен» была тогда на подъеме, имея у себя в распоряжении быструю машину и таких же быстрых пилотов: уже двукратного молодого испанского чемпиона Фернандо и, безусловно, талантливого британского дебютанта Льюиса.

Льюис Хэмилтон пока еще не собирается на выход из «Формулы-1»

Их борьба была настолько упорной и многообразной, что в итоге чемпионом в том сезоне стал Кими Райкконен на «Феррари», несмотря на бесспорное лидерство британских машин. После той истории судьба закрутила испанского гонщика по своим непредсказуемым поворотам, и он по сути дела так и не смог затем завоевать свой 3-й чемпионский титул, хотя многие знатоки прочили ему их несколько. 

И вот Канада вновь фактически на равных свела Алонсо и Хэмилтона на тропу войны, где им, только теперь уже зрелым и умудренным опытом, пришлось как и 16 лет назад выяснять, кто же из них быстрее, с той лишь разницей, что сейчас они были не на одинаковых машинах и вес чемпионских титулов у Льюиса был в 3,5 раза тяжелее, чем у его бывшего напарника Фернандо: семь против двух. 

К первому повороту после погасших стартовых огней британец сумел пройти испанца. Более того, второй пилот команды «Мерседес» Джордж Рассел едва не сделал тоже самое после своего старта с 4-й позиции. Но если Хэмилтону Алонсо не смог что-либо противопоставить, то вот его напарнику испанский чемпион не собирался просто так отдавать свое место. В первой связке поворотов какое-то время оба болида шли бок о бок, но затем Джордж понял, что на следующем вираже ему просто не останется места на трассе. Фернандо слишком умело выбирал траекторию, чтобы, не касаясь машины соперника, тем не менее вынудить того уступить. Больше возможностей у Джорджа для атаки на испанца уже не было. 

Понадобилось затем целых 25 кругов Алонсо, чтобы отобрать свою вторую позицию у Хэмилтона. Сделал он это красиво, воспользовавшись системой подвижного крало DRS, и слип-стримом, который на длинных прямых существенно помогает пилотам в проведении обгонов. Мастерское пилотирование обоих чемпионов как в первом случае на старте, так и во втором в середине гонки, когда Фернандо возвращал себе второе место, было украшением этого Гран-при. 

В заключительной стадии гонки команда «Астон Мартин», получив технические данные о проблеме с датчиками уровня топлива, попросила своего пилота экономить бензин. И Фернандо был вынужден несколько сбросить свой темп. Но тем не менее испанец сумел не подпустить на расстояние атаки к себе своего главного конкурента. На финише чемпионов разделяло менее 5 секунд. При этом Макс Ферстаппен был впереди испанца почти на 10 секунд.

И снова номер «1» на поуле и первый в конце гонки

Машина или гонщик?

Понятно, что без быстрой машины Макс Ферстаппен не смог бы настолько явно доминировать в этом сезоне. Но справедливости ради отметим, что дело не только в быстрой машине. Самая главная дуэль у любого гонщика – это борьба со своим напарником. Только в этом споре можно решить, кто быстрее, поскольку считается, что техника у обоих одинаковая или, правильнее сказать, должна быть одинаковой. Есть немало примеров, когда внутри одной команды болиды настраивались по-разному, имели свои некоторые особенности в плане адаптации к конкретному стилю пилотирования гонщика. И получалось, что машины имели даже разные скоростные характеристики из-за этого, что порождало массу конспирологических теорий заговора. 

Конечно, видя, как отстал за последние три гонки Серхио Перес от Макса Ферстаппена, болельщикам мексиканца проще сослаться на именно такую конспирологию, чем признать, что их фаворит пока еще не дотягивает до уровня лидера чемпионата. Не отвергая полностью внутрикомандные хитрости и подковерные игры, я все же склоняюсь к тому, что при всех прочих равных условиях Макс Ферстаппен сильнее своего напарника. 

Ведь мало того, что у тебя самый быстрый болид, надо уметь еще этим преимуществом и воспользоваться. У Серхио это получается, прямо скажем, без должного успеха. 

В квалификации мексиканец не сумел пробиться в финальный сегмент. Предположим, немножко не повезло. И стартовав с 6-го ряда Серхио понадобилось добрых 12 кругов, чтобы добраться до 7-го места. По сути дела, никого из гонщиков лидирующих команд к тому моменту он так и не обогнал. Лишь когда Джордж Рассел, наехав на поребрик, не удержал машину на траектории и врезался в стену, спровоцировав появление сэйфети-кара, то Перес оказался на 6-й позиции. 

Показанный Пересом под занавес гонки быстрый круг дал возможность Серхио заработать 1 дополнительное очко, но даже при этом теперь его отставание от лидера чемпионата составило 69 (!) очков. И я скорее соглашусь, что Фернандо Алонсо, уступая мексиканцу каких-то 9 очков, будет скоро на втором месте в общем зачете, чем второй пилот «Ред Булл» станет резко сокращать свое отставание от напарника. 

К счастью, медицинский автомобиль в этот раз на Гран-при не понадобился

«Феррари» – редкая удача

Мы настолько привыкли критиковать итальянскую скудерию за промахи в стратегии и тактике их командного мостика, за аварии и нелепые ошибки их пилотов, что чисто и грамотно проведенная «Феррари» гонка на Гран-при Канады воспринимается нами уже как что-то из ряда вон выходящее. А на самом деле, команда просто выступила так, как и должна была выступать с самого начала этого сезона. 

После неудачной квалификации, отбросившей за пределы первой десятки Шарля Леклера из-за ошибки командного мостика, а Карлоса Сайнса из-за собственных непрофессиональных действий, «Феррари» начала гонку весьма неплохо. 

Легенда мирового автоспорта Карлос Сайнс старший переживает перед стартом за сына

На ре-старте после ухода машины безопасности ее пилоты были соответственно на 4-м и 5-м местах. Результат мастерских обгонов? Отнюдь. Просто Шарль и Карлос решили остаться на своих стартовых шинах, в то время как другие соперники поторопились поменять колеса, пользуясь режимом сэйфети-кара. Риск, конечно, был, но все обошлось. И пилоты скудерии дотянули до момента второго пит-стопа на своих шинах, окончательно их не убив. Таким образом тактика с одним пит-стопом вместо 2-х дала свой результат. Заработав на двоих 22 очка, гонщики «Феррари» вернули своим фанатам надежду, что не все так и плохо в итальянской «конюшне». И, возможно, проблемы с повышенным износом шин, на что «Феррари» жалуется с самого начала сезона, уже стали не столь актуальными.

Гонщик дня – Александр Элбон

Несмотря на полностью чемпионский подиум и красивую дуэль Алонсо – Хэмилтон, публика отдала предпочтение в своих симпатиях при голосовании за звание гонщика дня в Монреале пилоту, занявшему скромное 7-е место. Алекс Элбон в сложных условиях дождевой квалификации неожиданно для всех и даже для самого себя показал первое время во втором сегменте в субботу.  

Алекс Элбон (справа) и Ландо Норрис – друзья, но не на трассе во время гонки         

Правда, в заключительном сегменте тайский гонщик на своем «Уильямс» вообще не успел показать зачетного времени и стартовал из-за этого лишь 9-м. Но с учетом того, что перед Канадой британская «конюшня» в своем зачете имела всего лишь одно-единственное очко, и такая стартовая позиция была уже большим успехом для Элбона.

На старте, учитывая, что позади Александра стартовали обе машины «Феррари» и Серхио Перес на «Ред Булл», пилот «Уильямс» выпал из первой десятки. И лишь затем по ходу гонки, поддерживая неплохой темп, он сумел реализовать преимущество своей тактики с одним пит-стопом за счет умелого пилотирования. 

Как это ни покажется странным, лишь на 40-м круге из 70 дистанции всей гонки Серхио Перес смог отобрать у Элбона 6-е место. Понятно, что конкуренцию «Ред Булл» на нынешнем «Уильямс» не составишь. Но вот побороться с остальными гонщиками Алексу оказалось под силу. 

До самого финиша Элбон ехал, отбиваясь от непрекращающихся попыток преследовавших его пилотов. В списке тех, кому не удалось опередить Алекса, отметились и Джордж Рассел на своем подраненном «Мерседесе», и Эстебан Окон на своем быстром «Альпине». В общем, длинный «паровозик» с вагончиками более получаса утюжил канадскую трассу, но даже система DRS не позволила соперникам опередить тайского пилота. 

Гонщик Дня Гран-при Канады – Александр Элбон

В итоге, так и сохранив свою 7-ю позицию до самого финиша, Александр Элбон заработал огромное по меркам «Уильямс» количество очков – 6(!), поднявшись сразу же на 12-е место в общем зачете. А британская команда поднялась на 9-е место в Кубке конструкторов, избавившись от клейма «аутсайдер» и сразу же вплотную приблизившись к «Хаас» и «Альфа Ромео», которые используют моторы «Феррари». Браво, Алекс! Так держать! 

Следующая гонка пройдет менее чем через 2 недели на австрийской трассе «Ред Булл Ринг», и будет она к тому же с субботним спринтом, что само по себе делает уже этот этап весьма интересным.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter