Формула-1. Гран-при Нидерландов. Квалификация

Зандфорт всех тестирует на прочность

Третий год подряд приезжаю на берег Северного моря в Зандфорт на Гран-при Нидерландов, и всякий раз поул здесь достается кумиру местных фанатов Максу Ферстаппену. Подумалось даже, может, стоило мне вчера пропустить этот этап, чтобы хоть как-то изменить ситуацию со слишком уж явным доминированием голландского чемпиона? 

Бэнкинг – это поворот с наклоненным профилем трассы

О сложившейся ситуации на чемпионате лучше всего судить по реакции журналистов в пресс-центре автодрома, когда идут последние секунды квалификационных заездов. Это вам не на трибунах, где невооруженным глазом видно «оранжевое засилье» местной публики, которая каждый быстрый круг их героя сопровождает радостным гулом и одобрением. Представители массмедиа приветствуют, как это ни может показаться странным, любой намек на появление интриги. Будь то неожиданное лидерство аутсайдера – типа Александра Элбона из команды «Уильямс» – или неудачный круг кого-то из завсегдатаев финального сегмента, как это было вчера с Льюисом Хэмилтоном. Искренняя спонтанная реакция журналистов на происходящее на трассе по ходу квалификации связана с тем, кому будет посвящен их очередной репортаж. И согласитесь, одно дело – это писать про неожиданный успех и яркое выступление гонщика с «незатертой» от частого упоминания фамилией, совсем другое – это в очередной раз искать неизбитые фразы, чтобы написать о том, что уже повторялось десятки раз по ходу последних двух сезонов.

Пилотирование на грани возможного    

В поисках дополнительных долей секунды, которые можно было бы сэкономить при прохождении зачетного круга, практически всем гонщикам  приходилось идти на риск, пилотируя на самой грани безопасного вождения, а порой даже и за ней. Слишком уж плотными были результаты на этом автодроме, изобилующем множеством каверзных виражей, да еще и с поперечным наклоном профиля трассы, так называемом «бэнкингом» в 3-м и последнем поворотах. Практически ни одна из сессий свободных заездов не обошлась без красных флагов. Кому-то удавалось остаться на траектории, отлавливая в самый последний момент свой болид, а кого-то приходилось увозить на эвакуаторе. Было устойчивое ощущение, что Зандфорт всех тестирует на прочность и профессионализм. 

Австралиец спасает земляка

Наиболее примечательным был инцидент во второй пятничной сессии свободных заездов. Дебютант сезона Оскар Пиастри не удержал свой болид «Макларен» от разворота в 3-м повороте. По правде сказать, до этого дня здесь крайне редко кого разворачивало. Это одно из излюбленных фотографами мест, поскольку машины пролетают на большой скорости по наклонной плоскости в непосредственной близости от защитных барьеров. Но австралиец сумел-таки найти способ, при котором его здесь развернуло. А следом за ним мчался его земляк Даниэль Риккиардо, недавно вернувшийся в чемпионат после нескольких месяцев вынужденного отпуска, куда его «отправил» этот же самый Пиастри. В самый последний момент, спасая Оскара  от неизбежного опасного удара стремительно летящей машины соперника, пилот «Альфа Таури» предпочел направить свой болид прямо в защитный барьер, а не в машину своей бывшей команды. 

Важно еще и не помешать сопернику, который на быстром круге

О результатах такого гуманного решения мы узнали спустя несколько часов. Даниэль вернулся из госпиталя с загипсованной левой рукой. Врачи выявили перелом запястной кости у австралийского героя, что фактически минимум на две ближайшие гонки вывело его из строя. В лучшем случае даже после операции у самого известного специалиста микрохирургии кисти, недавно восстанавливавшего у себя в Барселоне после велосипедной аварии Лэнса Стролла, Риккиардо сможет сесть за руль болида после Гран-при Сингапура. 

Маршалы безучастны? Отнюдь. Они наблюдают за происходящим на большом экране огромного телевизора

А пока что этот инцидент неожиданно открыл дверь в Формулу-1 еще одному дебютанту – Лиаму Лоусону, который значился в резервных гонщиках компании «Ред Булл». Новозеландцу всего 21 год, и после вполне себе успешного прошлого сезона в Формуле-2, который он завершил в итоге на 3-м месте, Лиам был отправлен покорять весьма престижную у новичков японскую Супер-Формулу, где он идет в настоящее время вторым по результатам общего зачета. 

Лиам Лоусон не скрывает радости от своего состоявшегося дебюта в Ф1

И пусть в итоге свою первую квалификацию в Больших призах Лоусон завершил на последнем месте, уступив более секунды ближайшему сопернику Вальттерри Боттасу, новоявленный дебютант сумел проехать свои 12 кругов на подсыхающей трассе, по крайней мере, без аварий.  

Русские снова в Формуле-1?

И да, и нет. Появление Роберта Шварцмана в паддоке Формулы-1 в этом сезоне в роли резервного пилота «Феррари» стало возможным не только благодаря его гоночному таланту, но и израильской лицензии. Ведь Роберт, хотя и выступал в Формуле-2 три года назад под российским флагом, имел право заявиться и от автомобильной федерации Израиля, поскольку имеет двойное гражданство. Именно это и стало его палочкой-выручалочкой в нынешние сложные времена специфического отношения FIA ко всему тому, что связано с Россией. 

В Зандфорте Шварцман сел за руль в качестве новичка на свободных заездах утром в пятницу. Свои 25 кругов он откатал чисто, уступив ближайшему сопернику почти 0.8 сек. Единственный, кого Роберту формально удалось опередить, это был Лэнс Стролл, который не сумел пройти ни одного быстрого круга из-за проблем с мотором.

Лэнс Стролл – почти касаясь отбойников в бэнкинге 3-го поворота

Насколько это пятничное выступление израильско-российского пилота  было важным для итальянской скудерии и самого гонщика, показал инцидент с Даниэлем Риккиардо. Учитывая, что основные пилоты «Феррари» также не избежали аварий в этот уик-энд, шансы у резервистов сесть за руль боевой машины Формулы-1 есть всегда. Это ведь автоспорт. Здесь всякое может случиться.

Шесть команд в первой «шестерке»    

Все утро в субботу Зандфорт «умывался» холодным дождем. Досталось и нам. Пришлось испытать на себе объятия морского бриза с водяными массами, которыми небо, словно порвавшаяся палаточная ткань, окатило нас еще при посадке в автобус на паркинге прессы, где мы оставили свой автомобиль с белорусскими номерами.  

Серхио Перес и Джордж Рассел на выходе из 3-го поворота

Голландцы, привыкшие к таким переменам погоды, весьма стоически выдерживали этот очередной тест на прочность. К моменту начала квалификации Формулы-1 трибуны вновь были заполнены до отказа. Дождь периодически то вновь начинался, то стихал. И даже спринтерскую гонку Формулы-2 пришлось завершить досрочно, так и не позволив будущим звездам мирового автоспорта проехать хотя бы пару кругов без аварий или без машины безопасности. Ее просто отменили уже по ходу гонки. 

К моменту начала квалификации ситуация с состоянием дорожного покрытия улучшилась настолько, что пилоты даже смогли выехать на промежуточных шинах. Асфальт быстро подсыхал, многие ошибались, в том числе даже Макс Ферстаппен проехался по гравию. Лучший круг показал, как это ни странно, Александр Элбон на своем тихоходе марки «Уильямс». Ему удалось опередить действующего чемпиона на 0.02 секунды. 

Даже Макс Ферстаппен едва не попал в аварию в этом повороте

Надо знать характер лидера «Ред Булл», чтобы представить, как это его разозлило. Ему уже приходилось ездить на одинаковых машинах с Элбоном, когда Алекс дебютировал в Формуле-1 и в австрийской  «конюшне» в 2019-м году. И уже опытному на тот момент Максу было не очень сложно доказывать свое преимущество перед напарником. А тут чемпионская машина против болида, завершившего прошлогодний чемпионат на последнем месте. И уже 2-кратный чемпион против гонщика, занимающего 13-е место в личном зачете этого сезона.

Красный фантом на скорости за 300 км/ч

В общем, и второй, и третий сегменты Ферстаппен был впереди всех. В финальной части не обошлось без красных флагов. Причем дважды ими останавливалась квалификация. Сначала машину разбил Логан Сарджент, ему не хватило гравийной ловушки после разворота болида во втором повороте. Его «Уильямс» серьезно пострадал от удара о защитные барьеры. А затем еще за 4 минуты до окончания сессии Шарль Леклер не справился с управлением весьма капризной на этом автодроме своей машины «Феррари».

Мгновения замены шин на болиде Шарля Леклера

Монегаску после аварии руководство скудерии решило заменить не только пострадавшую коробку передач, но и шасси. Фактически за ночь его механикам предстояло построить новый болид на новом шасси, перенеся туда все, что осталось целого и невредимого с аварийной машины.

Дождевые и промежуточные шины в гонке будут иметь решающее значение

Ферстаппен не скрывал радости от своего очередного успеха, поскольку роль везения в подобных условиях меняющейся погоды сильно возрастает. Вторым был Ландо Норрис на «Макларен», который в своей финальной попытке был самым быстрым на первом секторе, но затем просто не сумел также успешно завершить весь круг. С третьим результатом финишировал Джордж Рассел. Британцу удалось сравнять счет в квалификационной дуэли со своим именитым напарником Льюисом Хэмилтоном – 8:8. Британский чемпион жаловался на повышенный износ шин своего «Мерседеса» на подсыхающей трассе. Он будет стартовать лишь 13-м. 

Вместе с Расселом со второго ряда стартует  в сегодняшней гонке всё тот же Александр Элбон. Похоже, машины «Уильямс», настроенные на квалификацию, способны показывать неплохую скорость, благодаря моторам «Мерседес». Ведь даже дебютант Логан Сарджент  попал благодаря переменчивой погоде в заключительный сегмент, в то время как за его пределами оказался 7-кратный чемпион Льюис Хэмилтон. 

Инженер "Мерседес" информирует своих пилотов о результатах круга

На 3-й ряд стартовой решетки выведут свои болиды Фернандо Алонсо («Астон Мартин») и Карлос Сайнс («Феррари»). Таким образом 6 первых мест по результатам квалификации заняли гонщики шести разных команд. И гонка обещает быть весьма интересной. Ведь над автодромом висят тучи, холодный ветер с моря остудил атмосферу в районе Зандфорта  до 16 градусов по Цельсию. И на начало гонки синоптики устойчиво обещают дождь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter