Выпала роль
Аэропорт в Бресте существовал еще до Великой Отечественной. После войны на базе боевых авиачастей создали гражданское авиапредприятие. Самолеты из Бреста летали в Барановичи, Пинск, Давид-Городок, а ключевым направлением был маршрут Брест — Минск. Сохранилась информация, что в весенне-летний сезон 1968 года аэропорт отправлял 11 самолетов в различные города страны ежедневно! В одном из новых домов по улице Набережной была открыта авиакасса…Спрос на перевозки рос, и было принято решение о строительстве нового аэропорта. Первую очередь построили в 1976‑м, а весь аэровокзальный комплекс сдали в эксплуатацию в 1986 году. В 1993‑м аэропорту Брест присвоили статус международного.
И хоть аэропорт продолжал круглогодично обслуживать грузовые воздушные суда белорусских и российских авиакомпаний, регулярные полеты пассажирских судов сначала сократились, а потом и вовсе прекратились.
Попыток вдохнуть жизнь в аэропорт было немало. Летали чартеры в южные страны, сезонно — в Калининград...
Аэропортом интересовались кинематографисты. В 2010 году здесь снимали эпизод для фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой».— Мы долго искали подходящий аэропорт, — рассказал в свое время один из продюсеров картины Алексей Кублицкий. — Сначала — в Узбекистане. Но многие из них были в полуразрушенном состоянии, остальные одеты в пластик. Когда был в Минске, увидел, как здесь бережно относятся к архитектуре советских времен. Ко всему прочему, брестский аэропорт можно было полностью закрыть для съемок.
В декабре 2019‑го аэропорт областного центра опять превратился в съемочную площадку — российский режиссер Александр Домогаров-младший снимал фильм «Пальма».
В конце 2022 года режиссер Сергей Попов набирал брестчан в массовку для шпионского детектива «ГДР», который в 2024‑м вышел на телеэкраны.
— Снимали прилет героев в аэропорт Восточного Берлина. Стоянку заполнили ретроавтомобилями. По сюжету была осень, а в Бресте выпал снег. Так брандспойтами сбивали снег с елок, — вспоминает напряженные дни брестский фотограф Юрий Макарчук, которого приглашали фотографировать процесс съемок фильма.
Городу и миру
Сниматься в кино, конечно, интересно, но работники Брестского филиала ГП «Белаэронавигация» мечтали чаще встречать и провожать самолеты. Ведь, несмотря на отсутствие регулярных полетов, гавань продолжала принимать грузовые лайнеры, частные самолеты и официальные делегации. И аэропортовый комплекс поддерживался в рабочем состоянии.В последние годы была реконструирована взлетно-посадочная полоса, установлено новое светосигнальное оборудование, отремонтирована автостоянка.
— Аэропорт в полном объеме подготовили к обслуживанию и приему воздушных судов Embraer-175, Embraer-195. Повторно прошли переподготовку инженерно-технический персонал и персонал авиационной безопасности, работники участка, который занимается регистрацией и обслуживанием пассажиров, — поделился начальник Брестского филиала ГП «Белаэронавигация» Александр Докучиц.
Под новый авиарейс городские власти скорректировали расписание автобуса № 77 сообщением Брест — Жабинка, который будет заезжать в аэропорт. В здании аэровокзала установили банкомат, открыли кафе.
В числе пассажиров первого рейса из Москвы стал генеральный директор ОАО «Авиакомпания «Белавиа» Игорь Чергинец:
— Мы возобновляем утраченные связи. В конце 2023‑го начали полеты в Москву из Гомеля, недавно запустили рейс из Гомеля в Санкт-Петербург. Уверен, что прямое авиасообщение между Брестом и Москвой будет способствовать укреплению деловых контактов с партнерами из России, откроет новые перспективы развития туризма и культурного взаимообмена.С этим согласен гендиректор студии «Военфильм» народный артист Российской Федерации Игорь Угольников, прибывший 3 апреля в Брест для участия в мероприятиях, посвященных 100‑летию основания киностудии «Мосфильм» и 100‑летию белорусского кинематографа.
— Если бы летали самолеты, когда снимал фильм «Брестская крепость», дела бы шли намного быстрее, — признался Угольников.
И первый зарегистрировавшийся на рейс из Москвы Владимир Ануфриев подтвердил, что это тот случай, когда время — деньги:
— Мы 15 лет занимаемся бизнесом в свободной экономической зоне «Брест», и этот рейс для нас важен.
Брестчанка Татьяна Калишок рассказала, что прилетела из Москвы вместе с дочерью Варей:
— Мы отдыхали на Бали. Тряслись бы сейчас в поезде 12 часов, а тут раз — и дома. Удобно, комфортно, быстро. Ну и встретили нас торжественно, что тоже приятно.
Игорь Чергинец подчеркнул, что «Белавиа» намерена развивать возможности и других региональных аэропортов: увеличивать частотность полетов регулярных рейсов, работать над чартерной программой.
А из Бреста уже 13 мая предусматривается возобновление чартерных перевозок в Анталию. Также рассматривается возможность открытия рейса в Санкт-Петербург, Сочи и другие российские города.