Сегодня в Сочи открывается второй Форум регионов Беларуси и России

У самого синего моря

В Сочи открывается второй форум регионов Беларуси и России
Основной повесткой форума станет обсуждение промышленной политики Союзного государства: запланированы заседания, «круглые столы», пресс–конференции. Важным итогом форума должно стать подписание шести межправительственных и девятнадцати межрегиональных соглашений. Помимо этого, на «полях форума» планируется обсудить такой важный вопрос, как организованные поставки белорусских товаров в торговые сети России.

Поначалу форум планировали провести в другом городе. Однако инфраструктура Сочи оказалась самой подходящей для мероприятия такого уровня.
Фото РИА НОВОСТИ

...Чтобы показать товар лицом, уже с понедельника на двух площадках в центре Сочи работают выставки–ярмарки белорусских товаров. На площади Южного мола местного морского порта можно купить брестскую колбаску, отведать гомельский пармезан, полакомиться белорусской шоколадкой и даже... приобрести валенки. Свою продукцию привезли 35 крупных предприятий из Минска и всех шести областей Беларуси. Открылась ярмарка 14 сентября. По словам организаторов, уже за первый час работы к товарам пришли прицениться более пяти тысяч горожан. Поспешила на белорусскую выставку–ярмарку и корреспондент «СОЮЗа».

...Площадь встречает смесью приятных запахов элитных сортов сыра, колбас и кваса. Мое внимание привлекла очередь у одной из витрин. Под стеклом — мясные деликатесы из Гродно. Здесь можно купить с десяток видов колбас, причем по разумным ценам. К примеру, килограмм сервелата обойдется в 450 рублей, а вкуснейшей «Брестской» — в 520 рублей.

— Очень качественный продукт. Знаю, потому что всегда покупаю эту колбасу, когда бываю в Беларуси, — делится со мной сочинка Елена Серегина.

Не успев пройти и двух шагов, слышу приятный мужской голос: «Не проходите мимо, давайте сыра попробуем!»

Как потом выяснилось, на импровизированную дегустацию меня зазывал помощник гендиректора гомельского молочного завода «Милкавита» Дмитрий Кушнер.

— Такого пармезана, как у нас, вы наверняка еще не ели. К тому же после введения санкций точно захотите приобрести наш аналог зарубежного продукта, — поясняет Кушнер. — Его рецептура полностью соответствует итальянской.

Специалист не обманул: пармезан действительно оказался очень вкусным. К радости же сочинцев, выяснилось, что скоро фирменные магазины завода могут появиться и на юге. По словам Кушнера, сейчас идут соответствующие переговоры.

А вот у палатки знаменитой кондитерской фабрики «Коммунарка» посетителей встречают... две Красные Шапочки с образцами сладкой продукции. Впрочем, такую вкуснятину можно даже не рекламировать!

Ну а самая креативная реклама — у производителя обуви «Марко»: в Сочи из Витебска привезли огромный ботинок в половину человеческого роста. Но есть здесь и иная обувка: ... валенки! Большие и совсем крохотные, с вышивкой, с пушком, на резиновой подошве и без и даже на молнии. Стоимость разнится в зависимости от количества деталей, сделанных вручную, — от 500 до 2 тысяч рублей.

— Не поверите, но наш товар оказался одним из наиболее востребованных. Только за первый день продали более 30 пар, — радуется сотрудница Смиловичской валяльно–войлочной фабрики Валентина Ерошкина.

Работать ярмарка белорусских товаров будет до 18 сентября. Ее участники очень надеются, что даже после закрытия второго Форума регионов Беларуси и России они смогут привозить свою продукцию в Краснодарский край, причем уже на регулярной основе. По большому счету ради этого форум и затевался.

Ольга Бондаренко

bondarenko@rgkuban.ru

Азбука интеграции. Урок второй


С чем приехали белорусы на второй Форум регионов Беларуси и России?

Брестская область. У области налажены деловые связи с 79 российскими регионами. О новых возможностях «СОЮЗу» рассказал председатель Брестского облисполкома Анатолий Лис.

— Анатолий Васильевич, что сегодня представляет собой промышленность области?

— Это около 300 основных предприятий, на которых заняты более 104 тысяч человек. Исторически сложившаяся аграрная специализация экономики Брестчины отражается и на ее структуре: более 48 процентов занимает пищевая и перерабатывающая промышленность. В России хорошо знают сметану и молоко предприятия «Савушкин продукт», плиты «Брестгазоаппарата», мебель «Холдинговой компании «Пинскдрев», сладкую продукцию Жабинковского сахарного завода, консервы и колбасы акционерного общества «Березовский мясоконсервный комбинат» и других.

— Брестчина расположена на стыке Евразийского экономического союза и ЕС, является связующим звеном между Востоком и Западом. Как развивается логистика?

— В Брестской области функционируют 5 логистических центров, предоставляющих весь комплекс услуг, в том числе складских, сопровождающих и в области таможенного дела. Один из крупнейших в Центральной Европе — Брестский железнодорожный узел. Перспективным направлением сотрудничества в логистике является реализация концепции «Экономический пояс Шелкового пути». Прорабатывается возможность увеличения количества железнодорожных составов, проходящих из Азии через Брест в Европу.

— Одна из целей форума — создать еще более комфортные условия для развития экономических и хозяйственных отношений между регионами Беларуси и России.

— Россия для нашей области — основной партнер. Внешнеторговый оборот по итогам 2014 года — почти 2,5 миллиарда долларов. Причем экспорт — более 2 миллиардов. Мы сотрудничаем с 79 субъектами России. Подписаны и действуют 19 соглашений. Наибольший внешнеторговый оборот Брестчины в 2014 году сложился с Москвой, Санкт–Петербургом, Московской, Смоленской, Брянской, Нижегородской, Свердловской, Ростовской и другими областями. Договоры о побратимстве у нас заключены с 35 городами и районами России.

В мае в Санкт–Петербурге результативно прошли Дни экономики Брестского региона в Ленинградской области. В начале июня мы принимали делегацию Псковской области во главе с губернатором Андреем Турчаком. В первом полугодии провели ярмарки–продажи продукции предприятий–производителей Брестской области в Самаре, Пензе, Рязани, Новокуйбышевске, Петрозаводске и Ижевске. С администрацией Невского района Санкт–Петербурга на осень согласовано проведение 8 ярмарочных мероприятий, решается вопрос о проведении ярмарок в Москве.

— На форуме планируется подписание новых межрегиональных контрактов?

— В ходе подготовки к форуму предприятия Брестчины вели переговоры с целью заключения контрактов с российскими партнерами на сумму около 30 миллионов долларов. Мы намерены подписать соглашение о сотрудничестве с администрацией Псковской области, где будет оговорен план мероприятий по торгово–экономическому, научно–техническому и гуманитарно–культурному сотрудничеству между нашими областями на 2015–2017 годы. Есть также договоренность о подписании Протокола о намерениях по развитию сотрудничества между правительством Удмуртской Республики и Брестским облисполкомом, плана мероприятий о сотрудничестве с Брянской областью на два ближайших года.

Витебская область. В Сочи приехали представители семи витебских предприятий, включая Оршанский льнокомбинат и обувные компании «Марко» и «Белвест», производящие более 40% белорусской обуви.

Предприятия региона рассчитывают подписать контрактов на 4,3 млрд российских рублей. Витебщина сотрудничает с 73 российскими регионами, самый большой товарооборот — с Московской областью, Москвой и Смоленском. В регионе ждут инвесторов, готовых открыть крупные предприятия по производству молока и мяса.

Но разве можно представить белорусскую выставку на втором Форуме регионов в Сочи без знаменитого льняного полотна? Текстиль Оршанского льнокомбината будет презентован на ярмарке в общей экспозиции предприятий концерна «Беллегпром» и в широком ассортименте. Помимо классических скатертей и рушников, оршанцы привезут на форум новинки: постельное белье, не требующее глажки, мягкие льняные пледы и покрывала, махровые полотенца из котонизированного льна, комплекты для бани, шторы и тюль.

Белорусский лен, голубые цветки которого вплетены в государственный герб, покупают многие страны мира. И если три–четыре года назад основу льняного экспорта составляло сырье и технические ткани, то сейчас производство шагнуло далеко вперед — на льнокомбинате появилось оборудование, которое умягчает лен, усаживает, придает ему различные эффекты. Из короткого волокна, которое раньше было пригодно только для производства мешковины, шпагата и веревки, здесь научились делать домашний текстиль, льняной «джинс» и даже изделия, имитирующие льняной трикотаж.

Инфографика «РГ» / Антон ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ / Михаил ШИПОВ / Леонид КУЛЕШОВ / Виктор РАСТОРГУЕВ

Качественную тонкую льняную ткань получают, как известно, из длинного льноволокна, а лен, который убирают с белорусских полей, дает его всего 30 процентов. Остальное — короткое, спутанное, с примесью костры. Еще вчера, по сути, отходы, из которых сегодня путем котонизации получают качественную пряжу и делают костюмные, мебельные и декоративные ткани, ткани для обувной и галантерейной промышленности, шьют декоративные пледы, скатерти и салфетки, шарфы, палантины, мягкие махровые халаты и полотенца. Одно из новых направлений — изделия с трикотажным эффектом, их тоже, как ни удивительно, делают из тканого льна с современной заключительной отделкой.

Широкий ассортимент — более пяти тысяч артикулов продукции — предмет гордости оршанских текстильщиков, только различных моделей комплектов постельного белья они предлагают более пятисот. И, конечно, на Форум регионов в Сочи привезут лучшее. Об основной коллекции, которая называется «Травушка–муравушка» рассказала начальник бюро отдела продаж Елена Пугачева:

— Коллекция интересна сочетанием традиционных льняных цветов со светлыми тонами, эта гамма самая востребованная на рынке Европы. В коллекции использованы народные мотивы, кружево, красная вышивка. Благодаря нашим новым технологиям она охватывает весь домашний текстиль: оформление окна, декор кровати, стола, кухонные наборы. Смотрится коллекция интересно, красочно, благородно. Уваренные льняные пледы и покрывала из мягкого котольна — их никто не выпускает на постсоветском пространстве — думаю, станут, хитом продаж.

Ежемесячный товарооборот с партнерами из России у Оршанского льнокомбината около 24 миллионов российских рублей. Торговые дома предприятия работают в Москве, Иваново, Кемерово, есть представительство в Санкт–Петербурге, поставки идут в Сибирь, на Дальний Восток, в Закавказье.

В начале сентября на комбинате побывал Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота. Его интересовали технические возможности применения новых научных разработок союзной программы «Лен». Госсекретарь убедился, что в Орше все для этого есть. Сейчас на предприятии приступают ко второй очереди модернизации производства, на обновление будет потрачено около 50 миллионов долларов.

Гомельская область сотрудничает с 76 регионами России. В Сочи приехали представители 15 ведущих предприятий региона. Гомельчане рассчитывают заключить 8 торговых контрактов на сумму 1 313 млн российских рублей.

«А давайте махнем в Сочи на комбайнах, — шутили рабочие «Гомсельмаша», отправляя свою технику на второй Форум регионов Беларуси и России. На заводских подъездных путях деловито, без суеты погрузили на железнодорожные платформы машины в упаковке и колеса. Жатки поехали отдельно — автотранспортом. До этого специалисты проверили все механизмы, каждый винтик — комбайны должны быть в идеальном состоянии. Если потребуется выйти в поле прямо с выставочной площадки — выйдут без проблем...



В Сочи гомельчане отправили 4 машины: зерноуборочные комбайны «Палессе GS14», «Палессе GS16», кормоуборочный комплекс «Палессе FS 8060» и самоходную косилку «Палессе СS200». Каждый агрегат уникален по–своему, рассказал корреспонденту «СОЮЗа» начальника управления рекламы и показа техники ОАО «Гомсельмаш» Павел Попрушко:

— Комбайн «Палессе GS16» по производительности первый на просторах бывшего СССР и не только. «Палессе GS14» близок к нему по характеристикам. Оба оснащены молотильными аппаратами 1700 мм, не имеющими аналогов в СНГ, — широкий захват, высокая производительность. Это машины, которые наиболее эффективно себя показывают на полях с высокой урожайностью — на Кубани, в Ставрополье.

Комплекс «Палессе FS 8060» — самый мощный в СНГ кормоуборочный комбайн. А самоходная косилка «Палессе СS200» предназначена для раздельной уборки колосовых, зернобобовых, крупяных культур, что актуально для Сибири, Алтая, где из–за короткого лета зерно дозревает в валках. В общем, все машины, которые мы представим на форуме, подходят для различных регионов России.

Новая техника создавались на «Гомсельмаше» по поручению Президента Беларуси. Ставилась задача «догнать и перегнать немцев», а точнее агрогигант «Клаас». Белорусы создали одинаковые по классу, но более дешевые по цене комбайны. Теперь соперничество продолжается уже в поле. Кстати, американцев гомельчане уже догнали и перегнали: по объемам продаж на приоритетном для белорусов российском рынке «Гомсельмаш» в разы опережает знаменитый «Джон Дир».

К слову, гомельский комбайн вполне можно считать союзным детищем, а по его узлам и механизмам изучать промышленную карту России. Двигатели — Ярославль, сидения — Серпухов, электрооборудование — Псков, кондиционер — Тольятти, металл — Череповец и т.д. Например, «Палессе GS12» на 53 процента состоит из российских комплектующих. На «Гомсельмаш» работают десятки российских предприятий, а гомельчане выпускают современные агрегаты для российских аграриев. В этом году им отправлено 959 машин, это на 29 больше чем в прошлом году.

Недавно на «Гомсельмаш» из Амурской области пришло письмо от временно исполняющего обязанности губернатора Александра Козлова: «Выражаю вам признательность за всестороннюю поддержку по перевооружению сельского хозяйства Амурской области современной зерноуборочной и кормоуборочной техникой». И это сказано не ради красного словца. На совместном предприятии уже выпущено более полусотни комбайнов «Амур–Палессе», собраны десятки белорусских прототипов этого комплекса. Комбайны необычные — на гусеничном ходу, высокой проходимости. Все дело в том, что после ливневых дождей и наводнений по здешним полям, как шутят местные жители, можно ездить только на танке. «Амур–Палессе» — настоящий вездеход и грязи не боится.

Совместные производства появились также в Красноярске и Брянске. В планах — новое СП в Алтайском крае, с максимальным использованием комплектующих местных производителей.

Гродненская область ведет торговлю с 75 регионами России. В Сочи планируется подписать контракты почти на 5 млн долларов. В ближайшей перспективе — заключение договоров с россиянами еще почти на 14 млн долларов.

На второй Форум регионов от Гродненщины приедут сразу два мясокомбината: Слонимский и Гродненский. Продукция Гродненского мясокомбината в России хорошо известна. В прошлом году сразу три наименования гродненских колбасных изделий были признаны лучшими товарами Беларуси на рынке Российской Федерации. Секрет прост: на мясокомбинате придирчиво оценивают все рецепты — от старобелорусских и советских ГОСТовских до разработанных современными технологами и следят за тем, чтобы в их состав входили только высококачественные ингредиенты.

Буквально несколько месяцев назад на мясокомбинате запустили в эксплуатацию новый уникальный полностью автоматизированный цех по производству сырокопченых колбас, который позволяет производить до 550 тонн изделий в месяц. Генеральный директор открытого акционерного общества «Гродненский мясокомбинат» Анатолий Гришук рассказал, что еще планируя это масштабное нововведение, серьезно рассчитывал на российский рынок:

— В Сочи мы привезем богатый ассортимент своей продукции. От элитных сырокопченых колбас до недорогих вареных. Это хороший, качественный товар. Мы готовим наши копчености и колбасы только из охлажденного, а не из замороженного мяса. Совсем недавно у нас на предприятии были представители Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России. Мы готовы выполнить все их требования, чтобы с 1 ноября получить сертификат, позволяющий поставлять нашу продукцию в регионы с мусульманским населением.

Но не только колбасой известен «Гродненский мясокомбинат» в России. Администрация этого предприятия регулярно проводит спортивные и культурные мероприятия, в которых обязательно принимают участие российские гости. Будь то пленэр резчиков по дереву или 11–дневный велопробег «Европа без границ» для спортсменов–любителей. Всегда готов принять россиян замечательный агротуристический комплекс «Городенский маснтак «Коробчицы». Буквально пару недель назад здесь гостили главы правительств стран–членов ЕАЭС, включая премьер–министра России Дмитрия Медведева.

Есть у мясокомбината и свое охотничье хозяйство, где можно попробовать себя в королевском виде охоты: на фазана. В год здесь выращивается 5 тысяч фазанов. Побывавшие здесь россияне приезжают сюда вновь и вновь — уже с друзьями и семьей.

Минск. У минских предприятий заключено с россиянами контрактов на 7 млрд российских рублей. Чего городские власти ожидают от форума? Об этом — зампредседателя Минского горисполкома Жанна Бирич.

— Мне приятно отметить, что первый Форум регионов Беларуси и России был проведен в июне прошлого года именно в столице Беларуси. Тогда в нем приняли участие свыше 180 человек с российской стороны (были представлены 19 регионов) и около 120 человек с белорусской. На втором Форуме предстоит решить ряд концептуальных вопросов. Несмотря на налаженное взаимодействие, в отношениях промышленных комплексов двух стран остается немало неиспользованных возможностей. Свои подходы мы намерены высказать на заседании одной из секций. Обмен мнениями позволит определить единые и согласованные подходы местных органов власти наших стран.

Большие надежды возлагаем на выставку промышленной продукции, ярмарку–продажу белорусских товаров, по результатам которых намерены подписать ряд коммерческих контрактов и соглашений с регионами России. Среди более 80 белорусских предприятий, представляющих товары и услуги, свыше 20 — столичные. Среди них такие известные, как ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш», ОАО «МАЗ — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ», ОАО «Амкодор» — управляющая компания холдинга», ОАО «Минский тракторный завод», ОАО «ММЗ им С.И. Вавилова» — управляющая компания холдинга «БелОМО», ОАО «Управляющая компания холдинга «Горизонт», ОАО «Интеграл» — управляющая компания холдинга «Интеграл», ЗАО «Атлант», ОАО «МЗКТ», РУП «Белмедпрепараты», УП «Минскинтеркапс».

Широкий спектр потребительских товаров белорусского производства смогут приобрести посетители ярмарки–продажи. Караван с белорусскими молочными, мясными, кондитерскими изделиями, трикотажем и обувью отправился в Сочи еще 13 сентября. На ярмарке представят себя основные столичные бренды КУП «Минскхлебпром», СОАО «Коммунарка», ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч», ОАО «Криница», СП ООО «Белита». Сувениры предложит предприятие «Белхудожпромыслы». И, конечно, ярмарка не обойдется без яркой культурной программы. Порадует зажигательными выступлениями заслуженный любительский коллектив — ансамбль белорусской песни «Терница».

Минская область. Товарооборот Минской области с Россией составил в 2014 году 5 млрд 239 млн долларов. На форуме будут заключены договоры и контракты на 100 миллионов долларов.

Очередные новинки представляет в Сочи Белорусский автозавод из города Жодино. Обе они хоть и сделаны в Беларуси, имеют самое непосредственное отношение к России. К примеру, 90–тонный самосвал марки «БЕЛАЗ» нового поколения с двигателем Камминз и электрической трансмиссией хорошо известен в России, там используется около 60 единиц такой техники. Развитием этого ряда машин стала модель 75583, разработанная по заказу российского предприятия, использующего белорусские машины грузоподъемностью 110 тонн. Основное отличие новинки, первый экземпляр которой представлен на форуме, в том, что на 90–тонник установили такой же двигатель, как на 110–тонник. Это потребовало изменить раму автомобиля, внести другие изменения в конструкцию — работа шла полтора года. Однако теперь заказчик получил возможность унифицировать обслуживание карьерной техники разных классов и тем самым сэкономить немалые средства. Еще одно немаловажное достоинство новинки — в нем использован электропривод российского предприятия «Силовые машины».

На БЕЛАЗе корреспонденту «СОЮЗа» пояснили, что расширение модельного ряда выпускаемой карьерной техники — одна из стратегических целей предприятия. Ведь на него приходится до трети мирового рынка карьерной техники. Эти изделия белорусской марки работают в разных уголках России, куда направляется львиная доля продукции завода, а также в Европе, Азии, Латинской Америке, Австралии, в самых разных климатических и горных условиях. Соответственно различаются и запросы заказчиков. Чтобы удовлетворить их, на предприятии за годы его деятельности разработано и освоено в производстве более 500 моделей и модификаций карьерных самосвалов и другой техники грузоподъемностью от 27 до 450 тонн.

В полной мере в эту концепцию укладывается и еще одна жодинская новинка, представляемая в Сочи — фронтальный погрузчик, предназначенный для работы в паре с уже упомянутым 90–тонным самосвалом. Новая машина обладает самым большим ковшом в линейке погрузчиков, выпускаемых БЕЛАЗом — 11,5 кубометра. Так что теперь предприятие в этом сегменте техники ни в чем не уступает западным конкурентам и способно предложить покупателю погрузчики вплоть до самых больших.

Обе новые машины в Беларусь уже не вернутся — на них есть покупатели в России. На БЕЛАЗе рассчитывают найти в Сочи новых потребителей. Для этого заказали российской фирме суперсовременную компьютерную разработку, позволяющую разложить на мониторе или экране конструкцию машины буквально по деталям. Причем будет видно, какая изготовлена в Беларуси, а какая — в России. Кстати, российская составляющая достаточно весома. Тут и электропривод колес, и металл повышенной прочности для кузова самосвала. 

На форуме в Сочи работает представительная делегация БЕЛАЗа во главе с генеральным директором управляющей компании Петром Пархомчиком, чтобы, в частности, подписать ряд соглашений, направленных на расширение производственной кооперации с российскими партнерами. Так, предполагается подписание контракта на поставку 59 карьерных самосвалов с компанией «Кузбассразрезуголь», с компанией «Силовые машины» — на поставку приводов в 2016 году для машин грузоподъемностью 90 — 240 тонн.

Сейчас на заводе в Жодино проходит испытания очередной самосвал–гигант грузоподъемностью 360 тонн. Первый, как известно, бьет рекорды по перевозке вскрышной породы на карьере «Черниговец» в Кузбассе. К концу года будет изготовлен третий такой самосвал. На БЕЛАЗе продолжаются также испытания самого большого в мире по грузоподъемности 450–тонного карьерного самосвала.

Могилевская область. Товарооборот области с регионами России составляет 1 млрд 44 млн долларов. На форуме планируется подписать контракты на 2 млрд российских рублей.

Министерство обороны России, Ленинградская АЭС, столовая в далеком поселке Чукотского автономного округа, куда можно добраться только по воздуху... Что может быть у них общего? Ни за что не угадаете. Правильный ответ: эти объекты, как и множество других российских организаций и учреждений, оборудованы подъемниками ОАО «Могилевлифтмаш».

Лифты могилевского производства давно снискали себе добрую славу. Именно в Могилеве еще в советские времена изготавливались подъемники для космодромов «Байконур» и «Плесецк». Лет 15 назад могилевчане поставили свои лифты для Большого театра в Москве. Сегодня география поставок продукции могилевских лифтостроителей в Россию чрезвычайно обширна — от Калининграда до Владивостока. Участники второго Форума регионов будут иметь возможность познакомиться с самой современной продукцией ОАО «Могилевлифтмаш». Думаю, после этого заказов у предприятия значительно прибавится.

Как, впрочем, это происходит уже сейчас. Незадолго до форума на предприятии узнали: «Могилевлифтмаш» выиграл конкурс на поставку в Санкт–Петербург 446 лифтов. Они придут на замену тем, что уже отработали свой ресурс. Что стоит отметить особо, во время конкурса конкурентами могилевских лифтостроителей были Щербинский лифтостроительный завод и Карачаровский механический завод, ООО «ОТИС Лифт». Все это российские предприятия. Тем не менее, победило белорусское. Почему? Заместитель генерального директора ОАО «Могилевлифтмаш» Сергей Чертков считает, что причин тому несколько:

— Не так давно в Санкт–Петербурге было зарегистрировано совместное предприятие «Невский лифт», в котором мы стали одним из соучредителей. Это СП и разработало для петербургских лифтов свой дизайн. Фактически, мы создали лифт повышенной комфортности. При том что цена осталась низкой, качество нашей продукции отменное. А что еще нужно потребителю?

Неоспоримое достоинство могилевских лифтов — их экономичное энергопотребление. За счет новшеств в электродвигателе, механизме открывания и закрывания дверей, они потребляют на 30 процентов электроэнергии меньше по сравнению с традиционными механизмами. Фактически, это лифты нового поколения, у которых кроме всего прочего — еще и очень плавный ход. Жители домов, где они установлены, говорят: пользоваться могилевскими лифтами одно удовольствие.

Сейчас могилевчане готовятся к новому конкурсу, который собираются объявить в Петербурге. Речь идет о поставке еще 200 лифтов. Белорусские лифтостроители убеждены: им удастся победить конкурентов. Хотя еще год–два назад такой уверенности не было бы. Заместитель председателя Могилевского облисполкома Дмитрий Харитончик отмечает:

— Кооперация экономик Беларуси и России всегда была на высоком уровне. Но еще недавно складывалась парадоксальная и даже в чем–то обидная для белорусских производителей ситуация. Те же машиностроители, покупая комплектующие, сырье, запчасти в России — в изделии они могли составлять от 30 до 70 процентов — не могли продать свою продукцию в РФ. Их туда не пускали, создавая на пути различные препятствия. Сегодня ограничения сняты. И с большей открытостью российского рынка у предприятий появился дополнительный стимул к развитию. Понятно, что на этом встречном пути есть еще некоторые проблемные моменты и нюансы. Как их снять и создать производителям равные условия на общем рынке, думаю, будет идти разговор на Форуме регионов.

Советская Белоруссия № 178 (24808). четверг, 17 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter