Почему выбрана стратегия покопеечного повышения и понижения цен на бензин и ДТ и зачем нужен нефтеюань

Топливный баланс

♦ Какие льготы имеют белорусские сельхозорганизации при покупке ГСМ?

♦ Что с преференциями и ценами в других странах?

♦ Почему выбрана стратегия покопеечного повышения и понижения цен на бензин и ДТ?

♦ Зачем нужен нефтеюань?

♦ Путь на Запад закрыт. Повернем на Восток? …И с Востока на Запад?

♦ Что помогает выстоять в условиях санкций белорусским НПЗ?

♦ Когда исчерпаются запасы нефти?

Вновь с 4 апреля на одну копейку снижена стоимость автомобильного топлива. В период посевной, конечно, и копейка рубль бережет. Топливо — тот стратегический ресурс, от которого зависит, будем ли мы с хлебом. На нынешний год хозяйствам и льнозаводам республики необходимо 710 тысяч тонн дизтоплива, 58 тысяч тонн бензина и 28,7 тысячи тонн моторных масел и смазок. Их покупка обойдется в 2122,2 миллиона рублей, в том числе в январе — мае — 732,2 миллиона. Это одна из больших статей затрат в сельхозорганизациях после минеральных удобрений. Государство для смягчения финансовой нагрузки оказывает поддержку сельхозпроизводителям. 

Фото из архива «СБ»

Со снабжением аграриев ГСМ никогда нет проблем, отметил начальник отдела оптовых продаж фанипольского РДУП по обеспечению нефтепродуктами «Беларуснефть-Минскоблнефтепродукт» Денис Юркевич:

— Топливо хозяйства приобретают безакцизно, дешевле на 15 процентов, чем обычные потребители. Мы продаем полученные по трубопроводу от «Нафтана» дизель и бензин Минской, Брестской, Могилевской областям и городу Минску. Такая доставка несколько дешевле, чем по железной дороге. 

«Труба» — самое оптимальное решение по транспортировке нефтепродуктов во всем мире. Она считается экологически чистой, демократичной по логистическим затратам и скоростной: одно нажатие кнопки — и топливо поступает заказчику практически сразу.

В советское время прокачка была на пике моды. В Беларуси построили целую сеть, предназначенную для обеспечения внут­ренних потребностей республики в энергоносителях, а также для их транзита в Восточную Европу. В частности, в конце 1980-х началась прокладка нефтепродуктопровода Полоцк — Минск, который должен был обеспечить топливом центральные регионы Беларуси, а затем протянуться на запад в страны СЭВ. Правда, достроили его только до Фаниполя. 

С распадом СССР «труба» оказалась невостребованной. Из-за низких тарифов на железной дороге заказчиков на прокачку не нашлось. Только с созданием Единого экономического пространства конъюнктура изменилась. В системе концерна «Белнефтехим» задумались о возрождении трубопроводного транспорта на республиканских маршрутах. 

— Старая ветка находилась не в лучшем техническом состоянии. Фактически по этому пути проложен новый продуктопровод, связавший Новополоцк с Фаниполем и заработавший в январе 2019 года, — рассказал Денис Юркевич.

А первые тонны светлых нефтепродуктов прокачаны в Крулевщизну в 2017-м. Магистральный продуктопровод протяженностью более 290 километров связал ОАО «Нафтан» и склады хранения производственного объединения «Белоруснефть» в Витебской и Минской областях. В уникальный проект инвестировано около 70 миллионов рублей, или 35 миллионов долларов. История развития «Дружбы» и, в частности, реализация проекта по строительству нового продуктопровода — пример того, как предприятия могут и должны приспосабливаться к меняющимся условиям хозяйствования. Чего требует и наше непростое время. Как констатируют в концерне «Белнефтехим», приоритет отдан внутреннему рынку. 

Инфографика Ольги ПАК

Ценовые льготы на ГСМ для аграриев установлены и в других странах. В Казахстане с учетом доставки, иных затрат дизтопливо для сельхозтоваропроизводителей дешевле, чем на АЗС, на 13—14 процентов. Его стоимость для нужд сельского хозяйства определяется путем соглашения с участниками рынка ГСМ и устанавливается добровольно самими ресурсодержателями нефтепродуктов. Отгрузка дизельного топлива с НПЗ на приоритетной основе. Как и в нашей стране, составляется график поставок при проведении массовых сельхозработ. При этом контроль и мониторинг отгрузок — на еже­суточной основе. 

Взметнувшиеся цены на углеводороды, пройдя в некоторых европейских странах психологическую отметку в 2 евро за литр, до сих пор больно бьют по ряду отраслей: из-за резкого подорожания дизеля и бензина в Европе серьезные проблемы у перевозчиков, аграриев, рыбаков, даже в туристической отрасли. В некоторых городах прошли протестные акции. В Париже так «сдетонировали», что уличные шествия и беспорядки возникают, кажется, по любому поводу, расшатывая кресло под Макроном. 

Евросоюзом выработана схема компенсаций, в том числе фермерам. А в Финляндии для сельхозпроизводителей введены налоговые послабления. 

В Нидерландах литр девяносто пятого стоит без одного цента 2 евро, девяносто восьмого — 2,12, в Норвегии — 2,05 и 2,19 евро, Финляндии — 1,93 и 2,03 соответственно. Близки к 2 евро цены во Франции. 

Но свет в конце тоннеля есть: дешевеет баррель Brent. Это и предопределило снижение стоимости ее производных. Автомобилисты и фермеры надеются, что такой необходимый продукт упадет в цене.

Но рынок нестабилен. Так, в Италии, в отличие от других стран, дизель стал дороже. Немецкий автомобильный клуб указывает на разницу между ценами в отдельных федеральных землях — почти в евро между самым дорогим и дешевым. В Германии водителям, желающим сэкономить, советуют заправляться вечером, а не утром, так как с 18 до 19 и с 20 до 22 часов цена ниже. 

На фоне еврокризиса особенно заметна успешная сдерживающая политика в Беларуси: стоимость автомобильного топлива повышалась постепенно — покопеечно. В первый раз в прошлом году цены выросли 1 марта. Тогда значительно подорожала нефть: с декабря 2021-го по февраль 2022-го баррель поднялся с 74,1 доллара до 97.


А в 2021 году вырос на 54,5 процента, тогда как топливо всего на 16,3 процента. Для обеспечения финансовой устойчивости белорусских производителей нефтепродуктов и удовлетворения в полном объеме потребностей республики концерн «Белнефтехим» выработал плавную стратегию повышения цен: принято решение о проведении их индексации с шагом до 2 копеек за литр. 

Россия и Беларусь удерживают самые низкие на континенте цены на бензин и ДТ. Российское Минэнерго рассчитывает, что их динамика в текущем году сохранится в пределах инфляции. До начала военной операции в Украине РФ была крупнейшим поставщиком топлива в Европу. По оценкам аналитиков, по состоянию на конец 2022-го ЕС закупал почти 1,3 миллиона баррелей нефтепродуктов в день, приблизительно половина приходилась на дизель. Однако после эмбарго на российскую нефть и нефтепродукты и ответных мер Москвы, запретившей их поставлять лицам и организациям, в контрактах с которыми фигурирует ценовой лимит, экспорт энергоносителей сократился. 

Но, как говорят, свято место пусто не бывает. Так, Китай наращивает экспорт ДТ в Евросоюз. Отгрузка из Поднебесной в декабре достигла самого высокого уровня по меньшей мере с 2016 года, отмечает Bloomberg. Правда, увеличившееся внут­реннее потребление несколько приостановило процесс. 

С 2025-го собираются ввести нефте­юань. Причина понятна: цена нефти и другого сырья зависит не только от спроса и предложения, но и в большей степени от действий Федеральной резервной системы США. КНР нужны стабильность и предсказуемость конъюнктуры, она желает самостоятельно определять их, а не зависеть от Штатов. Этого хотели бы добиться и экспортеры нефти, но до 2025 года еще многое может измениться. 

Кувейт в 5 раз — до 2,5 миллиона тонн — намерен увеличить поставки дизтоплива в Европу в 2023-м. В последние годы эта страна потратила десятки миллиардов долларов на модернизацию и возведение нефтеперерабатывающих заводов. Самая большая инвестиция — строительство Al-Zour, одного из крупнейших НПЗ в мире, рассчитанного на переработку 615 тысяч баррелей сырой нефти ежедневно.

Ожидается, что другие ближневосточные трейдеры, такие как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, также увеличат экспорт топлива в Европу в 2023-м. Вместе с тем Саудовская Аравия, крупнейший продавец светлых нефтепродуктов, импортировала из России 2,5 миллиона тонн дизтоплива, что намного больше, чем когда-либо за последние шесть лет. Потоки показывают, как меняется направление мировой торговли энергоносителями после введения санкций по поставкам из РФ.

Российский экспорт ДТ в Бразилию, Марокко, Сенегал, Турцию, Египет и Тунис также увеличился в последние месяцы — год назад эти страны даже отсутствовали в первой двадцатке. «Сдобрите российское топливо несколькими щепотками чужого в стиле Солт Баэ (известный турецкий повар), и оно перестанет быть русским», — шутят аналитики.

Отечественные НПЗ после начала СВО вдвое сократили переработку нефти, озвучил такую информацию Премьер-министр Роман Головченко: «Для белорусских нефтеперерабатывающих заводов в условиях усиления санкций исходим из задачи по обеспечению внутреннего рынка. В этой связи сбалансирована их загрузка». 

Напомним, Украина в 2021 году импортировала нефтепродукты из Беларуси на 2,351 миллиарда долларов. Туда направлялось около трети экспорта этой продукции, преимущественно производства Мозырского НПЗ.

В Беларуси два НПЗ, хотя для покрытия потребностей на внутреннем рынке — 5—6 миллиона тонн ежегодно — достаточно мощностей одного завода. В нынешних условиях компаниям отрасли необходимо не только выстоять, но и научиться эффективно работать. Поэтому основные тренды, которые наметились в прошлом году, в том числе налаживание схем экспорта, вероятно, получат развитие в нынешнем и будут прочно связаны с преодолением последствий разрыва прежних экономических связей. «Нашему нефтехимическому комплексу оказана беспрецедентная помощь со стороны государства, которая выражалась в предоставлении налоговых льгот и налоговых кредитов, финансировании нашей текущей деятельности, в регулировании цен на топливо», — подчеркнул в одном из интервью генеральный директор ОАО «Нафтан» Андрей Сойко в конце 2022-го. 

Нефтянке помогает выстоять и подписанный договор между Беларусью и Россией об общих принципах налогообложения по косвенным налогам. Он решил для нашей страны важный вопрос российского налогового маневра в нефтяной сфере: углеводородное сырье из РФ будет обходиться дешевле, что открывает больше возможностей с экспортом топлива. 

Приведем несколько цифр, свидетельствующих о переориентации внешних потоков. В 2022 году экспорт товаров и услуг Витебской области увеличился на 1,3 миллиарда долларов по сравнению с 2021-м, причем экспорт товаров возрос в 1,8 раза. В это же время товарооборот региона с Объединенными Арабскими Эмиратами — 2,4 миллиарда долларов, проинформировали в Витебском облисполкоме. Доля ОАЭ во внешних поставках области — 49 процентов. Результат достигнут во многом за счет экспорта нефтепродуктов. В регионе также зарегистрировано два предприятия с капиталом из Эмиратов. Их сферы деятельности — оптовая торговля автозапчастями и топливом (бензином, керосином, дизелем). 

Мозырский НПЗ работает в плановом режиме, сообщает телеграм-канал предприятия, но готовится к ремонту. Идет масштабная модернизация производства, что позволит повысить глубину переработки нефти до 90 процентов и выше.

«Прогнозируем по итогам I квартала прибыльную работу», — доложил председателю Гомельского облисполкома генеральный директор ОАО «Мозырский НПЗ» Виталий Павлов. 

Каковы перспективы у нефтепереработки и насколько длинный у нее век? Всеобщая тенденция — ужесточение экологических требований к отрасли и увеличение глубины переработки углеводородного сырья. Запасы нефти истощаются, бьют тревогу специалисты. Заместитель начальника производства № 1 по технологии производства «Нефтяные топлива и ароматика» ОАО «Нафтан» Виталий Ремез смотрит на проблему под другим углом:

— Концепция исчерпания запасов распространена. Нефть заканчивается в определенных местах и в определенное время. Разумеется, есть множество других месторождений, как разведанных, так и пока неизвестных. Величину мировых запасов объективно оценить сложно, для такого прогноза человечество должно предсказывать будущее науки и технологий. Высокая экономическая эффективность продолжает быть стимулом в поиске месторождений. Благодаря тому что новые технологии уменьшают затраты на добычу нефти, со временем какая-то ее часть в недрах земли попадет в число доказанных запасов.

Среди последних трендов в топливном секторе — выпуск возобновляемого дизеля. С начала прошлого года мощности по его производству, к примеру, в США удвоились. В 2023-м половина соевого масла в Штатах пойдет на эти цели. Несмотря на популярность биотоплива в ряде стран (США, Бразилия), бензин отнюдь не теряет свои позиции. А недавние подсчеты американских ученых о том, что во время производства бензина в атмосферу попадает почти на 25 процентов меньше вредных веществ, чем при выпуске биоэтанола, дают нефтяному горючему весомые баллы на десятилетия вперед.

klimovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter