90 лет со дня рождения Семена Фарады

Советский Чарли Чаплин

Семен Фарада родился в канун Нового года, 31 декабря, и в памяти публики остался человеком‑праздником, веселым шутником с печальными глазами. За уникальный комический дар его называли советским Чарли Чаплиным — актер, как никто, умел шутить смешно, но при этом тонко и интеллигентно. Его путь в кино начался далеко не сразу, да и не был Фарада баловнем судьбы. И все‑таки за четверть века кинокарьеры снялся в 130 фильмах, будучи непревзойденным королем эпизода, который всегда умел придавать смеху особую, трепетную и трогательную нотку.

коллаж Ольги Пак.

Семен Фарада родился в 1933 году в подмосковном селе Никольское (сейчас это один из районов столицы России) и от рождения носил фамилию Фердман. Отец работал администратором и начальником секретариата Главлесосбыта, а мать была фармацевтом. В войну семья Фердманов была эвакуирована в тыл, а отец будущего актера ушел на фронт: был адъютантом маршала артиллерии, затем военспецом по снабжению армии лесоматериалами. После войны, когда началась борьба с космополитизмом, его перевели на второстепенную военную базу в Ярославль, где он вскорости и умер: доконала язва желудка, открывшаяся еще в военные годы. Семен и его младшая сестра Евгения остались на попечении матери.

В школе Семен был отличником, увлекался шахматами, играл в футбол, но больше всего его привлекал самодеятельный театр, где он с удовольствием перевоплощался в героев классических пьес. Но по настоянию матери, которая не считала актерскую карьеру чем‑то серьезным, поступать решил в Военную академию бронетанковых войск, однако туда его не взяли из‑за слабого здоровья. Тогда он отнес документы в знаменитую Бауманку, поступил на электромашиностроительный факультет, но… Душа не лежала к тому, что приходилось изучать, так школьник‑отличник стал студентом‑двоечником, все свое время посвящая художественной самодеятельности. В итоге нерадивого юношу отчислили со второго курса после двойки на экзамене по начертательной геометрии. Фарада не расстроился, а пошел в армию и четыре года отслужил на Балтийском флоте, в свободное время играя в любительском театре при Доме офицеров в городе Балтийске. В спектакле «Разлом» по повести Бориса Лавренева он играл моряка‑анархиста: «Для этой роли мне, единственному из балтийских моряков, военный комендант города разрешил носить длинные волосы. И, когда на улице меня останавливал патруль и задавал вопросы по поводу моего внешнего вида, я с гордым видом протягивал официальную бумагу, выданную в комендатуре».

Семен (справа) с родителями и сестрой Евгенией.
Фото persons-info.com

После армии он по настоянию матери все же восстановился в Бауманке и окончил учебное заведение, но и педагоги, и студенты по‑прежнему знали его исключительно как участника самодеятельности. Следующие семь лет жизни прошли на серьезной работе инженера в Министерстве энергетики и электрификации СССР. И опять об руку с любительскими постановками в эстрадно‑театральной студии МГУ «Наш дом». В работе студии, кроме самодеятельных талантов, участвовали и профессионалы: комик Геннадий Хазанов, композитор Максим Дунаевский, драматурги Марк Розовский, Аркадий Хайт и Виктор Славкин, писатели Григорий Горин и Аркадий Арканов. К концу 1960‑х Фарада был уже директором студии, а после ее расформирования вместе с другими артистами получил приглашение в «Москонцерт». Поучаствовав в нескольких конкурсах эстрадных артистов и получив на одном из них диплом, он окончательно ушел из Министерства энергетики, посвятив себя любимому делу. Тогда же он начал сниматься в кино, появившись в маленьком эпизоде в фильме «Вперед, гвардейцы!» киностудии «Таджикфильм». 
Казалось бы, незначительный эпизод, но именно тогда родился его псевдоним Фарада: режиссер фильма сокрушался, что фамилия Фердман в титрах таджикской картины будет смотреться инородно. В процессе поисков от слова «шарада» придумали новую фамилию: шарада — Фарада. 

Правда, ударение как‑то естественно перекочевало на третий слог, на что актер всю жизнь обижался и поправлял тех, кто «ударял» его неправильно. Паспорт и прочие документы Семен Фарада сменил тогда же, так ему понравилось новое имя.

В 1972 году режиссер Юрий Любимов, оценив комическое дарование артиста, пригласил его в Театр на Таганке: Семену Фараде было уже почти 40 лет. А в 1975‑м случился еще один прорыв: в популярной передаче «АБВГДэйка» на Центральном телевидении Семен Фарада стал играть грустного клоуна Сеню. Правда, спустя два года новый председатель Гос­телерадио Лапин проект закрыл: он был ярым антисемитом и разрушил карьеру многих артистов, в том числе мегапопулярных певцов Вадима Мулермана и Нины Бродской. Фарада тоже попал под этот каток. Однако киностудии и тем более театр от Лапина не зависели, так что артист продолжал заниматься любимым делом: играть в спектаклях и сниматься в небольших ролях.
Известность пришла к нему в 1979‑м, когда, что называется, выстрелили сразу два фильма — «Тот самый Мюнхгаузен»​ Марка Захарова, где Фараде досталась роль главнокомандующего, и трагикомедия «Гараж» Эльдара Рязанова​, в которой он сыграл артиста‑тромбониста. 

Запоминающиеся и, главное, диаметрально противоположные образы были оценены не только зрителями, но и режиссерами, которые в полной мере оценили великий дар Фарады — нести смешное без пошлости, мило и трогательно. 1980‑е — время расцвета артиста: его приглашали в десятки фильмов. «Будьте моим мужем»​, «Возвращение резидента», «Дом, который построил Свифт», «Мой друг Иван Лапшин», «Прежде чем расстаться», «После дождичка в четверг», «Миллион в брачной корзине» и «Гардемарины, вперед!»… В музыкальной дилогии Константина Бромберга «Чародеи» Фарада сыграл безымянного гостя с юга, который должен под Новый год по разнарядке получить от советских чародеев волшебную палочку, оказывающую социально‑бытовые услуги по прей­скуранту. В его роли было всего четыре реплики, но он с полного одобрения режиссера ее расширил и дополнил так что зрители умирали со смеху, одновременно жалея этого доброго маленького человека, блуждающего по коридорам загадочного НИИЧАВО. Знаменитая фраза «Ну кто так строит? Кто так строит?!», кстати, принадлежит самому артисту: он умудрился однажды заблудиться в коридорах телестудии «Останкино», которые послужили декорациями НИИЧАВО, отчего переживания гостя с юга в кадре приобрели дополнительную краску.

А в 1984 году Семен Фарада вновь попал в фильм Марка Захарова: режиссер любил снимать «своих» актеров, с которыми успел сработаться. Роль слуги графа Калиостро Маргадона в тандеме с Александром Абдуловым актера по‑настоящему прославила: его реплики стали крылатыми, а комический хит «Уно моменто», написанный композитором Геннадием Гладковым, каждый может наизусть воспроизвести и сегодня. «На следующий день после премьеры «Формулы любви» с писателем Валентином Лавровым пошел в пивную, — вспоминал Фарада. — Как только зашли в бар, все мужики вскочили с мест и, подняв кружки с пивом, дружно запели: «Уно, уно, уно, ун моменто». Прошел всего день с показа фильма — и такой успех! Это был лучший подарок на мой день рождения! Затем песня успела даже надоесть — ее просили исполнять на всех встречах…»

Потом были «Человек с бульвара Капуцинов», «Убить дракона», «Созвездие Козлотура» по повести Фазиля Искандера и многие другие киноленты, куда актера приглашали с удовольствием, зная, что самый крохотный эпизод в его исполнении непременно запомнится зрителю. А своей лучшей ролью Семен Фарада считал сыгранного в 1990‑м портного Хаймовича в фильме «Попугай, говорящий на идиш», который снял по собственному сценарию писатель и режиссер Эфраим Севела…

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter