В Верхнедвинске до некоторых домов можно добраться только на лодке

Сушить весла рано

Витебская область от половодья пострадала меньше Гомельской. В северном регионе остаются подтоплены три моста и 14 участков дорог, четыре дома, 82 подворья и 168 хозпостроек. Больше других стихия испытывает на прочность Городокский, Витебский, Лепельский районы. В Верхнедвинском, где побывали корреспонденты «СБ. Беларусь сегодня», действует режим чрезвычайной ситуации. Из-за паводка здесь остаются отселенными 12 человек, из них семеро детей.

Старший инструктор-спасатель Верхнедвинского РОЧС Алексей Бадюков.

Паводок таких масштабов в Витебской области, к счастью, редкость. Вместе с представителями Верхнедвинского РОЧС садимся в надувную лодку — и вперед по райцентру. Наш водный маршрут ведет по улице Полевой, которая стоит на берегу впадающей в Западную Двину речки Дриссы. В обычную пору здесь очень красиво, а сейчас опасно. Как минимум без высоких резиновых сапог не обойтись, замечает начальник РОЧС Владимир Романенко:
— Радует, что большая вода с каждым днем спадает. Максимальная отметка в 10 метров 38 сантиметров достигнута 6 апреля. С тех пор уровень воды снизился на 93 сантиметра.
Такое же серьезное полноводье было в Верхнедвинске в 2013 году, когда уровень воды вырос более чем на 11 метров.

Этой весной разлив Западной Двины и Дриссы прочувствовали на себе 40 человек с улиц Полевой, Пролетарской, Возрождения, Заводской… Работники МЧС помогали с переселением жителям, которые решили переждать большую воду у друзей и родственников. Сейчас доставляют продукты, дрова, лекарства тем, кто остался дома.

Лавируя среди маяками торчащих из воды колонок, колодцев и кустов, выбираемся на дорогу. Где именно она была, теперь понять сложно — границы между улицей и вышедшей на нее Дриссой размыты. Рядом раздается плеск воды. На весла налегает Сергей Чигак из 41‑го дома. Застаем хозяина случайно: приехал за костюмом и галстуком. Улыбается:

Сергей Чигак.

— Я электромонтер, сказали, нужно сфотографироваться на районную Доску почета, так что пришлось одолжить деревянную лодку у знакомых. А вы на ПВХ аккуратнее, внизу могут быть битые кирпичи, острые трубы. Вместе с женой и двумя детьми временно живу в другом месте. Полноводье не застало нас врасплох, каждый день наблюдали, как Дрисса приближалась. Ждать, когда постучится в двери, не стали. Вернемся, как только сможем без проблем подступиться к крыльцу. Купили дом в 2014 году, так что масштабного паводка в 2013‑м не застали. Последствия нынешнего подтопления оценим позже. Если честно, очень переживаем за фундамент.

Детские качели одиноко выглядывают из воды. Опытные старожилы привязали даже беседки и колодцы, чтобы не снесло водой. Плывем дальше. Владимир Романенко признается:

— В полноводье еще никогда не сидел на веслах. Я за другой, плановый экстрим. Наше семейное хобби — байдарки, загорелся этим еще во время службы в Глубоком, подсадил и жену с сыном.


Ворота дома 39 по улице Полевой нараспашку, во дворе копошатся куры, кажется, жизнь идет своим чередом. Хозяйка Ирина Пирог никуда не переезжала. На работу в больницу, где трудится санитаркой, выходила по тропинке за домом в рыбацких сапогах. С парадного входа воды было по плечи. На памяти Ирины Анатольевны это четвертое наводнение:

— Десять лет назад пришлось плавать на собственной металлической лодке. В этот раз обошлась без нее. Переждать паводок подальше от родной Полевой не могла — разве бросишь хозяйство? Неделей раньше весь сад, огород стояли в воде. Понятно, что земля просохнет еще не скоро, но давайте будем оптимистами. Пусть с опозданием, но огородный сезон обязательно начнем — все наладится!

naumova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter