Безопасность с приставкой эко. Что говорит Концепция национальной безопасности об экологической безопасности

Защищенность среды и жизни

Изменение климата, загрязнение природных ресурсов и дефицит различных форм стали частью повестки дня национальной безопасности в странах всего мира

Сокращение озонового слоя, глобальное потепление, загрязнение атмосферы, парниковый эффект, сокращение многообразия биологических видов, живущих на Земле. Все эти и другие проблемы так или иначе могут затронуть и нашу страну. Чтобы не допустить этого, Беларусь во взаимодействии с другими странами предпринимает меры, направленные на снижение влияния человека на природу. От состояния экологии напрямую зависит качество нашей жизни. Ведь воздух, вода, почва и другие неотъемлемые ее составляющие — основа существования человека. Поэтому неудивительно, что экологическая безопасность согласно обновленной Концепции национальной безопасности определена как одна из сфер, которая подлежит защите. В документе под этим термином понимается состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от угроз, возникающих в результате антропогенных воздействий, а также факторов, процессов и явлений природного и техногенного характера.


Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Для каждого из нас бережное отношение к окружающей среде должно стать образом мышления и нормой жизни, для держав и союзов — приоритетным направлением государственной политики.

В приветствии участникам и гостям XV Республиканского экологического форума, 7 июня 2019 года.

Как экологическая повестка становится поводом для торговых войн

Повышенное внимание мирового сообщества к проблемам изменения климата используется в качестве предлога для ограничения доступа белорусской продукции на международные рынки, сдерживания развития белорусской промышленности. Об этом сказано в новой концепции. Какие механизмы используются для этого?

Сегодня в мире все активнее развивается тренд на экологическую маркировку. Подобная сертификация дает преимущества для производителей, однако может быть и барьером для развивающихся государств, поскольку внедрение сертификации сопряжено с дополнительными затратами компаний, а для обеспечения функционирования необходимы квалифицированные кадры, должное техническое обеспечение и система аудита. Экологичность либо неэкологичность произведенной продукции становится маркером для входа на тот или иной рынок. В то же время единых общемировых стандартов в этом вопросе до сих пор нет.

НАТО берется за климат?

Выступая на Общественном форуме НАТО в прошлом году, генеральный секретарь Йенс Столтенберг заявил, что изменение климата приумножает кризисы и что это вопрос большой важности для альянса. Подчеркнув, что «НАТО намерено установить золотой стандарт в решении проблем безопасности, связанных с последствиями изменения климата». По его словам, изменение климата является для НАТО определяющим вызовом времени.

Не популизма для, а пользы ради

Экологическое развитие Беларуси идет логично и последовательно. В отличие, скажем, от Европейского союза, где несколько лет назад была искусственно актуализирована климатическая повестка и звучали громкие заявления об отказе от углеродного сырья, а теперь увеличиваются до максимума его добыча и сжигание угля.
Беларусь последовательно, комплексно и системно реализует экологическую политику. И это дает свои результаты. Так, за последние 20 лет в 2,5 раза уменьшен объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сточных вод на единицу продукции ВВП. В два раза снижена энергоемкость ВВП.
Меры по обеспечению экологической безопасности и благоприятного качества окружающей среды предусмотрены программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021 — 2025 годы и другими государственными программами, такими как «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов», «Белорусский лес», «Энергосбережение», «Комфортное жилье и благоприятная среда».

Помимо этого, важен и национальный план действий по развитию зеленой экономики на 2021 — 2025 годы — это комплексный документ, который реализуется по 12 направлениям с участием 48 заинтересованных госорганов и организаций.

Как будем дальше защищать экологию?

Заканчивается разработка стратегии развития экономики замкнутого цикла в Республике Беларусь до 2035 года. Кроме этого, в Беларуси разрабатывается стратегия долгосрочного развития страны с низким уровнем парниковых газов до 2050‑го, развиваются механизмы зеленого финансирования и другие не менее важные направления: развитие электротранспорта, зеленого строительства, экологического туризма и органической продукции.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Жанна Чернявская, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по экологии и природопользованию:

— Мир вступил в стадию кардинальных изменений — экономических, военно-политических и общественных. Но нас волнуют больше всего такие проблемы человечества, как нехватка продовольствия и природных ресурсов, климатические изменения, антропогенное воздействие на окружающую среду. Сегодня в стране активно внедряются механизмы зеленой экономики: ресурсосбережение и энергоэффективность, уменьшение объемов образования отходов и максимальная их переработка. Если 10 лет назад в переработку шло 10 процентов от общего объема, то сегодня уже 32 процента. Стоит задача к 2030 году выйти на 60 процентов. Особое внимание уделяется рациональному использованию природных ресурсов, а запуск БелАЭС как раз работает на эту цель. Так как это экологически чистый, надежный источник энергии.

ЦИФРА

Экологические факторы в мире ежегодно уносят жизни около 13 млн человек. В последние 10 лет изменения погодных условий привели к вынужденному перемещению 23 млн человек в год.

Национальные интересы в экологической сфере согласно проекту Концепции национальной безопасности:

♦ сохранение благоприятной окружающей среды для жизнедеятельности населения;

♦ преодоление негативных последствий радиоактивного загрязнения и иных чрезвычайных ситуаций, реабилитация экологически нарушенных территорий;

♦ экологически ориентированное социально-экономическое развитие государства;

♦ рациональное (устойчивое) использование природно-ресурсного потенциала, а также сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, экологического равновесия природных систем;

♦ адаптация к изменению климата.

Внутренние источники угроз национальной безопасности:

♦ высокая концентрация на территории Беларуси экологически опасных объектов, их размещение вблизи жилых зон и систем жизнеобеспечения;

♦ радиоактивное загрязнение;

♦ повышенные уровни выбросов и сбросов загрязняющих веществ, образования отходов;

♦ недостаточное развитие правовых и экономических механизмов обеспечения экологической безопасности, систем учета природных ресурсов, качества окружающей среды.

Внешние источники угроз национальной безопасности:

♦ глобальные изменения окружающей природной среды, связанные с изменением климата, разрушением озонового слоя, сокращением биоразнообразия;

♦ трансграничный перенос загрязняющих веществ на территорию Республики Беларусь воздушными и водными потоками, проникновение инвазивных видов животных и растений;

♦ размещение вблизи границ Беларуси крупных экологически опасных объектов, хранение отработанного ядерного топлива, захоронение ядерных отходов на сопредельных территориях.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter